Вход  Карта сайта
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ В СТАНОВЛЕНИИ И... > СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ...

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ...

    КАЧАНОВА Наталья Анатольевна

    СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ
    ИНТЕНСИВНЫХ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ
    НА ДИНАМИКУ ПСИХОДУХОВНОГО КРИЗИСА

    Специальность 19.00.05. – социальная психология

    АВТОРЕФЕРАТ
    диссертации на соискание ученой степени
    кандидата психологических наук

    Ярославль – 2003

    Работа выполнена на кафедре социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.

    Научный руководитель— доктор психологических наук, профессор Козлов Владимир Васильевич

    Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Томашов Валерий Васильевич

    кандидат психологических наук, доцент Жедунова Людмила Григорьевна

    Ведущая организация: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

    С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ЯрГУ

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Актуальность проблемы За последнее десятилетие резко возрос научно-практический интерес к проблеме кризисных состояний и помощи при различных видах кризисов. Политическое, экономическое, социальное, экологическое неблагополучие, нестабильность в стране, ускорение темпа жизни, повышение (или понижение) уровня жизни, потеря всеми слоями населения привычных, стереотипных ценностей и установок, — все это вызывает массовое увеличение напряжения с соответствующей симптоматикой: повышение уровня общей тревожности, возрастание таких переживаний, как одиночество, ненужность, бессмысленность существования, страх за будущее и многое другое, что хорошо известно специалистам (педагогам, социологам, психологам, психотерапевтам, социальным работникам). Значительно увеличивается количество людей, попадающих в кризисное состояние. В современном обществе многие социальные цели, ценности, убеждения, идеалы резко изменились. Старые нормы и ценности, которые господствовали в общественном сознании и поддерживались соответствующими социальными, идеологическими институтами, во многом уже не соответствуют тем отношениям, которые формируются рыночной экономикой, новыми реалиями политической жизни и т.д. В то же время новые ценности и нормы, регулирующие массовое социальное поведение еще не утвердились. Острота социально-экономических проблем, резкая имущественная дифференциация населения, образовавшийся "разрыв" в системе прошлых и новых социальных ценностей и норм объективировали духовный кризис общества.

    Личностные кризисы, с которыми человек сталкивается повседневно, не являются объектом пристального внимания исследователей, а самые значимые из них — психодуховные и экзистенциальные кризисы – исследуются явно недостаточно. Проблема классификации кризисов и кризисных состояний сложна и неоднозначна. В данном исследовании рассматривается тема психодуховного кризиса как отдельно взятого с некоторыми присущими ему особенностями. Это продиктовано тем, что в научной литературе они описаны мало и конспективно.

    Исходя из выше сказанного, в настоящее время имеется острая потребность в изучении состояния психики человека, особенностей развития его личности в кризисных, нестабильных условиях социальной действительности.

    Цель исследования– комплексное изучение социально- психологических аспектов психодуховного кризиса и анализ влияния ИИПТ на изменение личностных параметров у клиентов, переживающих психодуховный кризис.

    Цель конкретизировалась в следующих задачах:

    1. Систематизировать теоретические подходы и концепции и обосновать использование интегративного подхода в тренинговой работе с клиентами, переживающими психодуховный кризис.

    2.Исследовать особенности протекания психодуховного кризиса у мужчин и женщин и определить, какие изменения происходят в отношении индивидуума к самому себе до прохождения тренинговой программы (т.е. в момент непосредственного пребывания в кризисе) и после нее.

    3. Определить особенности влияния ИИПТ на динамику следующих показателей: оценки, силы, активности, ценностей, эмоционального состояния и других переменных.

    4. Определить на основе полученных в ходе тестирования данных, насколько оправдано применение ИИПТ при работе с клиентами, находящимися в кризисной ситуации и дать конкретные рекомендации по применению в работе с кризисами программ, использующих ИИПТ.

    Гипотезы исследования:

    1. Психодуховный кризис имеет различную детерминацию у мужчин и женщин.

    2. Каждый этап психодуховного кризиса имеет свое смысловое содержание.

    3. ИИПТ способствуют быстрому и эффективному прохождению через психодуховный кризис и формируют устойчивый навык переживания различных пограничных состояний в кризисной ситуации без помощи профессионала.

    4. Завершение психодуховного кризиса способствует более высокому уровню интегрированности личности, социальной адаптации и креативности.

    Объект исследования. Исследование проводилось в 1997 – 2002 гг. на тренингах в группах личностного роста, проводившихся на базе Образовательного бизнес-центра "Профессионал" (г. Минск). Объектом исследования явились участники тренинговой программы, основанной на применении интенсивных интегративных психотехнологий, которые по субъективным и объективным показателям переживали психодуховный кризис. Объем выборки составил 110 человек (78 женщин и 32 мужчины). Образовательная характеристика – все с высшим образованием. Возраст испытуемых: от 25 до 35 лет.

    Предмет исследования – анализ влияния ИИПТ на изменение личностных и социально- психологических параметров личности, находящейся в состоянии психодуховного кризиса.

    Методологическая основа. Работа основана на теоретических и методологических положениях отечественной и зарубежной психологии и психотерапии: В области психологии личности — изложенных в трудах З. Фрейда, К. Хорни, К.Г. Юнга, Г. Олпорта. В области возрастной психологии – в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона. Б.С. Братуся. В области пограничных состояний психики – в работах Ю.А. Александровского, Б.С. Братуся, Е.Н. Ворониной. В области психофизиологии и адаптационных механизмов – в работах Б.Д. Карвасарского, Е.Щ. Лазебной, С. Ледера, Г. Селье. В области социальной психологии – в работах Б.Г. Ананьева, М. Рокича, Г.М. Андреевой, В.В. Козлова, В.В. Новикова, В.А. Мазилова, М. Щербакова. В области гуманистической психологии – в работах А. Маслоу, Ф. Перзла, К. Роджерса, Э. Фромма, В. Франкла, Э. Шострома. В области трансперсональной психологии – в работах Р. Ассаджиоли, С. Грофа, В.В. Козлова, Р. Мэйя, К. Минделла, С. Всехсвятского, В. Майкова, Ч. Тарта, К. Уилбера.

    Методы исследования. В работе использованы стандартные методики, апробированные в психологической диагностической практике: теоретический анализ психологической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование. В качестве конкретных диагностических методик использовались: "Личностный семантический дифференциал", адаптированный в НИИ им. Бехтерева, "Опросник терминальных ценностей (ОтеЦ)" И.Г. Сенина и др.

    Достоверность результатов исследования обеспечивается фундаментальными и методологическими позициями, основанными на общепризнанных идеях отечественных и зарубежных психологов; сочетанием научно- обоснованных теоретических и эмпирических методов исследования; репрезентативной выборкой испытуемых.

    Научная новизна исследования и теоретическая значимость работы. В работе выделена и обобщена суть психодуховного кризиса как психологического явления. Впервые в диссертации разработан интегративный подход, синтезирующий научно- практические методы изучения психологических основ применения интенсивных интегративных психотехнологий в работе с психодуховными кризисами. Выявлено влияние психодуховного кризиса на личность. Полученные в исследовании данные имеют значение для более полного понимания особенностей психодуховного кризиса, его феноменологии и динамики, а также механизмов, влияющих на его протекание и завершение.

    Практическая значимость исследования. На основе результатов диссертационного исследования подготовлены и реализованы программы и методы обучения специалистов навыкам работы с клиентами в психодуховных кризисах. В работе предложены и обоснованы принципы составления тренинговых программ для распознавания, психологической коррекции и поддержки клиентов, переживающих психодуховный кризис. Принципы могут быть использованы как основа для построения коррекционных занятий практическими психологами, психотерапевтами и психиатрами.

    Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования неоднократно обсуждались на методологических семинарах и научно- практических конференциях, организованных на базе Института Развития Личности (Москва, 2001-2002). Основополагающие идеи диссертации были предоставлены в качестве докладов или выступлений на многих Российских конференциях, симпозиумах в Москве, Санкт-Петербурге, Минске и др. городах России, ближнего и дальнего зарубежья. Тезисы данной работы были представлены на семинаре "Антикризисные психологические программы в условиях экономической нестабильности" (Минск, Беларусь, 2001), на Международном Конгрессе "Проблемы социальной психологии XXI столетия» (Ярославль, 2001), на Всероссийской научно-практической конференции "Психология и психотерапия" (Санкт-Петербург, 2002), на Международном Конгрессе "Социальная психология XXI столетия" (Ярославль, 2002), на региональной межвузовской научно- практической конференции "Духовный мир молодого человека и будущее России" (Арзамас, 2003), на психологической конференции "Проблемы интеграции русскоязычного населения" (г. Дортмунд, Германия, 2003).

    Результаты исследования положены в основу разработки комплексной программы на основе ИИПТ по работе с кризисными состояниями, проводящейся на протяжении 4 лет в рамках Образовательного бизнес- центра "Профессионал" (Беларусь, Минск), а также внедрены в работу с эмигрантами, переживающими психологические трудности, возникающие в связи с интеграцией в условиях чужой страны (г. Дортмунд, Германия).

    По теме диссертации опубликовано 6 статей.

    Положения, выносимые на защиту:

    1. Причины возникновения психодуховного кризиса у мужчин и женщин различны.

    2. Тренинговые программы, основанные на ИИПТ, приводят к позитивным изменениям в образе "Я-реального", что отражается в возрастании после тренинга таких интегральных показателей, как оценка, сила и активность клиентов.

    3. ИИПТ позволяет уменьшить разрыв между восприятием своего "Я-реального" и "Я-идеального", что способствует проактивности личности, ее самореализации и социальной адаптации в обществе.

    4. Использование ИИПТ приводит к повышению эмоционального фона в состоянии клиентов, к изменению значимости терминальных ценностей и жизненных сфер личности.

    5. Каждый этап психодуховного кризиса имеет свое смысловое содержание.

    6. Изменения исследуемых параметров устойчивы во времени.

    Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, теоретического анализа проблемы из 2-х глав, экспериментальной части, заключения, списка литературы и 5 приложений. Содержит таблицы, графики и диаграммы. Библиография содержит 252 наименования, из которых 28 – на английском языке.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

    Во введении обосновывается актуальность и новизна исследуемой темы, определяются объект и предмет исследования, формулируются его цель и задачи, гипотезы исследования, раскрываются теоретическая и практическая значимость, излагаются положения, выносимые на защиту.

    В главе 1. "Феноменология психодуховного кризиса" рассматриваются существующие взгляды на саму суть психодуховного кризиса во всем их многообразии. Раскрывается научное понятие психодуховного кризиса как ситуации, вовлекающей личность в процесс радикального изменения с различных точек зрения (Л.С. Выготский, К.Г. Юнг, Н.Д. Левитов, Т.Н. Матасова, Е.Н. Воронина, В.В. Козлов, Г. Никлис, И. Пригожин, Г. Селье, Г. Хилл, Э. Лайндманн, Д. Канлан и др.). Также в ней указываются предпосылки его возникновения и паттерны переживания.

    Указывается на тенденцию в классической психотерапии приписывать характеристики патологических состояний даже в тех случаях, где органические причины не обнаружены, и как следствие сосредотачивать усилия на подавлении симптомов кризисного состояния в основном медикаментозными средствами. Анализируется состояние проблемы нормы как феномена социально- психологической оценки поведения, социально-психологической адаптации, как основной сферы поведения и отклоняющегося поведения. Рассматриваются такие понятия как "психическое здоровье", "норма" и "патология" (Б.С. Братусь, Б.Д. Карвасарский). В главе показано, что в психологических исследованиях отклоняющегося поведения пределы нормативного поведения не были очерчены, неоднозначность в оценке нормативности не устранялась. Во многих психологических исследованиях наблюдаются попытки изучить собственно норму, но эта проблема каждый раз ускользала из поля зрения ученых из-за неясности критериев ее оценки. Указывается на острую необходимость пересмотра и расширения достаточно ограниченного взгляда на природу и измерения человеческой психики. (В.Ф. Шевчук). Далее в главе приведены принципы и задачи кризисной психотерапии. Показаны различные виды кризисной терапии (аксиопсихотерапия, профилактически- ориентированная патогенетическая психотерапия, групповая кризисная терапия, телефон доверия, кабинет социально- психологической помощи, стационарные отделения кризисных состояний, суицидальная помощь, экстренная кризисная терапия и др.). Рассматриваются проблемы и возможности интегративной психотерапии. Изложены основные зарубежные интегративные подходы к изучению психодуховного кризиса (холономный подход С. Грофа, уровни развития сознания К. Уилбера, психосинтез Р. Ассаджиоли, теория самоактуализации А. Маслоу).

    Анализируются отечественные интегративные подходы к изучению психодуховного кризиса (интенсивные интегративные психотехнологии В.В. Козлова, эволюционно- ориентированная психотерапия В. Всехсвятского, кластерная теория интеграции М. Щербакова).

    В главе сделан вывод, что огромная часть жизни человека связана с реализацией фундаментальных биологических потребностей в кислороде, пище, воде, тепле, физической целостности, продолжении рода. Если же эти первичные потребности удовлетворены, то индивид решает проблему удовлетворения потребностей иного уровня — экзистенциального: "ноогенного" (В. Франкл), "онтологического" (Р.Д. Лэйнг, Д. Купер), "верхние группы" в системе иерархии потребностей (А. Маслоу), "уровня Кентавра" (К. Уилбер), "уровня автономности" (Э. Фромм), "уровня смысла жизни" (Р. Мэй), "уровня аутентичности" (С. Кьеркегор и Хайдеггер), "трансперсонального слоя" (В. Всехсвятский), "глубинного кластера" (М. Щербаков), "Я-духовное" (В.В. Козлов) и т.д. Традиционно в гуманистической психологии к подобным потребностям, составляющим большую часть жизнедеятельности человека, относят такие потребности, как стремление к достижению, принадлежности к определенной группе, власти, потребность в безопасности, автономии, любви, самоуважение, самоактуализация, самореализация, самопредъявление, самоидентификация. В исследовании экзистенциальные кризисы рассматриваются как кризис на внутриличностном плане, который может совпадать (провоцировать) кризис на внешнем, бытийном плане, в реальной жизни индивида.

    В главе 2. "Динамика психодуховного кризиса: причины, процесс, цели и результаты" проводится анализ причин возникновения психодуховного кризиса в отечественном интегративном подходе. Определено "Я-духовное" и выявлены в его структуре составляющие, которые под воздействием духовного развития подвергаются радикальному преобразованию. Такая фундаментальная трансформация проходит несколько критических стадий, которые нередко сопровождаются психодуховными кризисами различной интенсивности, содержания и продолжительности.

    Показано, что основными причинами духовного кризиса в отечественном интегративном подходе рассматриваются:

    1) деформация структуры Эго;

    2) невозможность реализовать основные тенденции личности;

    3) недостаточное количество витальности или отсутствие способности концентрировать энергию в выбранном направлении.

    У многих специалистов выделение данного типа причин психодуховного кризиса может вызвать естественный протест, т.к. упадок сил и буйство энергии, как правило, являются уже следствием неправильного взаимодействия с жизненной энергией. Исходя из концепции В.В. Козлова, выделяются пять основных этапов психодуховного кризиса, неких форм существования, отличающиеся по смыслу и силе переживания: обыденная жизнь человека с его привычными заботами и функциями, зов, смерть- возрождение, урок, завершение кризиса и возвращение к обычной жизни с новыми качествами. Даются основные характеристики этапов психодуховного кризиса.

    Далее в главе рассматривается процесс трансформации личности и возникающие во время него проблемы консультирования и терапевтического воздействия с точки зрения различных авторов: К.Г. Юнг, Ч. Тарт, В.В. Козлов, В. Майков, М. Щербаков.

    Выделяются следующие требования к психотехникам со стороны клиентов, своеобразный социальный запрос к особенностям психотехник: а) интенсивность; б) комплексность, системность, целостность; в) адаптивностью психотехнологий в социальном пространстве; г) обеспечением свободы клиента; д) безопасность.

    Даны рекомендации по проведению трансформационной работы в групповой форме, что обусловлено эволюционной целесообразностью, разработанностью группового подхода в структуре социальной психологии и психотерапии, психологическими преимуществами групповой работы. Сделан упор на некоторые особенности стратегии профессионального взаимодействия с клиентом или пациентом, проявляющим признаки психодуховного кризиса.

    В главе анализируются подходы к определению понятия "самоактуализация" с точки зрения представителей различных психологических направлений (З. Фрейд, В. Райх, О. Ранк, К.Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Шостром, Ф. Перлз, Р. Ассаджиоли, С. Гроф). Рассматривается соотношение понятий интеграций и самоактуализации как результатов завершения психодуховного кризиса.

    Далее определяется понятие "самоактуализация" в интенсивных интегративных психотехнологиях и обосновывается применение интенсивных интегративных психотехнологий как способствующих быстрому и эффективному прохождению через психодуховный кризис и способствующие более высокому уровню интегрированности личности и ее социальной адаптации.

    Резюмируя вышеописанные данные, приводимые в литературных источниках, можно предположить наличие двух уровней самоактуализации. Первый уровень детально разработан представителями гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Ф. Перлз, Э. Шостром и др.). Второй гипотетический уровень самоактуализации может быть связан с исследованиями психологов трансперсонального направления, таких, как К.Г. Юнг, Р. Ассаджиоли, С. Гроф. Эти исследователи непосредственно изучением самоактуализации (самореализации) не занимались, касаясь этого феномена как бы вскользь. Наши представления, которые мы содержательно раскрывали в понятии интеграции, охватывают оба уровня самоактуализации.

    В главе 3. "Исследование влияния ИИПТ на динамику "психодуховного кризиса" конкретизируется постановка проблемы в условиях современного общества, характеризуется выборка, основные методы и процедуры исследования. Образовательный уровень выборки достаточно существенен, так как описываемые психодуховные кризисы прямо связаны с уровнем развития сознания индивида. Представлены собственно эмпирические исследования влияния ИИПТ на динамику кризисного состояния, на формирование более высокого уровня интегрированности личности, на динамику изменений терминальных ценностей и субъективного эмоционального состояния.

    Целью эмпирического этапа исследования было комплексное изучение социально- психологических аспектов психодуховного кризиса и анализ влияния интенсивных интегративных психотехнологий на изменение личностных параметров у клиентов, переживающих психодуховный кризис, таких, как представление "Я-реального" и "Я-идеального" (включающее в себя параметры оценки, силы и активности), значимость терминальных ценностей и жизненных сфер личности, эмоциональное состояние. Также были проанализированы причины возникновения психодуховного кризиса у мужчин и женщин. Проведено исследование на выявление отличий смыслового содержания каждого этапа психодуховного кризиса.

    Для анализа эмпирических данных был использован ряд статистических методов: контент- анализ, корреляционный вид анализа; критерий достоверности различий Стьюдента. Все результаты в работе рассмотрены при p<0,05. Приведем наиболее значимые из полученных результатов. При исследовании причин возникновения психодуховного кризиса выявлено:

    1. Различия в мужской и женской выборке незначимы по параметрам "потеря близкого человека", "околосмертные переживания", "потеря смысла жизни". Это позволяет говорить о стирании половой границы при столкновении индивида с ситуациями и переживаниями, связанными с такими понятиями, как смерть, смысл жизни и т.д., т.е. затрагивающими область "Я-духовное".

    2.Значимость различий по некоторым параметрам в мужской и женской выборках указывает на следующее: женщины более склонны к общению, сопереживанию, поэтому более подвержены фрустрации из-за потери близких контактов, чем мужчины. С другой стороны, сконцентрированность мужчин на завоевании социального пространства и увеличении материального благосостояния ставит под удар их психическое здоровье при возникновении трудностей в сфере материального и социального.

    Исследование влияния ИИПТ на оценивание образа "Я-реального" и "Я-идеального" показало, что:

    1. Тренинговые программы на основе ИИПТ могут являться быстрым и эффективным средством в работе психолога с индивидуумами, находящимися в тяжелом кризисном состоянии.

    2. Тренинговые программы на основе ИИПТ поднимают общий эмоциональный фон (что более ярко выражено у женщин) по сравнению с обычным состоянием, что имеет как положительный момент – хорошее настроение признается необходимым условием полноценного существования человека, так и ставит неизбежный вопрос о возможном эффекте зависимости от тренинговой терапии. Это момент может повлечь за собой превращение "кризисной" личности в "вечного клиента", перебирающего тренинги и терапевтов в погоне за допингом положительных эмоций без попытки реорганизации своей собственной жизни.

    По истечении 1-3-х месяцев происходит спад эмоционального состояния по сравнению с показателями сразу же после прохождения тренинга, что свидетельствует о возвращении индивидуума к привычному существованию. Однако этот спад незначителен и не пересекает границу показателей эмоционального фона, присутствовавшего у клиентов до начала кризиса как такового. Причем у женщин данная зависимость просматривается больше, чем у мужчин. Таким образом, тренинговые программы на основе ИИПТ помогают сформировать у личности достаточный запас прочности в перенесении жизненных неудач, лишений и испытаний.

    Согласно концепции В.В. Козлова, в период кризиса личность проходит определенные этапы, характеризующиеся различным содержанием по следующим параметрам: эмоциональная насыщенность и интенсивность, физическое состояние, смысловое содержание. Можно предполагать наличие, как сходных проявлений этих стадий, так и проявлений, отличающих одну стадию от другой. Однако пока не существует экспериментального подтверждения этому предположению.

    За основу была выдвинута гипотеза: индивид, переживая психодуховный кризис, проходит определенные этапы, отчетливо выраженные в его субъективном восприятии через смысловое содержание. Экспериментально зафиксировано использование испытуемыми различных описательных единиц для каждого отдельного этапа.

    Следует заметить, что в данном виде кризиса совсем не выражены такие паттерны переживаний, как неуверенность в себе, агрессия по отношению к окружающим, что может свидетельствовать о том, что человек в зоне духовного кризиса слишком занят своими переживаниями и на время "выпадает" из жизни социума, что может стать новым источником проблем, как для данного человека, так и для его близких. Еще одним подтверждением этой гипотезе служит тот факт, что в выделенные нами характеристики духовного кризиса не входит ни одно описание переживания человеком себя в социуме.

    Были выявлены значимые различия между женской и мужской выборками. Выяснилось, что мужчины чаще женщин испытывают отчаяние, агрессию по отношению к окружающим и к себе; в то время как женщины чаще упоминали о чувстве одиночества и в периоды кризиса. Были выявлены значимые различия между мужской и женской выборками по таким паттернам переживаний, как одиночество, агрессия по отношению к себе и окружающим.

    Полученные результаты согласуются с данными гендерной психологии: известно, что женщины более ориентированы на межличностное общение, а мужчины – на предметную деятельность. Исходя из этого, можно объяснить преобладание чувства одиночества и боязни одиночества в женской выборке большей потребностью женщин в общении. Большая выраженность таких характеристик личностного кризиса в мужской выборке, как отчаяние и аутодеструктивная агрессия, говорит о том, что мужчины переживают кризисный период более тяжело и существует более выраженная суицидная тенденция в мужской выборке, что также подтверждается литературными данными о большем числе самоубийств среди мужчин по сравнению с женщинами.

    Выводы:

    1. Стадии психодуховного кризиса имеют различные смысловые характеристики, причем они отличаются у мужчин и женщин.

    2. Протекание кризисных периодов у мужчин и женщин имеет некоторые различия: так, вследствие большей потребности в общении женщины острее переживают одиночество в периоды кризисов. Мужчины отличаются большей агрессивностью в период психодуховного кризиса.

    3. На основании результатов появляется возможность диагностировать особенности пребывания человека в зоне психодуховного кризиса, своевременно определять потребность в психологической помощи, а также выработать программы психологической помощи людям в зависимости от вида кризиса, в котором они находятся, и от пола.

    Исследование влияния ИИПТ на значимость терминальных ценностей и сфер жизни личности, переживающей психодуховный кризис, показало следующее:

    Обращает на себя внимание наличие двух устойчивых факторных связей:

    1) собственный престиж, креативность, достижения, духовное удовлетворение;

    2) высокое материальное положение, сохранение собственной индивидуальности, активные социальные контакты.

    Рассматривая первую факторную группу, следует отметить максимальное значение связи "Собственный престиж-Креативность" и "Собственный престиж — Духовное удовлетворение", что указывает взаимную интеграцию перечисленных трех ценностей, которые дополняются ценностью «Достижения». Здесь можно отметить взаимоподстегивающую связь этих ценностей, на которую указывает положительное значение всех корреляционных связей, что можно расценивать как постоянное стремление к повышению своего статуса с подключением творческих способностей и желанием духовного удовлетворения.

    Рассматривая относительно сниженные корреляционные связи с фактором "Достижения" можно предположить, что респонденты в большинстве своем ориентированы на стратегию "процесс", нежели на "результат".

    Рассматривая вторую факторную группу, отметим более низкие корреляционные связи по сравнению со связями первой группы, где ведущее значение у связи "Высокое материальное положение — Активные социальные контакты", что можно интерпретировать как оценку своего материального положения как причина-следствие активности социальных контактов, т.к. чем выше активность, тем выше мат. положение и наоборот — чем выше материальное положение, тем выше активность. Такую картину можно расценивать как зависимость социальной активности от ощущения своих материальных потенций.

    Данную тенденцию к значимости социального статуса подчеркивает положительная корреляционная связь "Высокое материальное положение-Сохранение собственной индивидуальности".

    Стоит отметить у данной группы то, что очень незначительные связи оказались у фактора "Развитие себя", а также низкие значения связей фактора "Сохранение собственной индивидуальности" наводит на мысль о значимости для мужской группы мнения окружающих, влияния группы и т.п. Т.е. мы можем заключить, что мужчины проходят тренинги, не руководствуясь стремлением к саморазвитию, а по внешним причинам.

    Сравнивая средние показатели, получаем, что максимально значимое значение у этой группы имеет ценность "Сохранение собственной индивидуальности", затем "Развитие себя", "Креативность". В связи с тем, что в корреляциях их связи не значимы, мы можем предположить, что мужчины рассматривают прохождение групп как способ накопления собственных защит, т.к. развитие себя и собственной креативности (очень модные и социально одобряемые объяснения участию в таких группах) на самом деле стремление создать новые защитные механизмы разрушающему влиянию психодуховного кризиса.

    Интерпретация полученных результатов. Рассматривая данные факторные группы, следует отметить максимальное значение связи "Сфера обучения — Достижения" и равные по значению связи "Сфера обучения — Собственный престиж" и "Сфера обучения — Духовное удовлетворение", что указывает взаимную интеграцию перечисленных трех ценностей, которые дополняются признаком "Сфера профессиональной жизни". Здесь можно отметить взаимоподстегивающую связь этих ценностей, на которую указывает положительное значение всех корреляционных связей, что можно расценивать как выделение респондентами этих двух сфер своей жизни, как значимых. И уделение им внимания несет в себе возможность постоянного повышения своего статуса, достижений и духовным удовлетворением.

    Обращает на себя внимание наличие двух устойчивых факторных связей:

    1) собственный престиж, развитие себя, креативность, достижения, духовное удовлетворение, активные социальные контакты;

    2) сохранение собственной индивидуальности, развитие себя, духовное удовлетворение.

    На основании полученных данных мы можем утверждать, что тренинги на основе ИИПТ воздействуют на уровень ценностей индивидуума, вне зависимости от пола и возраста, что доказывается явным наличием изменений в точках предъявления опросника до и после тренинговой программы.

    У мужчин сразу после тренинга по показателям "Терминальные ценности" и "Жизненные сферы" наблюдается увеличение, кроме Шкалы "Семейная жизнь". Однако в течение года ситуация стабилизируется и критерий значимости по данному показателю снова возрастает. Данный факт имеет место в связи с необходимостью активно социализирующейся личности иметь чувство безопасности и защищенности, так называемую "гавань", куда можно вернуться и отдохнуть, спасаясь от бурь и ветров социальной жизни.

    По истечении одного года происходит естественное снижение показателей, однако по шкалам "Высокое материальное положение", "Активные социальные контакты", "Сохранение индивидуальности", "Сфера общественной жизни", "Сфера увлечений" наблюдается незначительное уменьшение значимости данных параметров. Мы связываем эту ситуацию с адаптацией индивидуума к условиям окружающей среды, т.е. современным кризисным положением, как в экономической, так и в социальных сферах. Из чего следует естественное снижение социальной активности личности при наличии внешних ограничивающих факторов.

    У женщин сразу после тренинга по показателям "Терминальные ценности" и "Жизненные сферы" наблюдается увеличение, кроме Шкалы "Семейная жизнь". К концу года значимость "сферы семейной жизни" по сравнению с периодом до тренинга уменьшилась в 0,68 раз. Возможно, семья для женщины является не столько местом отдыха, сколько местом приложения как моральных, так и физических сил. И при возрастании ее социальной активности происходит естественное перераспределение энергии из данной сферы в другие.

    У женщин по истечении одного года происходит естественное снижение показателей, и по шкале "Высокое материальное положение", наблюдается незначительное уменьшение значимости данного параметра. Возможно, конкретная тематика тренинга, направленная на осмысление своей жизни, обращение к свои глубинам, немного обесценивает значимость материальной сферы в жизни индивида по сравнению с другими сферами.

    Наибольшее влияние тренинг по ИИПТ оказывает на следующие параметры:

    У мужчин – на собственный престиж, креативность и сферу профессиональной жизни. Устойчивость параметров во времени наблюдается в сфере профессиональной жизни.

    У женщин – на собственный престиж, креативность, развитие себя, достижения, а также сферу профессиональной жизни. Устойчивость параметров во времени наблюдается по собственному престижу, креативности, сфере профессиональной жизни и увлечений.

    Основные выводы по работе:

    Личностные кризисы – это психические состояния, которые, по определению Н.Д. Левитова, являются целостной характеристикой психической деятельности на определенном отрезке времени, показывающей своеобразие протекающих психических процессов в зависимости от отраженных предметов и явлений, предшествующих состояний и свойств личности. По своей структуре психические состояния – это своего рода синдромы, отличающиеся по знаку (позитивные или негативные), предметной направленности, длительности, интенсивности, устойчивости и одновременно проявляющиеся в познавательной, эмоциональной, волевой и других сферах психики.

    В своем исследовании мы придерживались взгляда, что кризисные состояния— неотъемлемая часть жизни, личностного развития каждого человека; кризисы – жизненные периоды, максимально благоприятные для повышения уровня развития личности; кризисные изменения в значительной степени влияют на дальнейшее направление развития человека; и проявления различных видов кризисов имеют отличия. Козлов разделяет кризис на пять основных этапов, неких форм существования, отличающиеся по смыслу и силе переживания.

    Отталкиваясь от данной теоретической предпосылки, мы предполагаем, что человек обладает собственной изнутри идущей активностью, стремлением к росту, к реализации своего внутреннего потенциала. Психотерапевт может только способствовать развитию собственной активности человека. Тренинговые терапевтические группы являются, прежде всего, способом ускорения психологического развития и самореализации нормально функционирующей личности и только во второю очередь работа тренера, терапевта направлена на исправление симптоматического невротического поведения.

    В кризисном состоянии человек особенно чувствителен к помощи, поскольку привычные защитные механизмы ослаблены, обычные модели поведения представляются неадекватными, т.е. индивид становится более открытым для внешних влияний. Минимальное усилие в этот период может дать максимальный эффект, и, соответствующим образом, направленная небольшая помощь может улучшить ситуацию более чем интенсивная помощь в периоды меньшей эмоциональной восприимчивости.

    Цель психологической и социальной работы в условиях психодуховного кризиса — приведение личности к большей целостности, к меньшей конфликтности, раздробленности сознания, деятельности, поведения.

    Перед психологом и социальным работником стоят следующие задачи:

    1) помочь клиенту пережить конфликты и иные психотравмирующие ситуации;

    2) помочь клиенту актуализировать творческие, интеллектуальные, личностные, духовные и физические ресурсы для выхода из кризисного состояния;

    3) способствовать укреплению самоуважения клиентов и их уверенности в себе;

    4) содействовать расширению у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей.

    Результатом данного процесса могут служить такие состояния как уверенность в смысле жизни, вера в конечную ценность своего "Я" и самоценность других индивидуумов, убежденность в смысле мироздания, которая помогает преодолеть собственное ощущение неуверенности – только достижение всего этого принесет человеку уверенность и мужество, необходимые для того, чтобы жить.

    Существующие на настоящий момент методы научного исследования не ориентированы на изучение глубинной бессознательной динамики человеческой психики. Однако это не должно быть основанием для редукции кризисных переживаний исключительно к клинической психопатологии.

    Определенным мостом между традиционными научными подходами и феноменологией психодуховных кризисов может быть тот факт, что некоторые формы интенсивной эмпирической психотерапии (холотропная и психоделическая) способны, с одной стороны, приводить к радикальному разрешению кризисных проблем, а с другой— в определенных условиях катализировать у людей (не имеющих изначально каких- либо осознаваемых внутренних проблем) кризисные проявления. Следовательно, мощные эмпирические методы могут являться независимой переменной при организации экспериментального исследования психодуховных кризисов.

    Наибольший научный интерес, на наш взгляд, представляют собой позитивные последствия пережитого кризисного состояния, которые можно расценить как проявление личностной трансформации. В качестве методик исследования трансформации здесь могут быть использованы батареи тестов, созданных в научном пространстве гуманистической психологии, методологически наиболее близкой трансперсональной парадигме.

    Проблемы, связанные с психодиагностикой психодуховного кризиса, а также последующей социальной адаптации и самоактуализации личности, очень разнообразны и сложны. В настоящее время, пожалуй, нет какой- либо специальной методики, которая бы надежно решала задачу комплексной психодиагностики. При этом необходимо отметить, что, конечно, существуют методики, связанные с проблематикой социальной адаптации и самоактуализации. Но все они направлены на диагностику только какой-то одной составляющей. Хотя в описании методик это важное обстоятельство вовсе не всегда оговаривается. Сложность же проблемы состоит в том, что комплексная психодиагностика должна быть одновременно направлена на диагностику общего уровня социальной адаптации личности, на диагностику адаптированности как конкретного состояния личности, на диагностику адаптационного потенциала личности и на степень ее самоактуализированности.

    Таким образом, феноменология и динамика психодуховных кризисов может стать поистине безграничным полем перспективного научного поиска и привести к революционным изменениям в понимании природы психического.

    ИИПТ призваны привести к реконструкции психики, личности и сознания того порядка, который эволюционно необходим для человека и человечества, т.е. благодаря ей человек не только осознает свою потенциальность, но и получает возможность реально расшириться на пространство "Я-идеального". Поэтому теоретической предпосылкой для нашего исследования послужила концепция В.В.Козлова о существовании "Я-реального" и "Я-идеального" в структуре личности и непосредственном движении в направлении последнего.

    Личность не знает до конца внутреннего пространства самоидентификации и "реальное Я" занимает меньшее пространство, чем "Я идеальное". Поэтому путь трансформации это движение к "потенциальному Я". Когда человек достигает своей потенции, критерием достижения Я - потенциального является "ощущение невыносимой легкости жизни". Состояние потока в аффективном измерении маркируется чувством глубокого удовлетворения, в мотивационном — желанием продолжения деятельности, в когнитивном — степенью и легкостью концентрации.

    Подытоживая результаты исследования, мы можем сделать следующие выводы:

    1. Психодуховный кризис является важным этапом в развитии личности.

    2. Психодуховный кризис имеет различную детерминацию у мужчин и женщин.

    3. Тренинговые программы, основанные на ИИПТ, приводят к позитивным изменениям в образе "Я-реального", что отражается в возрастании после тренинга таких интегральных показателей, как оценка, сила и активность клиентов.

    4. ИИПТ позволяет уменьшить разрыв между восприятием своего "Я-реального" и "Я-идеального", что способствует проактивности личности, ее самореализации и социальной адаптации в обществе.

    5. Каждый этап психодуховного кризиса имеет свое смысловое содержание.

    6. Применение ИИПТ приводит к изменению значимости терминальных ценностей и жизненных сфер личности.

    7. Изменения исследуемых параметров устойчивы во времени.

    8. ИИПТ способствуют быстрому и эффективному прохождению через психодуховный кризис, формируют устойчивый навык переживания различных пограничных состояний в кризисной ситуации без помощи профессионала.

    9. Завершение психодуховного кризиса способствует более высокому уровню интегрированности личности, социальной адаптации и креативности.

    Все это позволяет говорить об эффективности использования тренинговых программ на основе ИИПТ как инструмента преодоления психодуховного кризиса.

    Именно кризис выявляет сущностное понимание гуманизма как признания самоценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Помощь человеку словом и делом во время духовного кризиса нужно для того, чтобы человек в дальнейшем, опираясь на глубокий опыт духовных переживаний, строил свою жизнь по нему, и совершал свои поступки, опираясь на основные внутренние этические ценности и сущностные смыслы. Потому что, только соблюдая внутренние заповеди духовного Эго, человек может сохранить свою внутреннюю гармонию.

    Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

    1. Качанова Н.А. Влияние вхождения в РСС на самочувствие, активность, настроение клиентов // Ребенок и пространство. Семь шагов к истине / Под ред. В.В. Козлова. – М., 1996.

    2. Качанова Н.А. Тренинг с использованием РСС как метод трансформации и интеграции личности // Проблемы социальной психологии XXI столетия / Под ред. В.В. Козлова. Т. 1. – Ярославль, 2001.

    3. Качанова Н.А., Козлов В.В. Творческие аспекты деятельности практического психолога в тренинговой работе. // Психология инновационного управления социальными группами и организациями: Материалы международного конгресса / Отв. ред. А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев, Н.П. Фетискин. – М. — Кострома, 2001.

    4. Качанова Н.А. Скука рациональности и хаос творчества: как отыскать золотую середину? // Социальный психолог/ Под ред. В.В. Новикова. Вып. 2. – Ярославль, 2002.

    5. Качанова Н.А. Преодоление кризиса – исследование тренинговых программ на основе ИИПТ. Вестник интегративной психологии / Под ред. В.В. Козлова. Вып. 1. – Ярославль – М., 2003.