Вход  Карта сайта
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ В СТАНОВЛЕНИИ И... > 19.00.02 Психофизиология

19.00.02 Психофизиология

    Шифр специальности:
    19.00.02 Психофизиология

    Формула специальности:
    Содержанием специальности 19.00.02 – "Психофизиология" является: изучение нейронального уровня системных мозговых механизмов, лежащих в основе психических процессов, состояний и индивидуальных различий.

    Область исследования:
    1. ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ.
    - психофизиология как наука о физиологических механизмах психических процессов и состояний. Стратегия исследований в психофизиологии;
    - психофизиология в системе наук о человеке. Психофизиология и нейронауки;
    - методологические аспекты исследования взаимоотношений. Психофизиологическая проблема.
    2. МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ.
    - методы электроэнцефалографии (ЭЭГ) и вызванных потенциалов в психофизиологии;
    - связанные с событиями потенциалы мозга в психофизиологическом исследовании;
    - методы многомерного анализа в психофизиологии;
    - психофизические методы в психофизиологии;
    - методы спектрального анализа биоэлектрической активности мозга в психофизиологии; - локализация источников генерации ЭЭГ и вызванных потенциалов с использованием методов дипольного моделирования в психофизиологическом исследовании;
    - методы картирования структур и функций мозга в психофизиологии: функциональный ядерно-магнитный резонанс; позитронно-эмиссионная томография; магнитоэнцефалоскопия; локальный мозговой кровоток;
    - методы совмещения данных о фокусе биоэлектрической активности мозга, получаемых методом дипольного моделирования, со структурными томограммами мозга;
    - компьютерное обеспечение психофизиологического эксперимента;
    - методы исследования нейронной активности в психофизиологии.
    3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ И ПЕРЦЕПТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ.
    - исследование и моделирование механизмов передачи информации в сенсорных системах;
    - "перцептивные пространства" и их использование в психофизиологии для интеграции данных нейрофизиологии и психологии;
    - психофизиология целостного восприятия ("гештальт-психофизиология");
    - механизмы константности восприятия;
    - психофизиология категоризации в процессах восприятия;
    - механизмы взаимодействия перцептивных систем;
    - механизмы соотношения врожденных и приобретенных форм в процессах восприятия;
    - механизмы формирования сенсорных и перцептивных систем в онтогенезе, роль активирующих систем.
    4. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ЭМОЦИИ И СТРЕСС.
    - механизмы функциональных состояний человека;
    - механизмы ритмической активности мозга;
    - психофизиология сна;
    - психофизиология эмоциональных состояний. Пространство восприятия эмоциональных выражений;
    - механизмы выражения (экспрессии) эмоций;
    - психофизиология стресса.

    5. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ.
    - механизмы специализации мозга в отношении когнитивных функций;
    - механизмы непроизвольного внимания и ориентировочный рефлекс;
    - механизмы произвольного внимания;
    - внимание и модулирующие системы мозга;
    - психофизиология памяти;
    - механизмы рабочей памяти;
    - механизмы декларативной и процедурной памяти;
    - нейронные механизмы памяти;
    - механизмы речи, развитие речи;
    - межполушарная асимметрия и речь;
    - механизмы мышления и творческих процессов;
    - мышление и функциональная асимметрия мозга;
    - половые различия и интеллект;
    - механизмы вербального и невербального интеллекта.
    6. СИСТЕМНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ.
    - теория функциональных систем;
    - механизмы системной детерминации активности нейрона;
    - системогенез;
    - проекция индивидуального опыта на структуры мозга в норме и патологии.
    7. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ.
    - механизмы формирования навыков;
    - нейронные механизмы пластичности;
    - участие генома в механизмах пластичности;
    - механизмы формирования способностей;
    - связь формирования структур мозга в онтогенезе с половыми и возрастными особенностями психических процессов и состояний;
    - психофизиология процессов развития и старения;
    - депривация и развитие;
    - обогащенная среда и нейрогенез;
    - системная психофизиология научения.
    8. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОЗНАВАЕМЫХ И НЕОСОЗНАВАЕМЫХ ФОРМ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ.
    - сознание: психофизиологические парадигмы исследования;
    - нейронные механизмы сознания;
    - сознание и модулирующие системы мозга;
    - механизмы сознания и внимание;
    - механизмы сознания и память;
    - сознание и межполушарная асимметрия мозга;
    - осознаваемое и неосознаваемое в деятельности мозга;
    - механизмы сознания и установка.
    9. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ДВИЖЕНИЯ.
    - механизмы инициации движения;
    - механизмы управления движением;
    - механизмы программирования и коррекции движений;
    - механизмы формирования схемы тела и системы внутреннего представления;
    - механизмы движений глаз;
    - функции движений глаз в процессах восприятия;
    - нейронные механизмы организации поведения.
    10. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ (дифференциальная психофизиология).
    - физиологические основы индивидуальных различий;
    - механизмы соотношения общих свойств нервной системы и целостные характеристики индивидуальности;
    - природа способностей;
    - психофизиология темперамента;
    - психофизиология характера;
    - генетические основы индивидуальных различий;
    - механизмы формирования индивидуальных различий;
    - биохимические основы индивидуальных различий;
    - паттерны электроэнцефалографии и личностные особенности человека.
    11. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ.
    - биологические основы социального поведения (доминирование, иерархия, альтруизм) и асоциального поведения (агрессия) человека;
    - психофизиологический статус лидера и подчиненного;
    - механизмы вербальной и невербальной форм коммуникаций;
    - психофизиологические аспекты искусства;
    - психофизиология восприятия лица.
    12. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ.
    - эргономическая психофизиология;
    - психофизиология профотбора и профпригодности;
    - психофизиология работоспособности и адаптации человека к экстремальным условиям деятельности;
    - психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности;
    - диагностика функциональных состояний;
    - механизмы формирования наркотической зависимости;
    - психофизиология взаимодействия "человек – компьютер";
    - психофизиологическая диагностика тревожности, стрессоустойчивости и выявление групп риска;
    - психофизиологическая оценка эмоционального воздействия рекламы;
    - психофизиология в системе компьютерного обучения;
    - детекция скрываемых знаний;
    - коррекция функциональных состояний, биологическая обратная связь;
    - психофизиологическая экспертиза биологически активных соединений.

    Отрасли наук:
    биологические науки,
    медицинские науки,
    психологические науки.