Вход  Карта сайта
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ В СТАНОВЛЕНИИ И... > ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ...

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ...

    На правах рукописи

    ХАЛИМОВА Наиля Адильшаевна

    ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Специальность 19.00.13 -психология развития, акмеология

    Автореферат

    диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

    Москва – 2001

    Работа выполнена на кафедре политической психологии и менеджмента Московского государственного социального университета.

    Научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент Рожок Татьяна Семеновна.

    Консультант - доктор психологических наук, профессор Лаптев Леонид Григорьевич.

    Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор Кузьмина Нина Васильевна; кандидат психологических наук, доцент Буянов Владимир Иванович

    Ведущая организация: Калужский государственный педагогический университет имени К.Э.Циолковского.

    Защита состоится «14» июня 2001 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д-502.006.13 по психологическим и педагогическим наукам в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 117606, Москва, просп. Вернадского, 84, корп. 1, ауд. 3350.

    I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

    Актуальность темы исследования. В системе высшего профессионального образования России на рубеже ХХ-ХХ1 веков все больше внимания уделяется вопросам всестороннего обеспечения процесса подготовки профессиональных кадров, которая направлена на всестороннее личностно-профессиональное развитие будущих специалистов. Одной из составных частей этого обеспечения выступает социально-психологическая работа непосредственно в вузе, направленная на создание социально-психологических условий для эффективного обучения и воспитания будущих профессионалов, формирование и улучшение морально-психологического климата в студенческих коллективах, организацию психологической помощи и психологического просвещения студентов, преподавателей и других субъектов образовательного процесса.

    Результаты анализа сложившейся практики профессиональной подготовки в вузах показывает, что в образовательном процессе на обучаемого активно действуют факторы, способные вызвать отрицательные переживания, поведение и действия. Недостаточное внимание педагогов к интересам и потребностям студентов приводит к тому, что они вынуждены самостоятельно преодолевать свои проблемы. В связи с этим возникает необходимость оказания студентам специальной психологической помощи.

    В современной практике оформились такие виды психологической помощи, как психологическая терапия, психологическая коррекция и психологическое консультирование. Анализ специфики студенческого контингента и возникающих у студентов психологических трудностей показывает, что в качестве наиболее приемлемой формы психологической помощи может быть рассмотрено психологическое консультирование.

    Разработанность проблемы исследования. Содержательное и организационное обособление консультативной психологии в самостоятельную отрасль науки и практики произошло в начале 50-х годов, когда в США была учреждена новая позиция консультирующего психолога и Американская психологическая Ассоциация изменила наименование «Консультирование и руководство» на «Консультативная психология». В качестве основных теоретических подходов психологического консультирования выступают такие научные направления, как глубинная психология (З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг, Э.Берн и др.), бихевиоральное направление (А.Эоллис), гуманистическое направление (Р.Перлз, К.Роджерс, В.Франкл, Д.Морено).

    В отечественной психологии консультирование как самостоятельная отрасль психологической практики или как дополнение к ее различным видам рассматривалось в работах Г.С.Абрамовой, Ю.Е.Алешиной, А.А.Бодалева, А.Ф.Бондаренко, Г.В.Бурменской, Ф.Е.Василюка, П.П.Горностая, А.С.Гусевой, А.А.Деркача, В.Г.Зазыкина, А.Ф.Копьева, Г.И.Марасанова, А.К.Марковой, Б.М.Мастерова, А.Н.Моховикова, Р.С.Немова, Н.Н.Обозова, А.Ю.Панасюка, А.В.Скворцова, А.С.Сииваковской, В.В.Столина, Т.А.Флоренской, А.В.Юпитова, И.С.Якиманской и др.

    Некоторые аспекты оказания психологической помощи людям, имеющим посттравматические стрессовые расстройства, методом психологического консультирования, рассматривались Р.А.Абдурахмановым, С.В.Захариком, В.Е.Поповым. В исследовании О.И.Жданова были рассмотрены вопросы использования психологической коррекции для более успешной адаптации к различным сферам социальной практики. Применительно к деятельности высших учебных заведений вопросы психологического консультирования исследовались А.Я.Анцуповым, А.К.Марковой, Ю.В.Синягиным, С.И.Сьединым, Л.В.Темновой и др.

    Вместе с тем возможности психологического консультирования в интересах совершенствования образовательного процесса и оказания индивидуальной психологической помощи обучаемым в прямой постановке никем не исследовались. Представляется перспективной разработка такого рода задач на базе теоретических предпосылок отечественной и зарубежной психологической теории и практики Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость для высшей школы, а также недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы диссертации.

    Цель исследования - разработать акмеологическую модель индивидуального психологического консультирования, обеспечивающую совершенствование личностно-профессионального развития обучаемых в вузе.

    Объект исследования - процесс личностно-профессионального развития обучаемых в системе высшего профессионального образования.

    Предмет исследования - индивидуальное психологическое консультирование как средство совершенствования процесса личностно-профессионального развития студентов и курсантов.

    Гипотеза исследования:

    Личностно-профессиональное развитие обучаемых в вузе, их направленность на овладение избранной профессией обусловлены проявлением разнообразных переживаний, вызванных воздействием факторов объективного и субъективного порядка. Преодолению отрицательных влияний переживаний на осознание, психологическое состояние, поведение и действия студентов и курсантов будет способствовать индивидуальное психологическое консультирование. Его эффективность определяется правильным выбором и использованием психоконсультационных средств, методов и процедур как компонентов системной технологии индивидуального психологического консультирования, организационно-методическим обеспечением и активным участием в нем всех субъектов образовательного процесса.

    Задачи исследования:

    1. Уточнить сущность и содержание индивидуального психологического консультирования как средства воздействия на процесс личностно-профессионального развития обучаемых в вузе.

    2.Разработать модель индивидуального психологического консультирования с учетом специфики личностных проблем студентов и курсантов.

    3. Экспериментально исследовать особенности личностно-профессионального развития обучаемых в вузе и возможности индивидуального психологического консультирования по его совершенствованию.

    4. Разработать практические рекомендации по использованию индивидуального психологического консультирования как средства совершенствования личностно-профессионального развития обучаемых в вузе.

    Теоретико-методологическую основу исследования составляют общепсихологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), акмеологическая концепция целостного развития личности в зрелом возрасте (К.А.Абульханова, Б.Г.Ананьев, В.Г.Асеев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, И.Н.Семенов и др.), теоретические положения гуманистической психологии (К.Роджерс, Э.Берн, М.Эриксон, Н.Пезешкиан), интегративный подход к психокоррекционной работе (О.С.Анисимов, Ф.Е.Василюк А.С.Гусева, Б.Д.Карвасарский, Г.И.Марасанов, А.Ю.Панасюк, В.Н.Цапкин), теория оптимизации применительно к духовным и социальным процессам (В.Г.Афанасьев, Ю.К.Бабанский, А.Ф.Волков, Б.С.Гершунский, А.А.Деркач, Л.Г.Лаптев, В.Г.Михайловский, Ю.П.Сокольников, М.М.Поташник, Д.П.Познанский, Е.А.Яблокова). В качестве конкретно-научной методологии в трактовке и объяснении теоретических и эмпирических материалов использовался принятый в психологии и акмеологии субъектно-деятельностный подход (К.А.Абульханова, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Р.Л.Кричевский и др.).

    Методы исследования. В целях изучения ситуации востребованности психологического консультирования как метода оказания психологической помощи студентам, выявления первичных личностных проблем и отношения к ним со стороны обучаемых использовались такие методы, как анкетирование, опросы, тестирование. Для проведения исследования воздействия индивидуального психологического консультирования на морально-психологическое психологическое состояние обучаемых применялись констатирующий и формирующий эксперименты, включенное наблюдение, диагностическое интервью. Эффективность оказания психологической помощи определялась с помощью тестирования, анализа результатов учебной деятельности, дневников самопознания (самоотчетов), метода экспертных оценок.

    Эмпирическая база исследования. Исследование проводились на базе Московского государственного социального университета (МГСУ), Института антикризисного управления (ИАУ), Военной академии РВСН имени Петра Великого (ВА РВСН). Учитывался опыт проведения аналогичной работы в других вузах РФ. Исследование осуществлялось в несколько этапов.

    Первый этап (март 1997 - октябрь 1998 гг.) включал анализ и обобщение результатов психологических исследований отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблеме психологического консультирования, разработку концепции проведения эмпирических исследований, подбор методик исследования.

    На данном этапе на основе анализа существующих подходов к организации процедуры консультирования была разработана модель проведения индивидуального психологического консультирования обучаемых, уточнены методы и приёмы психологического воздействия на консультируемых.

    На втором этапе (декабрь 1998 - февраль 1999 гг.) исследовались вопросы организации психологического консультирования в вузах, осуществлялось психологическое консультирование студентов МГСУ, ИАУ, Военной академии РВСН им. Петра Великого, выявлялись субъективные личностные трудности студентов различных курсов обучения. Всего к исследованию привлекались 318 студентов.

    На третьем этапе (март! 999 - февраль 2001 гг.) осуществлялись анализ и интерпретация полученных данных, экспертная оценка результатов и выводов исследования, разработка практических рекомендаций по проведению психологического консультирования студентов в вузе.

    Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

    1. На основе разработанной теоретико-методологической базы выявлены основные сущностные и содержательные признаки индивидуального психологического консультирования как средства воздействия на процесс личностно-профессионального развития студентов и курсантов вуза. Определены возможности психологического консультирования как средства воздействия на психологическое состояние и характер личностно-профессионального обучаемых.

    2. Разработана акмеологическая модель индивидуального психологического консультирования, в которой с учетом специфики личностных проблем обучаемых представлены структурно-фунциональные и динамические компоненты, системно объединенные общей целью - оказания психологической помощи обучаемому. Определены критерии и показатели продуктивности индивидуального психологического консультирования. Система критериев и показателей, выражающая сущностные признаки его продуктивного осуществления, выступает системным основанием для выявления уровня продуктивности индивидуального психологического консультирования.

    3. Экспериментально исследованы особенности личностно-профессионального развития обучаемых в вузе, включающие психологическое состояние, готовность и подготовленность к профессиональной деятельности, а также возможности индивидуального психологического консультирования по оказанию помощи студентам и курсантам. Исследованы и классифицированы субъективные психологические причины обращения обучаемых к психологу-консультанту. При этом выявлено и сопоставлено содержание продуктивного психологического консультирования в вузе с его сложившейся практикой. Доказательно представлены результаты экспериментального исследования личностно-профессионального развития студентов и курсантов, позволившие выявить уровни продуктивности индивидуального психологического консультирования.

    4. Разработаны практические рекомендации по использованию индивидуального психологического консультирования как средства совершенствования личностно-профессионального развития обучаемых в вузе. Определены основные психолого-акмеологические условия и факторы продуктивного психологического консультирования в вузе и возможности по оптимизации всей консультационной работы.

    Практическая значимость результатов исследования:

    Разработанная акмеологическая модель индивидуального психологического консультирования вооружает практических психологов системной технологией оказания квалифицированной психологической помощи студентам и курсантам вуза. Выводы и рекомендации диссертации могут в последующем использоваться в деятельности психологов по оказанию консультативной психологической помощи по разработанной методике. Предлагаемый структурно-психологический анализ деятельности психолога-консультанта может быть использован в качестве методической основы для формирования необходимых практических умений и навыков в ходе обучения начинающих психологов-консультантов. Разработанные практические рекомендации могут быть полезными для организации моделей консультативных бесед, реализации индивидуальных стратегий и техник при их проведения.

    Достоверность полученных результатов обеспечивалась опорой на принципиальные положения психологической науки и непосредственно акмеологии, сопоставлением получаемых данных и разнообразием применяемых исследовательских процедур и методик, их взаимодополняемостью, сочетанием качественного и количественного анализа с применением математических методов обработки и анализа данных с помощью компьютерной техники, репрезентативной выборкой испытуемых, проверкой результатов психологического консультирования в практической деятельности.

    Положения, выносимые на защиту:

    1. Уточненное представление о сущности и содержании индивидуального психологического консультирования обучаемых вузов как процесса психологической помощи, направленного на актуализацию структур «Я-концепции» для преодоления противоречий между обобщенным образом профессионала и личностным восприятием процесса профессионального развития и деятельности в ее различных проявлениях: как определенного образа жизни, как деятельности по реализации учебно-профессиональных задач, как процесса приобщения к особому виду духовной практики. Оно направлено на: создание психологических условий, располагающих студента к принятию ответственности за свою деятельность и реализацию ее смысла; конструктивное перераспределение напряжений, превращение деструктивных внутренних конфликтов и переживаний в конструктивные; помощь обучаемому в обретении своего истинного, "духовного Я", готовности принять на себя социальную ответственность. Результатом процесса консультирования выступает стабилизация аутентичности личности обучаемого за счет изменений в когнитивной (новые знания, навыки, умения, акмеологические инварианты по достижению целей деятельности), мотивационной (изменения в составе, иерархии и доминировании различных мотивов, возрастание длительности и перспективности служебной мотивации) и поведенческой (построение планов и перспектив по изменению действий и отношений) сферах личности.

    2. Акмеологическая модель индивидуального психологического консультирования в вузе, как совокупность взаимосвязанных структурно-функиональных компонентов, обеспечивающих продуктивно использовать психологом психоконсультационной технологии в соответствии с наиболее приемлемым алгоритмом. Она позволяет выделить индивидуальное психологическое консультирование как самостоятельное направление психологической работы, субъектами которого могут выступать практические психологи и психологически подготовленные педагоги, обеспечивая его связь с воспитательной, учебной, методической и научной работой вуза. В качестве основных критериев продуктивности индивидуального психологического консультирования выступают: комфортность психологического состояния, позитивные изменения в готовности и подготовленности обучаемых и в целом уровня их личностно-профессионального развития; гармоничность связей и отношений среди обучаемых, морально-психологического климата в коллективе; оптимальность организации индивидуального психологического консультирования в вузе.

    3. Выявленные индивидуальные особенности морально-психологического состояния обучаемого, по которым требуется индивидуальное психологическое консультирование, проявляется как трехмерное пространство самореализации студента, курсанта: 1) неосознаваемые поведенческие проявления жизнедеятельности студента, включающие реализацию врожденных рефлексов и инстинктов, установки привычек, следование правилам и нормам повседневной жизни и требованиям профессии; 2) сознательно-деятельностная активность, направленная на решение учебно-профессиональных задач, освоение социальной роли будущего профессионала и связанная с проявлением творческой активности и самостоятельности в выборе целей и способов их достижения; 3) духовно-практическая активность, направленная на постижение смысловой стороны происходящих в жизни субъекта событий, освоение духовного опыта и традиций общества, выработку жизненной позиции гражданина. Интегративным фактором морально-психологического состояния выступает самосознание обучаемого.

    4. Практические рекомендации, обеспечивающие повышение продуктивности индивидуального психологического консультирования в вузе.

    Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе работы нештатных кабинетов индивидуального консультирования в МГСУ, ИАУ, Военной академии РВСН имени Петра Великого, на научно-практических, психотерапевтических конференциях и семинарах, супервизиях, в ходе консультативной, психотерапевтической деятельности в Московской высшей школе психотерапии 1997-1999 годах. Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедр политической психологии и менеджмента МГСУ, военной акмеологии и кибернетики Военной академии РВСН им. Петра Великого, излагались автором в ходе инструктивно-методических занятий и семинаров с различными категориями персонала вузов. На основании данных диссертационного исследования разработано учебно-методическое пособие, созданы наглядные пособия и материалы по методике проведения психологического консультирования. Общий объем публикаций по теме исследования составил 6,5 печатных листа.

    Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

    П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

    Психологическое консультирование как направление теории и практики работы опирается на определенные теоретические представления о личности клиента и методах оказания психологической помощи. Цели, задачи, методы и ожидаемые результаты психологического консультирования (в дальнейшем - ПК) интерпретируются различными психологическими школами неоднозначно. В ходе исследования в качестве основных были рассмотрены следующие подходы: глубинная психология - психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, трансактный анализ и др.; бихевиоральное направление - социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия и др.; гуманистическое направление - гештальттерапия, групповая терапия, логотерапия, психодрамма.

    В качестве основополагающих принципов глубинной психологии (А.Адлер, Э.Берн, З.Фрейд, А.Фрейд, К.Юнг и др.), которые могут быть положены в основу психологической помощи, выступают следующие положения: а) бессознательное как доминирующее начало психической жизни человека; б) детерминизм психического бессознательного в развитии личности впечатлениями раннего детства, самых ранних переживаний ребенка; в) принцип удовольствия - неудовольствия в функционировании психики.

    Ключевыми теоретическими положениями бихевиорального подхода выступают следующие требования к психологу-консультанту: а) делиться своими планами с клиентом, вызывая тем самым его активность во взаимодействии; б) операционализировать поведение клиента, переводя его слова в объективные, наблюдаемые действия; в) восстанавливать поведенческий контекст путем исследования поступка, событий, предшествовавших поступку, и его последствий; г) подбирать социально важные цели, предполагающие активное участие клиента в их реализации.

    В гуманистической психологии (Морено, Р.Перлз, К.Роджерс, В.Франкл и др.) для описания основных психологических сторон жизни личности используются такие понятия как: человеческое существование, принятие решения (выбор) и соответствующее ему действие, облегчающее тревожность; интенциальность - возможность человека к осознанию разнообразных воздействия мира. Целью психологического консультирования выступает постижение истинного "Я", внутренняя интеграция, вступление в правильные отношения с другими людьми.

    Таким образом, в зарубежной психологии подходы к психотерапии зависят от трактовки личности и процессов ее развития. Однако зачастую эта трактовка базируется на результатах эмпирических наблюдений, психологической практики. Они более нацелены на практическую работу, а не на теоретическое обсуждение. Понятия, которыми оперирует при этом психолог независимо от его теоретической ориентации, - это жизнь и ее смысл, место человека в жизни, долг, ценности, индивидуальность и др. В отечественной психологии теоретической основой психологической помощи выступают подходы и взгляды, накопленные в понимании личности и способов реализации ее активности, механизмов социального взаимодействия людей как средства их личностного развития.

    Согласно положению Л.С.Выготского о происхождении высших психических функций источником развития является социальная среда, выступающая в форме «социальной ситуации развития». Выделены две единицы анализа социальной ситуации развития - деятельность и переживание, что позволило дополнить типологический анализ переживания культурно-историческим анализом и описать его как процесс, опосредованный «психологическими орудиями», представляющими собой искусственные, социальные по своей природе образования, осваиваемые и интериоризуемые субъектом в ходе общения с другими людьми.

    С.Л.Рубинштейном был разработан новый строй психологической теории, в которой на первый план вышли онтологические и аксиологические категории. Тем самым в понимание сущности человека было введено понятие бесконечности через усмотрение эквивалентности сторон отношения «Человек - Мир». В этой эквивалентности человек выступает как противоречивое бесконечно-конечное существо, как особенное, как воплощение всеобщего в единичном. Актуальная бесконечность человека реализуется в наличном бытии в форме трансцендирования, т.е. потенциальной бесконечности.

    В рамках деятельностного подхода А.Н.Леонтьев выявил основные структурные моменты активности человека: планирование, исполнение, контроль, которые содержательно отличаются друг от друга. Было предложено разделить все виды деятельности на две большие группы: 1) деятельность с общественным предметом (предметно-манипулятивная, учебная, трудовая) и 2) деятельность с человеком как предметом общения (непосредственно-эмоциональное общение, игра, личностное общение). В качестве целостной единицы деятельности рассматривается действие, всегда имеющее конкретную цель, предмет, способы и средства реализации.

    Тем самым выделяются три основных направления исследования личности. Первое связано с рассмотрением социальных условий ее становления. Второе - с выделением предмета исследования в связи с процессом деятельности и детерминированности ею мотивационно-смысловых образований личности. Третье - с исследованием смысловых образований как особых орудий, «органов» целостного психического родовой человеческой сущности.

    В акмеологии интерес к личностно-профессиональному развитию и морально-психологическому состоянию человека был и остается центральным. С начала ее институализации, которое положено в конце 20-х годов XX века, до настоящего времени сформировалась целостная концепция развития человека по всем его характеристикам - как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Психологическое консультирование в данном развитии рассматривается как ключевой компонент целостной акмеологической исследовательско-развивающей технологии. В данном вопросе полезными явились результаты исследований К.А.Абульхановой, С.А.Анисимова, О.С.Анисимова, А.А.Бодалева, А.А.Деркача, А.С.Гусевой, Г.И.Марасанова, А.Ю.Панасюка, И.Н.Семенова, А.П.Ситникова и др.

    В рамках анализа методов оказания психологической помощи условно различают восточную и западную психотерапию, делят западную общую психотерапию на медицинскую (клиническую) и психологическую (неврачебную, немедицинскую). По форме взаимодействия в диаде «пациент-психотерапевт» различают индивидуальную и групповую психотерапию. Исследователи А.Ф.Бондаренко, Г.В.Бурменская, Ф.Е.Василюк, А.Н.Харитонов и др. изучили и апробировали такие виды психологической помощи как психотерапия преодоления смысловых, адаптационных, личностных и других трудностей (см. табл. 1).

    Таблица 1

    Структура и содержание психологической помощи














    Психологическое консультирование Психологическая коррекция Немедицинская психотерапия
    1.Консультативное интервью - 1-З сеанса до 40 мин. 1 Коррекционное воздействие - 1 сеанс до 1,5 часов

    - 1-3 сеанса по 50 мин. 2. Цикл сеансов - 5-10 встреч по 50 мин. в течение 1-2 недель

    1.Краткосрочная психотерапия - 10-20 сеансов по 50 мин. 2 раза в неделю (реже 1р). 2. Длительная психотерапия - 20-40 сеансов по 50 мин. 2-3 раза в неделю - 0,5 года 2-3 р. в неделю. - 1-2 года 2-3 р. в неделю.
    Работа с личностью в структурной модели с акцентом на сознавании и рефлексии (частично предсознательном). Работа с личностью в структурной модели с акцентом на переживании (частично бессознательном). Работа с личностью в структурной модели с акцентом на бессознательном уровне психики.

    Индивидуальное консультирование означает такой вид помощи, когда на основании знаний, опыта, интуиции с опорой на методологию и теорию психологической помощи психолог устанавливает смысл, делает понятным неясные проблемы при обращении студентов непосредственно с вопросами или после проведения психодиагностических процедур. Консультирование как первичный уровень оказания психологической помощи ориентировано в большей степени на самостоятельную внутреннюю работу клиентов и обращено к сознаваемому уровню и рефлексии субъекта.

    Психологическая коррекция как помощь второго, более высокого уровня направлена на осознание базового глубинного конфликта, выбор оптимального способа реализации с выходом на самоанализ личности и осуществление воздействия на дискретные характеристики внутреннего мира клиента. В ходе психотерапии как самого сложного - третьего уровня оказания помощи, происходит преодоление бессознательных конфликтов, их основных причин, изменение личностных установок, переструктурирование личности в пользу сознательного Я, приспособление к успешному достижению нормальных целей.

    Возможности психолога ВВУЗа по оказанию психологической помощи определяются нормативными документами, которые определяют содержание психологической работы и место психолога в ее реализации. В процессе оказания психологической помощи обучаемым решаются следующие задачи'. разрешение кризисных психологических состояний обучаемых, профилактика конфликтных ситуаций в коллективах; поддержание и восстановление необходимого уровня психологической готовности к выполнению задач в любых условиях обстановки; психологическая поддержка в период адаптации к условиям будущей деятельности; психологическая реабилитация людей, перенесших психические травмы в процессе служебной и учебной деятельности.

    В основе индивидуального психологического консультирования лежит понятие «психологическое воздействие» как такое влияние индивидуального или группового субъекта А, которое вызывает или предотвращает изменение психологических характеристик и проявлений субъекта - реципиента В, в том числе относящихся к его деятельности (и поведению в целом), к его сознанию (и бессознательной сфере психики), к его личности. В рамках консультационных воздействий выделено три сферы влияния: базисная, мировоззренческая, специальная. С точки зрения обратившегося за помощью выделено три уровня запросов: инструментально-экспрессивный, смысловой, экзистенциональный.

    Поиск частных техник и приемов работы психолога на разных этапах процесса взаимодействия с клиентом позволил разработать определенную технологию психологического консультирования - совокупность приёмов и средств, применяемых на каждом из этапов действий психолога-консультанта для определения и правильного решения проблемы клиента, а также совокупность принципов, на основании которых строится им этот вид деятельности. Наиболее эффективной при работе с проблемами студентов была признана пятишаговая модель психологического консультирования, модифицированная в интересах рассмотрения проблем профессиональной деятельности. Модель состоит из пяти шагов, на каждом из которых психологом-консультантом последовательно решаются следующие задачи: 1) установление контакта и ориентирование клиента на проблему; 2) сбор информации о контексте проблемы, выделение проблемы и выявление отношения к ней клиента; 3) уточнение «желаемого результата»; 4) выработка альтернативных решений; 5) обобщение психологом результатов взаимодействия с клиентом по поводу проблемы.

    Психологическое консультирование выступает средством совершенствования личностных и социально-психологических характеристик конкретного человека и коллективов, которые находят свое обобщенное выражение в морально-психологическом состоянии личности. Морально-психологическое состояние выступает составной частью духовного фактора и выражает степень готовности человека решать конкретные социальные, политические и профессиональные задачи. Морально-психологическое состояние обучаемых может быть рассмотрено как интегральное образование: а) выражающее единство внешнего и внутреннего; б) обеспечивающее успешность функционирования; в) включающее условия, необходимые для развития личности и деятельности.

    В качестве структурной модели, отвечающей данным требованиям, выступает трехмерное пространство самореализации обучаемого, образуемое следующими составляющими: 1) неосознаваемые поведенческие проявления жизнедеятельности студента, включающие реализацию врожденных рефлексов и инстинктов, установок и привычек, следование правилам и нормам повседневной жизни и профессиональной деятельности; 2) сознательно-деятельная активность, направленная на решение учебно-профессиональных задач, освоение социальной роли профессионала и связанная с проявлением творческой активности и самостоятельности в выборе целей и способов их достижения; 3) духовно-практическая активность, направленная на постижение смысловой стороны происходящих в жизни субъекта событий, освоение духовного опыта и традиций общества, выработку жизненной позиции гражданина. Системообразующим фактором морально-психологического состояния выступает самосознание обучаемых и процесс его развития.

    Данный подход, с одной стороны, позволяет связать в единое целое все основные внешние факторы становления личности обучаемого: образ жизни, который соотносится с неосознаваемо-поведенческой составляющей; учебно-профессиональную деятельность, которая обеспечивается сознательно-деятельностной активностью; социально-психологическую включенность, реализуемую посредством духовно-практической составляющей. С другой стороны, данная структура наиболее полно отвечает задаче рассмотрения внутреннего аспекта морально-психологического состояния обучаемых в интересах оказания психологической помощи.

    Основными ориентирами при оценке морально-психологического состояния обучаемых выступают мировоззренческие, морально-политические и профессиональные эталоны. Система показателей и критериев оценки морально-психологического состояния включает две группы: а) объективные, общие, предметно-практического, деятельностного плана; б) субъективные, специфические, психологического характера. Использование данных критериев позволило выявить у обучаемых следующий уровень профессиональнообусловленных состояний, непосредственно влияющих на решение профессиональных задач (см.табл.2).

    Таблица 2





































    Профессионально - обусловленные состояния Постоянный состав Слушатели Студенты, курсанты За факультет
    Общей неудовлетворённости выше среднего уровня выше среднего уровня выше среднего уровня выше среднего уровня
    Нервно-психической напряжённости выше среднего уровня выше среднего уровня выше среднего уровня выше среднего уровня
    Тревожности средний уровень выше среднего уровня средний уровень средний уровень
    Общая настроенность человеках на решение задач средний уровень средний уровень средний уровень средний уровень

    Эти показатели достаточно эффективно работают в интересах воспитательной работы в ВВУЗе. В ходе психологического консультирования динамика изменений морально-психологического состояния обучаемых рассматривается как процесс психологического становления личности. Показателем отклонения от нормы выступают психологическое затруднение - проявление противоречия в основных сферах активности студента или курсанта, которые осознаются им как препятствующие реализации личности в основных сферах проявления. Важнейшие признаки ситуации затруднения - неопределенность по крайне мере в трех аспектах: а) операциональном - "не понимаю как"; б) мотивационном - "не понимаю что"; в) смысловом - "не понимаю почему".

    Результаты исследования, основанные на применении анкетного опроса (анкета «Психологическое консультирование»), методики «Исследование самоотношения», методики семантического дифференциала, экспертных оценок позволили выявить основные психологических затруднения обучаемых и выделить на этой основе три фазы психологического становления студента, курсанта (см. рис.1). Для первой фазы (в основном обучаемые 1-го курса) типичной сферой локализации неопределенности является операционная, имеющая связи с такими семантическими переменными, как «Внутренняя конфликтность» (г = 0,41), «Самообвинение» (г = 0,4), смысловую удаленность от Я индивида понятий «долг» (г = 0,39), «Отечество» (г 0,42), «профессионал» (г= 0,38).

    Вторая фаза (обучаемые 2-3-их курсов) характеризуется неопределенностью в мотивационной и смысловой сферах деятельности.

    Среди респондентов, находящихся на данной фазе психологического становления выделены две группы: к первой относятся студенты и курсанты, у которых неопределенность локализована преимущественно в мотивационной сфере деятельности; ко второй - студенты и курсанты, имеющие смысловую область локализации.

    Для обучаемых первой группы характерны следующие взаимосвязи между областью локализации неопределенности в мотивационной сфере (нежелание действовать) и переменными «Самоуверенность» (г =-0,37), «Самоценность» (г = -0,38), «Внутренняя конфликтность» (г = 0,44), «Самообвинение» (г = 0,42), смысловой удаленности от Я индивида понятий «долг» (г = 0,39), «Отечество» (г = 0,42), «профессионал» (г = 0,38).

    Для студентов и курсантов второй группы выявлена взаимосвязь между локализацией неопределенности в смысловой сфере деятельности (отсутствие перспективы) и показателями «Самоуверенность» (г =-0,47), «Самоценность» (г =-0,45), «Внутренняя конфликтность» (г = 0,51), «Самообвинение» (г = 0,49), «Отраженное самоотношение» (г =-0,37), «Самопривязанность» (г =-0,49), «Самопринятие» (г =-0,5) смысловой удаленности от Я индивида понятий «профессионал» (г = 0,36), «долг» (г = 0,52).

    Третья фаза - выработка и апробация собственной стратегии по разрешению ситуации неопределенности. Как правило, это относится к студентов и курсантам 4-5-ых курсов. Выявлены следующие взаимосвязи между областью локализации неопределенности в мотивационной сфере и переменными «Самоуверенность» (г = 0,53), «Самоценность» (г == 0,44), «Самообвинение» (г = -0,4), «Саморуководство» (г = 0,41), а также смысловой близостью понятия «профессионал» к Я индивида (г = 0,39). В этом случае основные усилия направляются на поддержание устойчивости своего Я, рефлектируется только та часть ситуации, которая подкрепляет самоценность, самодостаточность обучаемого.

    Кроме того, выявлены психологические особенности группы студентов и курсантов, переживших кризисные события, и группы лидеров.

    Для психологической помощи особую значимость приобретает снятие внутренней конфликтности. В ее основе лежат рефлексивные процессы, которые можно описать следующим образом. При накоплении неопределенности происходит актуализация смысловых структур отношения «человек - будущая профессия». Невозможность снятия затруднений приводит к исчерпанию и дискредитации актуализированных смысловых структур. На инновационной стадии происходит «достраивание» или «перестраивание» своего «Я» с учетом требований реальной учебной деятельности.

    Индивидуальное консультирование приводит к уменьшению смыслового расстояния между Я и понятиями, описывающими учебную деятельность, снижение показателей по шкалам «Внутренняя конфликтность», «Самообвинение», повышение по шкалам «Самоуверенность», «Отраженное самоотношение», «Самопривязанность», Самопринятие», «Самоценность». Результатом данного процесса выступает перестройка Я субъекта деятельности, становление средств и способов регуляции учебной деятельности.

    Рис. 1. Усредненные данные самоотношения обучаемых в зависимости от фазы психологического становления

    (1. - Открытость, 2. - Самоуверенность, 3. - Саморуководство, 4. - Отраженное самоотношение, 5. - Самоценность, 6. - Само-принятие, 7. - Самопривязанность, 8. -Внутренняя конфликтность, 9. - Самообвинение.)

    I - показатели для обучаемых, находящихся на 1-ой фазе психологического становления;

    II - показатели для студентов и курсантов, находящихся на 2-ой фазе психологического становления (1-ая группа); III- показатели для студентов и курсантов, находящихся на 2-ой фазе психологического становления (2-ая группа); IV - показатели для студентов и курсантов, находящихся на 3-ей фазе психологического становления

    Для проверки этой гипотезы осуществлялось психологическое консультирование студентов МГСУ, ИАУ и курсантов Военной академии РВСН им. Петра Великого и анализировалась эффективность оказания данного вида психологической помощи. На основе использования результатов наблюдения, тестирования и методов математической статистики все участники эксперимента были распределены на две группы: экспериментальную и контрольную.

    Общая выборка испытуемых составила 58 человек, из которых в случайном порядке в целях облегчения детальной проработки результатов была отобрана выборка, насчитывающая 29 испытуемых. Экспериментальную группу составили студенты и курсанты - представители различных фаз психологического становления (1, 2, 3 фазы, группа респондентов переживших кризис, лидеры). С представителями данной группы проводилось индивидуальное психологическое консультирование. Контрольная группа -общее количество 29 человек. На данную группу не оказывалось консультационное воздействие. Комплектование групп производилось с учетом желания и обеспечения равномерного распределения респондентов с различным уровнем психологического становления.

    Степень эффективности психологического консультирования исследовалась и оценивалась в трех аспектах: поведенческий аспект

    (типологические реакции и паттерны поведения, эмоциональная лабильность и т. п.) фиксировался с помощью номотетических тестов MMPI (модификация Л.Н.Собчик), «16-PF Кэттелла» (модификация Ф.Б.Березина ; когнитивный аспект отражался психосемантической методикой "культуральный семантический дифференциал"; экзистенциальный опыт личности измерялся с помощью контент-анализа, самоотчетов.

    Результаты, полученные в экспериментальной группе, показывают, что главные факторы оказались устойчивыми в 4 случаях из 29, т. е. у 13,8% испытуемых. Частные факторы оказались устойчивыми в 9 случаях из 29, т. е. у 31% испытуемых. В то же время отмечается неустойчивость, или трансформация операциональной структуры по частным факторам у всех испытуемых, т. е. у 100% участников психоконсультационной работы, а изменяемость по главным факторам (неустойчивость) зарегистрирована у 50% испытуемых. Тем самым , в экспериментальной группе отмечаются изменения (по сравнению с контрольной) на уровне реструктурирования семантических пространств личностного знания и самопознания. Последнее доказывается тем обстоятельством, что факторная структура семантического пространства «Я сам» до и после социопсихотерапии изменялась в 72,4% случаев, т.е. у 21 испытуемого. Причем частично устойчивыми как по факторизации по личностным характеристикам, так и по факторизации по персонажам оказались примерно 10% факторных структур. У остальных отмечается: усложнение факторной и операциональной структуры образа «Я сам»; изменение психологической позиции «жертва», что выразилось в соответствующих трансформациях операциональных структур главных и частных факторов.

    Вместе с тем нельзя не отметить, что промежуточные состояния, а именно — частичная устойчивость по главному фактору и неустойчивость по частным занимают 17% от общего числа испытуемых; сохранение исходной факторной операциональной структуры «жертва» наблюдалось в 20,6% случаев (6 случаев), а полная трансформация личностной позиции (имеется в виду факторизация по культуральным персонажам) также наблюдалась у 24% испытуемых.

    Таким образом, результаты измерения постконсультационного эффекта свидетельствуют о наличии трех тенденций: интенсивного изменения структуры личностного сознания и самосознания (приблизительно у 1/5 части клиентов); сохранения прежней когнитивной структуры самосознания (также у 1/5 части клиентов) и у остальных испытуемых - различные по глубине и структуре изменения, связанные с переструктурированием категориальной и операциональной частей личностного восприятия себя и действительности, опосредованной тем или иным социокультурным кодом.

    Интерпретация полученных результатов показывает, что в ходе индивидуального психологического консультирования происходят значимые изменения психологических показателей морально-психологического состояния студентов и курсантов. В частности, проявляется усиление идентификации с социальными нормами и снижение склонности к риску, активизируется мыслительная переработка личностно значимой информации, возрастает эмоциональная открытость, свобода поведения, снижается эмоциональная напряженность и повышаются степени свободы воображения. Вместе с тем обостряется психологическая защита участников консультирования, что свидетельствует о личностной значимости для них результатов психотерапевтического воздействия. В качестве общей тенденции психологического становления студентов и курсантов - участников психологического консультирования выступает стремление к персонализации, повышению энергетического потенциала «эго» на фоне одновременной идентификации с группой.

    Дальнейшее распространение и использование результатов экспериментального исследования предполагает системное видение проблем высшей профессиональной школы. На первый план выходят вопросы о нормативной базе психологической работы и ее месте в системе целевых ориентиров подготовки профессиональных кадров; о доподготовке психологов для осуществления психологической работы в вузах; о научно-методическом обеспечении психологической работы в целом и психологического консультирования в частности, которые получили свое рассмотрение и решение в ходе исследования.

    Центральным для расширения практики психологического консультирования является вопрос о совершенствовании подготовки психологов к осуществлению психологического консультирования, для решения которого разработан и апробирован примерный план проведения профессионального тренинга "Техника психологического консультирования".

    Совершенствование педагогического взаимодействия преподавателей и обучаемых вузов в интересах психологического консультирования может быть реализовано посредством гуманизации процесса преподавания, индивидуализации воспитательной работы, совершенствования педагогического общения. На основе теоретических положений концепции персонализации подготовки профессиональных кадров был разработан спецкурс, основу которого составляют четыре практических занятия, проводимых в активных формах: 1) диагностика индивидуальных затруднений в основных сферах проявления активности; 2) ситуационно-ролевая игра как социально-психологический тренинг преодоления затруднений в деятельности; 3) упражнения в эмоционально-волевой саморегуляции; 4) отработка рефлексивных действий и самопомощи. В качестве содержательной основы преподавания были использованы полученные в ходе исследования обобщения причин, побуждающих обучаемых обращаться за помощью к психологу-консультанту: тревога, сомнение (неуверенность), уныние, потрясение, порочный круг конфликта, поиск участия, психологическая «интоксикация», склонность к манипуляции. В этом случае деятельность преподавателя приобретает черты индивидуально-воспитательной работы в интересах совершенствования морально-психологического состояния учебной группы.

    Основные выводы, вытекающие из результатов исследования, состоят в следующем.

    1. Сравнительный анализ теоретических подходов к проблеме индивидуального психологического консультирования, имеющихся в отечественной и зарубежной психологии, позволил установить, что данный процесс рассматривается как неотъемлемая часть психологической помощи. Концептуальными средствами, обеспечивающими наиболее адекватное решение данной проблемы, выступают : глубинная психология - психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, транзактный анализ и др.; бихевиоральное направление - социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия и др.; гуманистическое направление - гештальттерапия, групповая терапия, логотерапия, психодрамма. В современных условиях проблема психологической помощи рассматривается в контексте психологической работы, направленной на укрепление психологического здоровья и повышение эффективности личностно-профессионального развития студентов и курсантов в вузе.

    2. Сравнительный анализ таких основных понятий, как психотерапия, психокоррекция, неврачебная психотерапия, психологическое консультирование позволил уточнить содержание индивидуально психологического консультирования как самостоятельного вида психологической помощи. Индивидуальное консультирование направлено на создание психологических условий, располагающих клиента к принятию ответственности за свою деятельность и реализацию ее смысла; конструктивное перераспределение напряжений, превращение деструктивных внутренних конфликтов и переживаний в конструктивные; помощь в обретении своего истинного, "духовного Я", готовность принять на себя социальную ответственность. Основным средством воздействия психолога в ходе консультирования выступает определенным образом организованный диалог, направленный на урегулирование эмоционально-смысловой жизни человека как общественного существа (проблемы межличностных отношений, эмоциональные внутриличностные конфликты и переживания, проблемы социализации, выбора профессии, создания семьи и т.д.).

    3. Динамика изменения психологического состояния студентов и курсантов в процессе обучения в вузах может быть рассмотрена как процесс психологического и в целом личностно-профессионального развития, детерминированный внутренними и внешними факторами: образом жизни, учебно-воспитательной деятельностью, социально-психологической общностью, и выражающийся в изменениях неосознаваемо-поведенческой, сознательно-деятельностной и духовно-практической активности обучаемого. Данная структура наиболее полно отвечает задаче оказания психологической помощи. Трудности неосознаваемо-поведенческого компонента могут быть преодолены средствами глубинной психологии и бихевиорально ориентированного консультирования. Затруднения в сознательно-деятельностных проявлениях преодолеваются приемами гуманистической психологии и рациональной психотерапии. Проблемы в духовно-практической составляющей могут быть преодолены за счет обращения к идеям логотерапии.

    4.Индивидуальное психологическое консультирование студентов и курсантов выступает значимым фактором совершенствования процесса и результатов личностно-профессионального развития обучаемых в вузе. Главными направлениями личностных изменений служили: поведенческий, когнитивный и экзистенциально-семантический. Результаты психологического воздействия проявлялись в усилении идентификации с социальными нормами и снижении склонности к риску. В качестве общей тенденции, проявляющейся в процессе индивидуального психологического консультирования студентов и курсантов, выступает стабилизация аутентичности обучаемого за счет изменений в когнитивной (новые знания, навыки, умения по достижению целей деятельности), мотивационной (изменения в составе, иерархии и доминировании различных мотивов, возрастание длительности и перспективности служебной мотивации) и поведенческой (построение планов и перспектив по изменению действий и отношений) сферах личности.

    5. Основными направлениями расширения возможностей психологического консультирования обучаемых выступают системные преобразования в сфере психологической работы вузов, направленные на изменение места и роли психологической помощи в структуре и содержании учебной и воспитательной работы. Основными факторами оптимизации выступают нормативные, кадровые и методологические изменения в реализации психологической работы. В рамках вуза изменения должны быть направлены на обеспечение взаимодействия психолога с представителями группы профотбора в интересах мониторинга психологического становления студентов и курсантов. Психолого-педагогическое взаимодействие преподавателей и обучаемых должно быть направлено на гуманизацию образовательного процесса, совершенствование педагогического общения и эффективное социально-психологическое сопровождение личностно-профессионального развития обучаемых в вузе.

    В целях повышения эффективности индивидуального психологического консультирования в вузах целесообразно разработать организационно-методические основы его проведения и предусмотреть создание специализированных психологических структур (группы психического здоровья, реабилитационные центры, исследовательские лаборатории и центры) с целью оказания квалифицированной психологической помощи всем участникам образовательного процесса. Этому будут способствовать: систематические психологические исследования и использование их результатов для создания специализированных банков данных, психологических методик, адаптированных к условиям конкретного вуза; обмен профессиональным опытом психологического консультирования между психологами и педагогами; оптимизация социально-психологического сопровождения образовательного процесса и придание ему мониторингового характера.

    Результаты диссертационного исследования указывают на актуальность дальнейшего исследования проблемы индивидуального психологического консультирования в вузе. В качестве исследовательских проблем могут быть такие, как: совершенствование организационно-содержательной и методической сторон консультирования; повышение профессионализма практических психологов; психолого-педагогические условия эффективной подготовки психолога к осуществлению психологической помощи; исследование эффективности воздействия психологических приемов консультирования различных психологических школ; психологические условия развития эмпатийных возможностей и консультационной компетентности педагогов.

    3. ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

    1. Психологическое консультирование в ВУЗе // Сборник научных трудов молодых учёных ВА им. Петра Великого за 1999/2000 учебный год. -М: ВА им. Петра Великого, 2000.-С.146-162 (Соавт. Иванова Л.В., Костин Г.В.)

    2. Акмеологический мониторинг в системе высшего образования//В материалах международной научно-практической конференции «Современные психотехнологии в образовании, бизнесе, политике».-М.:ГП ЦРП «Москва-Санкт-Петербург,2001.- С.99-103

    3. Проблемы развития психолого-педагогической компетентности преподавателей вуза//В материалах межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы профессионализации на пороге XXI века».-М.: КванТ, 2000.- С.33-38

    4. Психодиагностика и консультирование как компоненты социально-психологического мониторинга// Там же.- С. 46-49

    5. Учебно-методические материалы по переподготовке и повышению квалификации специалистов. Уч.пособие под ред. Е.Г.Свистуновой.- М.: РАГС при Президенте РФ, 2001 (Соавт. Жданов О.И., Иванова Л.В. и др.). С.70-122.