Вход  Карта сайта
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ В СТАНОВЛЕНИИ И... > ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СОЦИАЛЬНО-СТРАТИФИКАЦИОННЫХ РАЗЛИЧИЙ...

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СОЦИАЛЬНО-СТРАТИФИКАЦИОННЫХ РАЗЛИЧИЙ...

    На правах рукописи

    Сирота Анна Николаевна
    ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СОЦИАЛЬНО-СТРАТИФИКАЦИОННЫХ РАЗЛИЧИЙ СТУДЕНТАМИ ВУЗА
    19.00.07-педагогическая психология

    АВТОРЕФЕРАТ

    диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

    Краснодар 1999

    Работа выполнена на кафедре психологии Кубанского государственного университета

    Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Кимберг А.Н.

    Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Лабунская В.А.;
    кандидат психологических наук Третьяк В.Г.

    Ведущая организация: Армавирский государственный педагогический институт;

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Актуальность проблемы
    Проблема социального расслоения общества особо остро проявилась в последнее время. Современное состояние общества характеризуется размытостью, подвижностью и анархичностью социальной стратификации, а социальное неравенство имеет тенденцию к нарастанию.

    В ситуации объективной и субъективной неопределенности окружающей социальной действительности индивид вынужден прибегать к самостоятельному конструированию и структурированию социальной картины мира, выработке новых взглядов и отношений к действительности для поддержания собственной способности ориентации в общественной среде. Поскольку в современной ситуации общественные институты устранились от представления публике сколько-нибудь определенной картины социального устройства, особое значение приобретает изучение индивидуальных представлении о социальной стратификации общества, складывающихся у новых поколении граждан.

    Недавнее недостаточное внимание психологов к проблемам социальных изменений обусловлено советской традицией стабильности общества и идеологической определенности пути его движения. Однако именно в переломные моменты общественного развития человек наиболее беззащитен, растерян и требует к себе внимания в ситуации внешних изменений. Часто он реагирует на них неадекватностью, приспособления к жизненным условиям, что непосредственно отражается в трудностях социализации, воспитания и становления личности.

    Длительность современного переходного состояния социальной структуры потребовала изучения своих психологических коррелятов.

    Групповые и индивидуальные представления о людях различного социального положения интересны как самостоятельный психологический феномен, а также служат базой для формирования оценок и отношении к социальной действительности, лежащих в основе причин, определяющих силу и направленность социальной активности личности, и прояснения возможных прогностических компонентов социального развития и педагогического влияния.

    Современные подходы к изучению социальной структуры заложены М.Вебером, рассматривавшим социальную структуру общества как многомерную систему.

    Объективная картина общества часто изучалась как функционалистическая модель, где социальные группы рассматриваются в качестве механизмов, исполняющих определенные функции (Парсонс Т., Барбер Б., Мур У., Дэвис К., Шилз Э.), где психологический компонент на индивидуальном уровне трактовался одномерно в терминах психологии классов: только в аспекте порождения большей или меньшей эмоциональной удовлетворенности своим социальным положением. Ряд социологических работ представляет исследования объективных критериев, лежащих в основе социального неравенства (Маркс К., Сорокин П, Парсонс Т., Ленски Д.) таких, как образованность, экономический статус, профессиональное положение и т.д., требующих изучения их субъективной значимости.

    Проявление таких сущностей, как картина социального устройства, образы мира, среды на уровне психологии индивида традиционно рассматриваются как феномены обыденного сознания (Бергер П, Лукман Т., Щюц А.). Однако и в этих работах на фоне обширных феноменологических наблюдений остается актуальной задача прояснения механизма социального восприятия общества и его закономерностей.

    Изучение восприятия стратификационных различий социальных объектов (таких как обозначение их групповой принадлежности) традиционно исследовалось в нескольких направлениях. С одной стороны, это изучение эффектов стереотипизации в феномене первого впечатления (Бодалев А.А., Уилсон П., Стефаненко Т.Г.) И межличностного восприятия (Андреева Г.М., Агеев В.С., Донцов А.И, Гозман Л.Я., Петровская Л.А.). А.А. Бодалевым отмечалось, что выводы о социальной принадлежности индивида чрезвычайно важны в формируемом образе для последующих прогнозных операций и осуществляются на основе внешних наблюдаемых признаков.

    С другой стороны, изучение стратификационных различий явилось предметом социологических исследовании общественных групп, уделявших относительно мало внимания практике повседневного бытия отдельной личности и имевших невысокую прогностическую ценность для решения психолого-педагогических и социально-психологических задач.

    Наиболее близки диссертационному исследованию идеи конструктивизма в изучении социальной стратификации, плотно смыкающиеся с социально-психологическими исследованиями и близкие к когнитивной психологии (Московиси С., Тернер Дж„ Теджфел Г.). Основная идея конструирования индиви дом внешнего мира в своих представлениях близка и субъективистскому подходу Л. Уорнера и Э.Гидденса, изучающих представленность социальной структуры в сознании индивида через процесс восприятия. Вместе с тем, несмотря на проделанную исследователями значительную работу, существует необходимость прояснения психологического содержания и структуры представлений о социальном устройстве в ситуации неоформленности воспринимаемых групп и становится актуальной задача изучения восприятия социального деления общества и социального неравенства студентами ВУЗа, как наиболее социально активной и прогрессивной части общества.

    Объект исследования
    Объектом исследования является восприятие социально-стратификационных различий студентами ВУЗа.

    Предмет исследования
    В качестве предмета исследования выступает структура и содержание представлений студентов ВУЗа о социальной стратификации и социальном не равенстве.

    Цель исследования
    Целью диссертационного исследования является выявление содержательных и структурных различий межгрупповых и индивидуальных представлений о социально-стратификационных группах у студентов ВУЗа.

    Гипотеза исследования
    Существуют значимые содержательные и структурные различия па уровнях межгрупповых и межличностных представлений в восприятии студентами ВУЗа социально-стратификационных групп современного общества.

    Данная гипотеза конкретизируется в следующих частных гипотезах:
    1. В индивидуальном восприятии объективные критерии социального разделения общества оказываются неравновесными по объему и качеству своего психологического содержания.

    2. Качественные различия в содержании стереотипных и индивидуальных представлений о социальном делении общества проявляются преимущественно в эмоционально-оценочной сфере.

    Задачи исследования
    Посредством теоретического анализа социологических и социально-психологических подходов к изучению социальной стратификации уточнить определение социального неравенства и выделить критерии, лежащие в основе социального разделения.

    Осуществить теоретический анализ подходов к изучению социального восприятия, его структуры и уровней обобщения.

    Подобрать и доработать применительно к задачам исследования методический инструментарий.

    Эмпирически выявить содержание и структуру межгруппового (стереотипического) и межличностного восприятия социально-стратификационных групп и проанализировать их различия

    Определить диапазон когнитивных конструктов, применимых к описанию психологических различий объектов социального неравенства.

    На основе анализа содержательных различий группового (стереотипного) и межличностного восприятия установить их относительную эмоционально-оценочную привлекательность для студенческой молодежи.

    Методологическими основами исследования является системный принцип рассмотрения проблемы. Основными методологическими принципами исследования являются культурно-историческая обусловленность психических процессов (Выготский Л.С.), представление о личности как социальном образовании (Леонтьев АН.) и социальной обусловленности межличностных отношений (Петровский А.В.).

    Методологической основой экспериментальной части исследования служит когнитивистский подход к пониманию и изучению социального восприятия (БрунерД., Келли Г.).

    Методы исследования
    Соискателем использованы методы теоретического анализа, педагогического наблюдения, интервью, экспертных оценок. Для решения исследовательских задач использовался модифицированный метод репертуарных ролевых решеток Г.Келли, стандартные методы статистической обработки полученных данных: частотный анализ, кластерный и корреляционный анализ (пакет Statistica).

    Выборка испытуемых
    В исследовании респондентами выступили студенты гуманитарных специальностей факультетов КубГУ. Выборка предварительного исследования составила 60 человек, основного - 67, в той числе 22 мужчины и 45 женщин. Возраст испытуемых варьируется от 18 до 21 года.

    Научная новизна и теоретическая значимость исследования
    1. Получено более полное и уточненное представление о механизме социального восприятия, в частности о содержательных и структурных различиях межгруппового и межличностного познания социально-стратификационного деления общества.

    2. Выявлено психологическое содержание используемых в социологии объективных критериев социального расслоения, что значительно расширяет представление о содержательном компоненте обыденного сознания.

    3. Углублено понимание особенностей эмоционально-оценочных и атрибутивных компонентов в структуре социального познания стратификационных объектов (эмоциональная привлекательность межличностного контакта, различие оценок в восприятии высокого и низкого социального положения, когнитивные схемы познания).

    4. Обогащены знания об онтогенезе когнитивных процессов и описаны психологические особенности данной возрастной группы, существенные для понимания проблем ее социализации.

    Практическая значимость исследования
    Результаты исследования определяют проблемные места в традиционной системе социальных ценностей и педагогических воздействий.

    Снижение ценности образования, когнитивная связь образованности и бедности в сознании современной молодежи служит необходимым обоснованием для разработки программ активного педагогического влияния на воспитание и формирование гражданина в образовательных учреждениях.

    Данные об эмоционально-оценочной предпочтительности различных стратификационных групп как на стереотипном, так и межличностном восприятия применимы в практике эффективного влияния через построение привлекательных публичных и межличностных образов в педагогической, политической, деловой и иных сферах.

    Выявленные особенности содержательных и структурных различий стереотипного и индивидуального восприятия социально-стратификационных групп обогащают знания о психологии групп, онтогенезе, восприятии и стратификации и могут использоваться при чтении курсов "Педагогическая психология", "Социальная психология", "Социальная перцепция" в ВУЗах и курса "Обществознание" средней школы.

    Личный вклад автора в исследовании определяется разработкой гипотезы и методики эксперимента, формулировкой научных положений.

    Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования определяется широким предварительным теоретическим исследованием, корректностью его планирования, применением стандартизированного метода сбора данных, использованием методов математической статистики, а также апробацией полученных результатов на научных конференциях и методологических семинарах.

    Основные положения, выносимые на защиту
    1. Восприятие социальной стратификации представляет собой уровневую систему обобщения, содержащую межличностный и межгрупповой уровни.

    2. Уровни восприятия и личностного отражения картины социальной стратификации различаются содержательно, объемно и структурно.

    3. Объективные критерии социальной стратификации при восприятии социальных объектов, субъективно интерпретируются в содержательно различных психологических характеристиках.

    4. При, восприятии различии социально-стратификационных групп на межгрупповом и межличностном уровнях обобщения решающим является фактор контактности, влияющий на эмоционально-оценочную предпочтительность межличностного восприятия.

    Апробация работы
    Основные положения и результаты исследования были представлены на отраслевых научно-практических конференциях (1995 - 1998 гг.), заседаниях и методологических семинарах кафедры психологии Кубанского государственного университета (1996-1999 гг.). Результаты диссертационной работы включены в читаемый на факультете управления КубГУ курс "Социальная психология".

    Структура диссертации
    Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 8 приложений. Работа изложена на 118 страницах печатного текста. Список литературы насчитывает 152 источника, в том числе б на иностранном языке.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
    Во введении обосновывается актуальность теоретической и практической проблемы восприятия молодежью социального расслоения на современном этапе развития общества, определены цели и задачи исследования, сформулированы гипотезы и положения, выносимые на защиту.

    Первая глава "Теоретические аспекты изучения процессов восприятия социального пространства" посвящена теоретическому анализу существующих подходов к пониманию социальной перцепции и объекта этого восприятия - социального неравенства.

    Социальная перцепция рассматривается на двух уровнях - межгрупповом и межличностном, анализируются их характеристики, природа и результирующие. Отдельно рассматривается понятие социальной стратификации, его объективная и субъективная сторона и возможности его операционализации в исследовании.Межгрупповое восприятие рассматривается как процесс формирования образа одной группы в представлениях другой, в том числе и формирование образа группы в сознании отдельного индивида как представителя другой группы (Андреева Г.М, Агеев В.С.). Применительно к объекту исследования под группой понимается не малая психологическая общность, а субъективно вычленяемая аз окружающего социального пространства большая социальная общность, обладающая некоторым связующим признаком (Щюц А.). Большие социальные группы обладают признаком относительной длительности и стабильности своего существования. Опираясь на эти качества, образ большой социальной группы можно характеризовать целым рядом признаков, таких как устойчивость, ригидность, длительность образования, некоторая упрощенность (Теджфел Г.). Образ стратификационных групп является стереотипичным.

    Стереотипные стратификационные представления часто закреплены в сознании довольно прочно - наряду с длительностью складывания образа появляется и его ригидность. Усвоение стереотипов происходит в процессе социализации как, правило в ранней некритичной фазе. Далее стереотип действует как когнитивная установка, лишь укрепляясь со временем. В условиях стабильного существования стратификационных групп их образы передаются из поколения в поколение в практически неизменном виде. В условиях нестабильного существования воспринимаемых групп можно говорить о стереотипе как о родительском представлении об окружающей реальности.

    Межличностное восприятие в исследовании рассматривается не столько как процесс формирования образа одного человека у другого, сколько его часть - групповой аспект. С одной стороны, групповые признаки в индивидуальном образе объекта, составляющие значительную его часть, несут отпечаток стереотипичности в первичном впечатлении (Бодалев А.А.). С другой стороны, при более длительном межличностном контакте можно говорить об уменьшении стереотипного влияния на образ и формировании представления, более соответствующего реальному объему.

    Индивидуальное накопление опыта общения с представителями разнообразных стратификационных групп приводит к формированию собственных обобщений у субъекта восприятия - межличностных представлений (Брунер Д:, Московиси С.). Данное обобщение в когнитивистской традиции обозначается как прототип. Прототип, выступая индивидуальные а не групповым уровнем обобщения, является более подвижным, менее унифицированным образованием. Как прижизненный индивидуальный продукт он более адекватно, чем стереотип, отражает текущую конкретную социальную среду.

    Современное состояние пост-советского общества характеризуется отсутствием четкости стратификационых групп, что делает затруднительным изучение восприятия объективно существующих страт. Исследование опирается на субъективистский подход в исследовании социального неравенства, представленный в работах П.Бурдье, Т.Лукмана. А.Щюца. В основе этих представлений лежит посылка о субъективном выделении субъектом восприятия социальных объектов и мысленном конструировании социальной картины.

    В основу вычленения социальных групп в восприятия индивида Положены именно стратификационные критерии, как наиболее доступные к оцениванию в ситуации отсутствия оформленных социальных страт. Такими критериями являются уровень образования, материальное положение, престижность социальной позиции и обладание социальной властью (Ленски Д., Сорокин П., Парсонс Т.).

    В качестве основной группы испытуемых были выбраны студенты в возрасте от 18 до 21 года. В схеме возрастной периодизации онтогенеза указанные возрастные пределы соответствуют переходному периоду между подростковостью и взрослостью - юношеству.

    Физическая зрелость, в свете тенденций акселерации (Кон И.), соответствует взрослому состоянию. Личностная и умственная зрелость (Пиаже Ж.) соответствует юношескому: возрасту. Трудовая определенность является размытой: с одной стороны, профессиональный выбор совершен посредством определения области будущей трудовой деятельности, с другой стороны, известным является факт, что выбор вуза и специальности зачастую определяется не самим индивидом, а обусловлен давлением родителей, других взрослых, и не всегда является отражением личностного выбора и личностной зрелости (Божович Л.). Продолжение периода обучения затягивает этап социального определения, а, по мнению многих авторов, является продолжением первичной социализации (Фельдштейн Д.И.).

    Собирательно психологические особенности выделенной группы можно описать устремленностью в будущее, довольно стабильным положительным эмоциональным фоном, сочетающимся с чувством социальной оторванности, элементами романтичной настроенности, поиском идеала, интересом к собственной личности, развитием рефлексии.

    В контексте исследования наиболее интересной является характеристика, определяемая Эриксоном как "ролевой мораторий", проявляющаяся в активном опробывании широкого репертуара личностных и социальных ролей без осуществления внутреннего выбора ролевого предпочтения, хронологически осуществляемого несколько позднее.

    Социальный ряд положения юношеской группы характеризуется неопределенностью социального статуса студента, отражающей некоторую степень зависимости (как и школьника) от взрослых, хотя в ряду учащейся молодёжи студент вуза является более престижной социальной позицией, нежели учащийся техникума или ПТУ. Такая горизонтальная престижность не всегда удовлетворяет и уравновешивает недостаточную вертикальную значимость положения студента. Имений вертикальная мобильность, а точнее ее возможность в плане роста, может выступать стимулирующим фактором социальной активности студента посредством индивидуальной предпочтительности и привлекательности более высокостатусных позиций для исследуемой группы.

    Следующей значимой характеристикой исследуемой группы является существовавшая всегда проблема разницы поколений. Современное поколение ощущает кардинальный отрыв от родительского, сформировавшегося в принципиально различных социальных условиях. Различия условий формирования современной молодежи и предыдущего поколения проявляются в области мировоззрения, взглядах на способы и возможности социальной мобильности, роли личностной активности в социальном развитии, возможно, в стереотипных представлениях, ролевых предпочтениях.

    Молодежная группа в социальных и социологических исследованиях с позиции традиционной идеологии рассматривается как авангардная сила развития общества. В последние десятилетия данные исследований в рамках возрастной психологии поставили под сомнение такой идеологический оптимизм. Тем более значимым является изучение психологических особенностей "общественного авангарда" в кризисные периоды социального развития.

    Современные исследования показывают, что ценность социума и социальных достижений в сознании молодежи резко снижена, если только они не помогают реализации личных жизненный предпочтений. Другой стороной такой ориентации является избирательная социальная активность молодежи, в целом оцениваемая как низкая, и зависящая от индивидуального отношения и оценки возможности реализации собственных, ценностей. Психологические особенности студенчества являются определяющими в плане прогнозирования социально-структурных характеристик общества, являющегося достаточно изменчивым в кризисные периоды развития.

    Во второй главе "Экспериментальное изучение стереотипа и прототипа восприятия стратификационных критериев" представлена общая характеристика и порядок исследования, раскрыты изучаемые параметры, дано обоснование методических приемов и процедур, приведены данные исследования стереотипов и прототипов и описав их частотный и структурный сравнительный анализ.

    Испытуемыми на первом этапе исследования выступила группа студентов-психологов. Данная выборка максимально соответствует задаче выявления психологических характеристик объектов восприятия, являясь экспертной группой.

    Исследуемым была предложена модификация методики построения репертуарных решеток Г.Келли, помогающая отрефлексировать психологические характеристики, описывающие объекты социального неравенства.

    В качестве объектов оценивания в репертуарной ролевой решетке были предложены определенные ранее в теоретическом анализе критерии, лежащие в основе социального разделения общества, взятые в биполярном виде: образованные люди - необразованные люди, материально-обеспеченные — необеспеченные материально, престижного социального положения - непрестижного, обладающие социальной властью — необладающие. Абстрактность, заложенная в предложенных объектах, позволяет испытуемому субъективно определяться в индивидуальных смыслах, вкладываемых в понимание критериев социального неравенства.

    Частотный анализ психологических характеристик, используемых при оценивании объектов социального неравенства, позволил выделить 25 пар полярных психологических признаков, таких, как умный—глупый, эгоист-альтруист, смелый - трусливый, скромный - высокомерный, волевой - безвольный, мягкий - грубый, добрый - злой и т.д.

    Данный диапазон конструктов служит основой для второго этапа исследования.

    Второй этап исследования направлен на выявление психологической оценки объектов восприятия по предложенным фиксированным 25 когнитивным конструктам. В качестве объектов оценивания выступили биполярные критерии социального неравенства — уровень образования, материального достатка, престижности социального положения и обладания социальной властью. Основной задачей этапа является выявление психологического содержания стереотипа и прототипа в восприятии каждого испытуемого. Испытуемым была предложена модификация теста репертуарных ролевых решеток Г.Келли. К оцениванию предъявлялись две группы объектов, соответствующие стереотипу и прототипу восприятия. Группу "стереотипы" составили восемь объектов абстрактного характера - биполярные критерии социального разделения (образованные - необразованные, обеспеченные - необеспеченные, обладающие социально властью без власти и занимающие престижное социальное положение непрестижные). Группу "прототипы" составили те же восемь объектов, но конкретизированные через подбор реальных представителей.

    Обе группы объектов "стереотипы" и "прототипы" оценивались по 25 полярным признакам, выявленным в первом этапе исследования. Испытуемыми на данном этапе исследования выступили студенты КубГУ дневного отделения специальностей история, социология, экономика. Выборка составила 67 человек, в том числе 22 мужчины и 45 женщин. Возраст испытуемых составил от 18 до 21 года.

    В результате тестирования ваг втором этапе исследования от каждого испытуемого была получена матрица дихотомических оценок 16-ти объектов по 25 полярным признакам, что составило массив данных 16х25х67. Полученные данные были суммированы отдельно по прототипам и стереотипам для частотного анализа, позволившего нам определить психологическое содержание каждого стратификационного критерия в стереотипе и прототипе.

    В результате выявлены количественные и качественные различия в психологической интерпретации стратификационных критериев. Более объемно содержательны стереотипы образованных и обеспеченных людей и прототипы необеспеченных, образованных и не обладающих социальной властью. Такое психологическое наполнение говорит, прежде всего, о высокой различительной значимости и "знакоместа" данных стратификационных групп для испытуемых.

    Далее была произведена частотная оценка содержании стереотипа и прототипа относительно друг друга. Так, например, объект "образованные люди" в стереотипе выглядит как тактичный, умный, ответственный альтруист, в прототипе как уверенный, высокомерный, простой и безвольный человек. В целом прототип образованных людей выгладит эмоционально менее привлекательно по сравнению со стереотипом. Необразованный человек в индивидуальном опыте межличностного общения выгладит более привлекательно для студентов нежели стереотип. По критерию образованности можно говорить о межличностной привлекательности необразованных людей и непривлекательности образованных на фоне противоположной стереотипной картины.

    Стратификационный критерии "Обеспеченные люди" в содержании стереотипа и прототипа мало отличаются друг от друга и изобилует малопривлекательными характеристиками образа материально обеспеченного человека на фоне социально одобряемого и индивидуально-привлекательного бедного человека.

    По критерию "престижность социального положения" в стереотипных представлениях престижная позиция наделена амбивалентными характеристиками с привлекательным непрестижным положением, а прототипный образ положительно описывает престижного и отрицательно непрестижного члена общества Обладающие, социальной властью представляются как эмоционально-непривлекательные и социально неодобряемые люди, безвластные напротив наделяются социально-желательными чертами, но непривлекательны в межличностном восприятии. Оценка частотного смещения содержания показала значительное общее смещение эмоциональной привлекательности стратификационных объектов в сторону содержания прототипа. Например, значимое превосходство в межличностном восприятии образованных людей по сравнению с их стереотипным образом проявилось по качествам большей веселости (+17), общительности (+10), и силе (+11), а необеспеченных по честности (+12), трудолюбию (+16), доброте(+16), веселости (+20), активности (+12), мягкости (+13)-и уравновешенности (+10).

    Дальнейший анализ данных потребовал перевода исходной матрицы из частотной в ранговую для оценки связи стереотипа и прототипа на основе ранговой корреляции Спирмена.

    Высокая степень связи двух результирующих типов представлений позволили провести оценку меры связи на уровне значимости 1%. Высокая степень связи стереотипа и прототипа выявлена по объектам "образованные" (0.62), "необразованные" (0.60), "необеспеченные" (0.58), "престижные" (0.69), "обладающие социальной властью" (0.61) и "без социальной власти" (0.52). Прототип объекта "непрестижные" не обнаружил ни одной значимой связи со стереотипом.

    Особенностью связи объектов стереотипа и прототипа явилось отсутствие полного соответствия по оцениваемым критериям, что предполагает наличие структурных несовпадений.

    Для получения наглядной картины внутренних связей стереотипов и прототипов, данные подверглись кластерному анализу и выявились структурные различия межгруппового и межличностного уровня обобщений.
    Структура стереотипа представляет собой зеркальную картину минимальных различий внутри положительного и отрицательного полюсов стратификационных критериев (рис. 1). Прототип представляет более противоречивую картину (рис. 2). Наибольшее различие в структурах межличностного и межгруппового обобщения обнаружено по критерию образования. Выявленные различия стереотипов и прототипов являются отражением различий в характере обобщения (социального и индивидуального), межгруппового и межличностного восприятия и косвенным подтверждением разрыва поколений, обусловленных разницей социальных условий развития.

    Без соц.власти необеспечены престижные обеспеченные
    непрестижные необразованные соц.власть образованные
    Рис. 1 Субъективная дистанция стратификационных критериев в межгрупповом (стереотипном ) восприятии

    Престижные обеспеченные непрестижные
    необеспеченные
    соц.власть без соц.власти
    необразованные образованные
    Рис. 2 Субъективная дистанция стратфикационных критериев в межличностном
    (прототипном) восприятии.

    На примере восприятия объектов-критериев социальной стратификации в исследовании проявился принцип контактности: содержательные характеристики образа межгруппового познания значительно изменяются в образе межличностного познания в сторону увеличения эмоциональной привлекательности объектов восприятия в межличностном контакте.

    Полученные в исследовании данные подтвердили гипотезу о содержательных и структурных различиях стереотипов и прототипов. В стереотипном восприятии стратификационных критериев обнаружилась независимость критерия образованности, что, очевидно, говорит о его самостоятельной ценности. Очень тесно связаны в стереотипе престиж, обладание социальной властью и материальная обеспеченность.

    Обращает на себя внимание четкая полюсность (зеркальность) критериев стратификации - минимальная и максимальная выраженность каждого признака образует структурную группу: образованные люди скорее всего будут богаты, престижны и наделены властью, необразованные - бедны, непрестижны, безвластны. Однако особенности связи данных признаков позволяют предположить наличие промежуточных звеньев между образованием и получением привилегий. Возможно, опосредующим компонентом является активность самого индивида, вероятность карьерного роста, место полученной профессии в иерархии престижа. В стереотипе образование еще не гарантирует получения социальных благ, но является необходимым условием для этого. Такое положение вполне соответствует межпоколенческой мобильности в стабильном обществе, при которой родители часто оказывают существенную помощь в трудоустройстве получивших образование детей. В ситуации кризисного состояния общества наиболее сильно страдает именно опосредующий компонент, эффективность которого приобретает колоссальное значение на пути к привилегиям.

    Отрицательная структурная группа стереотипа обнаружила аналогичный характер внутренних связей: отсутствие образования выступает необходимым, но недостаточным условием сохранения низкостатусной позиции, однако компоненты бедности, непрестижности и безвластия настолько связаны друг с другом, что можно говорить об их неизбежном сопровождении друг друга. Отрицательный полюс стереотипа также соответствует характеру распределения благ и привилегий в стабильном обществе, где низкоквалифицированный труд, скорее низко оплачиваем и не связан с обладанием властью.

    Характер структурных связей внутри прототипа является более сложным. Индивидуальный опыт испытуемых, значительную часть жизни проживающих в кризисном обществе, приводит к обобщению другого рода: очень тесную связь обнаружили образование и низкая материальная обеспеченность. Структурная же группа положительного полюса сходно со стереотипичной - обеспеченные люди обладают социальной властью и престижем. В противоположность знака критерия связи непрестижность и отсутствие власти связаны с отсутствием образования. Наиболее субъективно конфликтным в восприятии молодых людей реальной общественной ситуации является факт получения образования: о одной стороны, образованные бедны, с другой - необразованные непрестижны и безвластны. Налицо ситуация выбора меньшего из двух зол.

    Очевидно, наибольший конфликт поколений в оценке процессов социальной мобильности будет вызывать именно получение образования, являющееся в восприятии родителей самоценностью с вероятностью положительного исхода статусных изменений, в восприятии же молодых людей образование не только не выступает значительной ценностью, но и гарантированно связано с низким уровнем получения привилегий.

    Осуществленный содержательный анализ критериев стратификации обнаружил парадоксальную картину - в оценке психологических качеств социально-отрицательных объектов наблюдаем их яркую эмоциональную привлекательность в субъективном восприятии.

    Конфликт стереотипа и прототипа, сосредоточенный на критерии образования, разрешается в реальном выборе получения образования, стимулированном социальным давлением родительского поколения, с одной стороны, и межличностной привлекательностью представителей социально-отрицательных общественных позиций с вероятным тяготением к межличностному контакту с людьми низкого социального положения и избегания представителей социально-высоких уровней стратификационного положения, с другой стороны.

    В заключении диссертации представлены выводы.
    Восприятие социальной стратификации представляет собой уровневую систему обобщения, включающую межличностный и межгрупповой уровни. Обе схемы, познания присутствуют в когнитивной сфере личности и являются структурно и содержательно различными.

    В исследовании подтвержден принцип контактности, проявившийся в большей эмоционально-оценочной привлекательности объектов, находящихся в сфере межличностного взаимодействия.

    Объективные критерии социальной стратификации при восприятии социальных объектов субъективно интерпретируются в содержательно различных психологических характеристиках.

    Опыт межличностного познания индивидом стратификационных групп общества обобщается в прототипные представления. Особенностями прототипа для студенческой молодежи являются: отсутствие зеркальности структуры когнитивной репрезентации, выраженная субъективная связь образованности и низкого материального уровня, межличностная привлекательность низкообразованных, малообеспеченных и не обладающих социальной властью людей.

    Межгрупповое познание социального неравенства, выраженное в стереотипных представлениях, имеет зеркальную структуру и образует две независимые аналогичные группы связей объективных стратификационных критериев по их полюсам: необеспеченные - непрестижные - без социальной власти — необразованные и обладающие социальной властью — обеспеченные - престижные - образованные. В обеих структурных группах критерий образования обнаруживает наибольшую дистанцию с другими критериями. Образование и получение социальных привилегий находится в опосредованной связи, что выражается в самостоятельной ценности образования и наличии промежуточных переменных на пути от диплома к достатку, социальной власти, престижу. Предположительно опосредующими звеньями являются активность личности, внешняя помощь в трудоустройстве, профессиональный рост.

    Межличностные и межгрупповые структуры представляют обобщения, сложившиеся в разные временные этапы. Межличностные представления о социальном неравенстве отражают современную ситуацию кризисного общества. Межгрупповое (стереотипное) восприятие соответствует представлениям о социальной стратификации стабильного общества и является "родительским" по отношению к самостоятельным обобщениям индивида. Межпоколенческий конфликт представлений о структуре социального неравенства сосредоточен на факторе образования, безусловно ценном в сознании старшего поколения и непривлекательном для молодежи как в межличностной представленности, так и в социальных исходах.

    Основное содержание диссертационной работы отражено в следующих основных публикациях автора:

    1. Психологические аспекты субъективной социальной стратификации: Материалы междунар.науч.-практ.конф. - СПб., 1997. - С.52-53.

    2. Психологические корреляты социально-стратификационной принадлежности индивида // Психологические проблемы самореализации личности: Сб.науч-трудов. Вып.2. - Краснодар, 1997. - С. 141-145.

    3. Психологические корреляты социально-стратификационных критериев в прототипном восприятии студентов-гуманитариев // Психологические проблемы самореализации личности: Сб. науч. трудов. Вып.3. - Краснодар, 1998 -С 248-255.