Вход  Карта сайта
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ В СТАНОВЛЕНИИ И... > Профессионально-психологическое воздействие в процессе

Профессионально-психологическое воздействие в процессе

    На правах рукописи

    ПУШКОВ Виталий Георгиевич

    Профессионально-психологическое воздействие в процессе расследования преступлений

    19.00.06 - юридическая психология

    Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

    МОСКВА-2000

    Диссертация выполнена на кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России.

    Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Черненилов В.И.

    Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Филонов Лев Борисович; кандидат психологических наук, Ениколопов Сергей Николаевич.

    Ведущая организация - ВНИИ МВД Россия

    Общая характеристика работы
    Актуальность темы исследования обусловливается процессами, существенно осложняющими деятельность правоохранительных органов: ростом преступности и неудовлетворительной раскрываемостью преступлений в условиях нестабильности экономики и государственности, когда все труднее обеспечить защиту прав и интересов граждан и организаций от преступных посягательств. В сложном положении оказались службы правоохранительных органов, непосредственно занимающиеся расследованием преступлений: недостаточен уровень профессионального мастерства сотрудников, остро проявляются недостатки технического, психологического и иного обеспечения на фоне накопления новых методов расследования, которые еще недостаточно используются в профессиональной деятельности следователей и оперативных работников.

    В этой связи применение психологического воздействия (далее - ПВ) в деятельности следственных и оперативных работников представляет собой один из важных путей повышения результативности в борьбе с преступностью.

    ПВ здесь понимается как целенаправленный процесс изменения параметров психики (психических процессов, состояний и качеств) личности с целью побуждения ее к выбору или изменения варианта поведения в интересах решения задач уголовного судопроизводства.

    Различные аспекты рассматриваемой проблемы нашли отражение в трудах Андреевой Г.М., Бодалева В.А., Брудного А.А., Ковалева Г.А., Куликова В.Н., Леонтьева АА., Ломова Б.Ф., Мясищева В.Н., Парыгина Б.Д., Петровской Л.А., Петровского А.В., Поршнева Б.Ф., Шерковина ЮА. и других.

    В юридической психологии проблемы ПВ исследовались Аврамцевым В.В., Глазыриным Ф.В., Доспуловым ГГ., Дуловым А.В., Еникеевым М.И., Костицким М.Г., Мицкевичем В.В., Пономаревым И.Б., Порубовьш Н.И., Ратиновым А.Р., Столяренко A.M., Филоновым Л.Б., Чернениловым В.И., Чуфаровским Ю.В., Шахриманьяном И.К., Юстицким В.В. и другими.

    В прикладном аспекте проблема ПВ разрабатывалась криминалистами Бае-вым О.Я., Белкиным Р.Ф., Быховским И.Е.. Волостновым ПА., Зориным ГА., Карнеевой Л.М., Комарковым B.C., Комиссаровым В.И., Олейник А.Н., Осиновым Ю.Ю., Соловьевым А.Б., Центровым Е.Е., Хайдуковым Н.П., Якушиным С.Ю. и другими.

    Однако до сих пор в психологии не разработана единая трактовка понятия ПВ и его структуры, составляющих его компонентов и факторов, определяющих его эффективность, а также его место в структуре следственной деятельности. Различные аспекты ПВ изложены фрагментарно и не систематизировано, недостаточно полно обобщены. Многие факты ПВ в деятельности расследования, добытые исследователями и накопленные практическими работниками, часто носят описательно-констатирующий характер и не позволяют в полной мере сформулировать действенные практические рекомендации.

    Такое положение, а также отсутствие разработок по обучению личного состава ПВ приводит на практике к тому, что сотрудники накапливают такой опыт самостоятельно методом проб и ошибок, не всегда успешного экспериментирования и обмена опытом с сослуживцами. Вследствие этого эффективность работы неопытных сотрудников невелика и у преступников появляются дополнительные возможности избежать уголовной ответственности. Все это определяет актуальность избранной темы исследования.

    Цель диссертационного исследования заключается в разработке научно-психологических основ правомерного профессионально-психологического воздействия при расследовании преступлений, способствующих его эффективности.

    Объектом исследования явилась деятельность следователей и оперработников по расследованию преступлений.

    Предмет исследования - место и особенности правомерного применения ПВ на участников уголовного процесса при расследовании преступлений.

    Основные задачи исследования:

    - состояние исследованности проблем ПВ в общей и юридической психологии, его недостатков, противоречий, проблем, тенденций;

    - раскрытие психологической структуры, специфики и составляющих компонентов ПВ применительно к деятельности расследования и пределов его правомерного применения;

    - исследование зависимости функционирования различных средств и способов ПВ от детерминирующих их факторов;

    - определение специфики ПВ в условиях противоборства лиц, причастных к расследуемым преступлениям.

    Методология и методика исследования. В основу исследования положен диалектический метод познания реальной действительности, применялись конкретно-социологический, статистический и системно-структурный методы анализа, ситуационный подход, классификационные методики и другие.

    В число методик вошли анализ психологической и юридической литературы, собственного практического опыта следственной работы и включенного наблюдения опыта и ситуаций ПВ других следователей и оперработников при производстве ими следственных действий, двустороннее анкетирование и интервьюирование практических работников и подследственных с последующим сличением восприятия и осознания применяемых методов ПВ. Применялись также тестовая методика "незаконченных предложений", контент-анализ речевых отчетов и литературных описаний ситуаций ПВ, экспериментальные методы, основанные на апробации рекомендаций применения комплексного ПВ с последующим анализом их эффективности. При обобщении, анализе и обработке эмпирического материала использовались методы математической статистики, сравнительный выбор данных и оценка репрезентативности собранных данных.

    Эмпирическая база исследования. Всего исследованиями охвачены 540 сотрудников (276 следователей и 264 оперативных работников), часть из них (146) несколькими методиками. Проанкетировано 339 сотрудников, проинтервьюировано 85, протестировано по методике "незаконченных предложений" 239 сотрудников, произведен контент-анализ речевых отчетов о ситуациях ПВ - 165 случаев, осуществлено включенное наблюдение 115 ситуаций ПВ. Исследованиями охвачено также 335 осужденных (бывших подследственных).

    Основные положения, выносимые на защиту:

    1. В иерархии деятельностей расследования преступлений ПВ выступает как разновидность профессиональной деятельности следователей и оперативных работников. Специфику ПВ в деятельности расследования характеризует целевая, профессионально-деятельностная и позиционно-ориентированная направленность на получение доказательственной информации путем изменения психологических позиций и состояний участников уголовного процесса.

    2. Особое значение ПВ приобретает в ситуациях противостояния участников уголовного процесса задачам расследования в силу различных мотивов, осознанного и неосознанного использования ими средств противодействия этим задачам, в том числе оказываемому на них ПВ.

    Позиции участников уголовного процесса (содействия, конфронтации, противоборства) и избираемые формы противодействия расследованию определяются личностно-значимой оценкой следственной ситуации с точки зрения ее развития и результатов, основанной на информационной обеспеченности (действительной или кажущейся осведомленности), вследствие чего являются личностно-ситуационными. ПВ способствует преодолению противодействия, снятию заинтересованности в нем и сокрытии информации и достижению содействия расследования преступлений.

    3. Правильный выбор и эффективное Применение средств и способов ПВ при расследовании определяется уровнем психологического профессионализма сотрудников, важнейшими составляющими которого являются умения:

    - определить задачи и желательные психологические результаты ПВ, способствующие расследованию преступлений;

    - выявить индивидуальные и социально-психологические особенности участника уголовного процесса, его осведомленность о наличии доказательственной базы по уголовному делу;

    - проанализировать имеющуюся по уголовному делу информацию с точки зрения использования ее в качестве средства ПВ;

    - установить в ходе расследования тип занимаемой участником уголовного процесса позиции;

    - создать обстановочные условия, благоприятствующие ПВ;

    - учесть свои возможности в части умений применять ПВ.

    4. Целостность ПВ обеспечивается его комплексированием, разработкой его замысла (сценария), опирающегося на представления о психологических основаниях возможных позиций противодействующих лиц и преодоления или ликвидации психологической базы противодействия с учетом психологических особенностей личности и возможных средств и способов реализации ПВ. Успешность реализации сценариев ПВ зависит от компетентного владения сотрудниками достаточным арсеналом соответствующих средств, способов и тактик применения ПВ.

    5. Оптимальным является разработка и применение ситуационно-типологических сценариев ПВ как вполне достаточных в большинстве ситуаций расследования. Значимы три основных типа сценариев ПB применительно к следующему классу задач: 1) на установление причастности к преступлению или осведомленности о нем; 2) на преодоление или нейтрализацию потенциальной позиции (готовности к проявлению) противодействия расследованию; 3) на нейтрализацию или ликвидацию проявившегося противодействия.

    Эффективными являются типовые форсированный и затяжной варианты ПВ, используемые оперработниками при выявлении причастности к преступлению, который предусматривает основанием направленное заявление о виновности проверяемого лица, а также типовые варианты, применяемые следователями и направленные на постепенное затягивание в признание путем получения доказательственной информации от подследственного как при наличии достаточной совокупности доказательств, так и при пробелах в их системе, с учетом различных состояний подследственных в ситуациях отказа от дачи показаний, дачи ложных показаний, совершения преступлений группой лиц и т.п. Научная новизна исследования заключается в:

    - выявлении феномена ПВ в деятельности расследования, его специфики и процесса его оказания во взаимосвязи и взаимообусловленности с другими аспектами этой деятельности и использования криминалистических, оперативно-розыскных и иных средств;

    - многомерной характеристике ПВ, его операциональной структуры, способов комплексирования, определении наиболее значимых факторов, детерминирующих процесс оказания профессионального ПВ в деятельности расследования;

    - выявлении, классификации и обобщении имеющихся в передовом опыте психологических тактических приемов, их выделении в определенные системы в соответствии с ситуационным и типологическим подходами в сценариях ПВ, а также апробации типовых сценариев ПВ и рекомендаций по их разработке и применению:

    - выделении практически значимых параметров динамики оказания ПВ, зависимости их от состояния следственных ситуаций, наличия информационной обеспеченности сотрудников, позиций участников уголовного процесса и их психологических особенностей.

    Теоретическое значение диссертационного исследования определяется тем, что оно позволило:

    - выявить основные компоненты и характеристики специфичности ПВ в деятельности расследования;

    - определить наиболее значимые факторы, детерминирующие оказание ПВ при расследовании и значимость комплексного ПВ (его сценариев) как одного из путей его совершенствования;

    - обосновать и классифицировать сценарии ПВ, рекомендовать показатели и принципы их разработки и применения.

    Прикладная значимость выполненного исследования состоит в разработке значимых для практики деятельности сотрудников, расследующих преступления комплекса научно-обоснованных предложений и рекомендаций, способствующих повышению их профессионализма и эффективности расследования преступлений.

    Предложения и рекомендации могут быть использованы в учебном процессе учебных заведений МВД РФ и на курсах повышения квалификации следственных и оперативных работников.

    Апробация результатов исследований. Содержание работы нашло отражение в тезисах трех научно-практических конференций и четырех научных статьях. Результаты исследования внедрены в практику работы следственных и оперативных работников УВД администрации г. Белгорода, Белгородской области и Юго-Восточного УВДТ, а также в учебный курс Белгородского юридического института МВД РФ и используются на курсах повышения квалификации межрегионального учебного центра Генеральной прокуратуры РФ (г. Белгород).

    Структура и объем работы. Диссертация изложена на 197 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Библиография включает 215 наименований работ отечественных и зарубежных авторов.

    Содержание работы.

    Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется его цель и задачи, предмет и объект, методологические основы, показывается научная новизна и практическая значимость диссертационного исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.

    Первая глава - «Проблемы психологического воздействия в психологии и практике расследования преступлений» посвящена анализу применения TIB в практике следователей и оперработников при расследовании преступлений, отношения к его возможностям практических работников, как и отношения лиц, оказывающих противодействие расследованию. Здесь же анализируются имеющиеся научные исследования ПВ как в общей, так и в юридической психологии, его сущность, особенности, виды, детерминанты и факторы успешности, возможности использования ПВ сотрудниками.

    В первом параграфе ПВ рассматривается как неизбежный компонент деятельности расследования, что обусловлено необходимостью установления истины через субъективное восприятие и отношение к уголовному деянию его участников и очевидцев. Обосновывается, что значимость ПВ возрастает, если цели участников уголовного процесса противоположны решению задач уголовного судопроизводства в силу различных мотивов, что выражается в противодействии их решению в разных формах. Анализ ситуаций расследования, мнение сотрудников подтверждает, что это противодействие приводит к тому, что ПВ в деятельности расследования приобретает характер специфического феномена, присущего только ей (А.В. Дулов, 1975) и обусловленного психологической защитой подследственных и иных противодействующих лиц, интерпретацией события преступления в собственных интересах, осознанным и неосознанным использованием ими средств противостояния задачам расследования и оказываемому на них ПВ (А.Р. Ратинов, 1967 и др.). По мнению опрошенных нами практических работников поведение подследственных более чем в 70% случаев направлено на противодействие решению задач расследования преступлений, что признали и 60,4% проанкетированных подследственных. Противодействие может выступать в различных формах, среди которых на основе включенного наблюдения и анализа ситуаций расследования, речевых отчетов о них и интервьюирования сотрудников и подследственных выделены уклонение (завуалированный отказ участвовать в процессе расследования), сопротивление (открытый отказ выполнять законные требования сотрудника), препятствование (противодействие путем активных действий).

    Обобщение следственной практики и анализ осознания необходимости ПВ позволило выделить два наиболее существенных фактора, влияющих на возрастание роли ПВ в расследовании преступлений: 1) наличие позиции подследственного, направленной на противодействие расследованию в различных формах и 2) недостаточность (отсутствие) доказательственной информации. При этом недостаточность доказательств в наибольшей степени детерминирует, подкрепляет позицию противодействия подследственного. В свою очередь позиция противодействия затрудняет получение этих доказательств от самого подследственного. Особую значимость ПВ приобретает, когда доказательств совершенного деяния недостаточно, что в наибольшей степени детерминирует позицию противодействующих лиц. В этих случаях ПВ может быть единственным средством получения доказательств от них самих (Л.Б. Филонов, 1983).

    Анализ соотношений понятий, их осмысления исследователями и осознания практическими работниками приводит к выводу, что ПВ выступает как особый инструмент решения задач уголовного судопроизводства, часто опираясь на психодиагностику и установление психологического контакта. Психодиагностика имеет основной целью изучение и оценку психологических факторов личности, которые определяют особенности выбора и применения приемов и методов ПВ. Установление психологического контакта служит созданию благоприятных психологических условий для применения ПВ, формирования позитивных межличностных отношений, заключающихся прежде всего в принятии друг друга как личностей, понимающих неприемлемость конфликтного решения вопросов, связанных с конкретным делом, несмотря на различие их интересов. Но именно ПВ является тем средством, которое в конечном итоге решает профессионально - деятельностные задачи разрешения уголовных дел, установления обстоятельств уголовного события, получения доказательств и через ПВ осуществляется решение задач уголовного судопроизводства по установлению истины.

    По сути, установление психологического контакта признается элементом ПВ (В.И. Черненилов, 1989), направленного на урегулирование межличностных отношений, изменения психики воздействуемого в направлении расположения к воздействующему и ослабления на этой основе его способности к сопротивлению воздействию в деловой сфере. Для психологического контакта типичным является «понять, не меняя», а для ПВ - «поняв, изменить».

    Анализ законодательства в сфере уголовного судопроизводства показывает, что им наиболее регламентировано психологическое принуждение в виде угрозы негативных последствий в случае нежелания добровольного исполнения процессуальных обязанностей участниками уголовного процесса. Психологическое принуждение заключается в воздействии на психику человека с целью заставить выполнить что-либо вопреки его воле. Законодателем определены средства психологического принуждения, как оговорены и незаконные (запрещенные) средства такого принуждения, в связи, с чем угроза психологического принуждения адресована как тем, кто препятствует или может препятствовать достижению задач правосудия, так и тем, кто решает эти задачи запрещенными средствами, противоречащими нравственности и нарушающими конституционные права, свободы и интересы граждан (И.Л. Петрухин, 1985, УГОС РФ, 1999).

    Правомерное ПВ законодатель регламентирует в самой общей форме в силу невозможности такой регламентации применительно к разнообразию ситуаций деятельности расследования. Общие критерии правомерности и допустимости исходят, прежде всего, из принципов непротиворечия законности и нравственности общества, их избирательности (А.Р. Ратинов, 1967, АВ. Дулов, 1975, Н.П. Хайдуков, 1984, Быховский, 1973).

    Анализируя распространенность неправомерного ПВ, автор на конкретном материале показывает его достаточно широкое применение при расследовании преступлений на основе изучения мнения, как подследственных, так и самих сотрудников, о его применения при расследовании заявило 79,6% проанкетированных подследственных, а 44% оперработников и 32,4% следователей считают, что такое ПВ оказывается в отношении 50 и более процентов подследственных.

    Подавляющее большинство сотрудников признает необходимость ПВ в расследовании преступлений, однако, его использованию уделяют большое внимание только 45,1% при признании остальных о применении его по мере возможности и в случае необходимости. Одной из причин такого отношения к использованию ПВ является недостаточный уровень психологических знаний и умений сотрудников, а также стремления к их повышению, что частично компенсируется опытом работы. Сами сотрудники критически относятся к своим умениям ПВ - 48,3% считают их недостаточными, испытывают затруднения при его применении. Указанную оценку подтверждают и подследственные, в отношении которых ими применялось ПВ. Однако даже имеющийся уровень применения ПВ позволяет сотрудникам получать доказательственную информацию и изобличать подследственных в совершении преступлений, о чем заявили до 47,6% подследственных. Реализацию потребности овладения умением ПВ сотрудники видят в углубленном изучении психологии, развитии необходимых для ПВ качеств, в повышении профессионального уровня ПВ через общение, практику, присвоение передового и приобретение собственного опыта. Т.е. разработка эффективных приемов и методов ПВ актуальна, так как отражает запросы практики.

    Во втором параграфе анализируется научная обеспеченность ПВ как в сфере расследования, так и в других видах деятельности. Анализ определений ПВ в работах исследователей его проблем в общей и юридической психологии показывает, что имеются две точки зрения на психологическую сущность ПВ. Одна строится на информационном подходе, (Ярошевский, 1990, Н.П. Хайдуков, 1984) Вторая пытается понять сущность комплексно-психологического (личностно-деятельностного) подхода, показывая недостаточность сведения ПВ к процессу передачи информации, так как такой подход фиксирует лишь формальную сторону ПВ, в то время как важна не только информация, но и ее личностный смысл для объекта ПВ, способы ее передачи, учет ее прохождения через защитные барьеры личности, включение ПВ в некую общую систему взаимодействия, понимание ситуации и ее контекста, учет связи между ПВ на практическом уровне, взаимоотражением сотрудников и иных участников уголовного процесса на когнитивном уровне и их взаимоотношениями на эмоциональном (В.Н. Мясищев, 1960, В.Н. Куликов, 1978). Имеются примеры использование при ПВ нейтральной информации, не передающей целевого содержания, но оказывающей влияние на регулирование эмоциональных состояний, отношений, ослабление противодействия, распространения ее на принятие решений, формирование представлений объекта ПВ в силу наличия у него собственной информации (А.Р. Ратинов, 1967, А.В. Дулов, 1975, Л.Б. Филонов, 1983, В.И. Черненилов, 1989).

    На основании анализа делается вывод, что ПВ применительно к специфике правоохранительной деятельности - это система (комплекс) действий сотрудников ОВД при контактировании с гражданами, заключающихся в использовании специальных средств и методов, направленных на изменение параметров психики граждан, необходимых для достижения стоящих перед сотрудниками процессуальных целей и задач. Поэтому ПВ в деятельности расследования является профессионально-психологическим воздействием.

    Личностно-деятельностный подход к сущности ПВ задает схему рассмотрения ПВ как деятельности, которая характеризуется субъектом, осуществляющим ее, объектом, на который она направлена, средствами, способами и условиями ее реализации, схемой деятельности в сознании ее субъекта (содержащей цели, представления о способах ее достижения, о возможных результатах), реальными результатами.

    В компоненте субъекта ПВ наиболее значимыми факторами, влияющими на успешность ПВ, признаются его личностные особенности, целемотивационные и нравственные качества, от которых зависит определение целей, отбор содержания, выбор способов и приемов ПВ (Мицкевич, 1989). Но непосредственно реализация успешного ПВ осуществляется при овладении операциональной структурой ПВ, умениями применять его средства, методы и приемы (П.М. Ершов, 1972, В.Н. Куликов, 1978, A.M. Столяренко, 1985).

    Среди особенностей объекта ПВ, оказывающих влияние на успешность ПВ в отношении них, наряду с вариативно проявляющимся комплексом их коммуникативных, интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств значимыми исследованными факторами восприимчивости ПВ признаются: соответствие содержания воздействия убеждениям, потребностям и интересам объекта ПВ, а также объективной реальности и влияние социальных общностей, нормы поведения которых он разделяет и чьих взглядов, отношений и ценностей придерживается. Указанные факторы являются основой включения и действия психологических барьеров, при этом их действие включает в себя отношение объекта ПВ как к содержанию ПВ, так и к личности воздействующего с явлением переноса отношений с одного на другое (В.Н. Куликов, 1978).

    Определяющим в процессе оказания ПВ признается его операциональная структура, действия по реализации его содержания путем использования различных средств, способов, приемов и методов его передачи, опирающихся на психологические закономерности. (П.М. Ершов, 1972, A.M. Столяренко, 1985).

    Общепризнанно, что внутреннее содержание ПВ реализуется в деятельности расследования, используя слова, действия, отношения, факты, доказательства, предметы, ситуации, поведение воздействующего в определенной совокупности и в их определенной взаимосвязи. Основными средствами ПВ выступают «материальное воздействие», речь с ее содержательной и выразительной сторонами, невербальные средства и контакт глаз. Выступая в высокой степени согласованности, вербальные и невербальные средства образуют поведенческое средство ПВ (ролевое поведение). Средствами ПВ могут быть также создание ситуаций, побуждающих объект ПВ к действиям, пространственно-временная организация ПВ (времени, места, способа структурирования информации, характера аргументации и т.п.).

    ПВ в деятельности расследования осуществляется применением психологических приемов как наиболее рациональных и эффективных способов действии или наиболее целесообразной линии поведения лица, производящего расследование, либо тактических комбинаций, в которые включаются указанные приемы и создание ситуаций, оказывающих ПВ. Выбор приемов ПВ обусловлен в деятельности расследования -его целями, которые можно свести к двум: 1) формирование у преступника истинного представления об обстоятельствах и условиях, в которых ему предстоит действовать, или целей, совпадающих с целями следователя, либо 2) создание условий для формирования у преступника ошибочных представлений о тех или иных обстоятельствах дела, целях следователя, его действиях, состоянии расследования (Р.С. Белкин, 1993).

    Значимым для оказания ПВ признается использование стереотипизации при формировании у воздействуемого такого своего образа, который способствует его реализации. Важным также является понимание причин поведения объекта ПВ, учет значимых для него причин, определяющих его поведение, отражаемых им особенностей видения ситуации и целей деятельности, умение донести до воздействуемого свое видение этой же ситуации.

    Существенно при оказании ПВ преодоление психологических барьеров, препятствующих оказанию ПВ (избегания, стилистического, логического и иных), что представляет интерес для исследования его специфики для решения средствами ПВ задач расследования преступлений. Представляет интерес и избираемые сотрудниками выделяемые в общей психологии стратегии ПВ (императивная, манипулятивная, соперничества, рефлексивного управления, развивающей).

    Исходя из анализа научной обеспеченности ПВ в деятельности расследования признается, что главное направление совершенствования ПВ как средства решения задач расследования преступлений - сделать его закономерности, содержание, средства и методы доступными для осознания и овладения сотрудниками ОВД.

    В третьем параграфе «Гипотеза и методика исследования» обосновывается специфичность ПВ в деятельности расследования. Исходя из указываемых объекта, предмета, задач и гипотез исследования, приводится комплекс использованных методик по их проверке и уточнению, раскрывается его последовательность и эмпирическая база исследования.

    Вторая глава «Задачи, средства и способы психологического воздействия в процессе расследования преступлений» посвящена задачам ПВ в расследовании преступлений, показу желательных психологических результатов, а также средствам, способам и факторам ПВ, их особенностям и эффективности.

    В первом параграфе отмечается, что ПВ в деятельности расследования осуществляется в рамках следственной ситуации и обусловливается ею. Составной частью следственной ситуации является психика объекта ПВ, обусловливающая активность, позиции, поведение и деятельность участника уголовного процесса.

    Следственная ситуация включает в себя сознание и мышление сотрудника, а с другой стороны сознание и мышление сотрудника производит оценку следственной ситуации, являясь надситуативным образованием. Он включает эти свои психические образования в структуру следственной ситуации и рассматривает ее в этом виде, с собственным включением в нее.

    В структуру следственной деятельности входят ее субъект - лицо, осуществляющее расследование; объект, которым является следственная ситуация, как то, на изменение чего для решения целей уголовного судопроизводства направлена эта деятельность. Эта деятельность основывается на закономерностях возникновения информации о преступлении и его участниках, собирания, исследования и использования доказательств, а также функционирования специальных средств и методов, используемые для ее осуществления. Действия сотрудника, которыми реализуются тактические приемы и комбинации, производство следственных действий и расследования в целом, изменяют следственную ситуацию, приводя к результату - разрешению уголовного дела.

    ПВ выступает в деятельности расследования как внутренне присущая ей составляющая в ситуациях контактирования сотрудника с участниками уголовного процесса, предназначенное для изменения тех компонентов следственной ситуации, которые имеют субъективную природу. За всеми элементами деятельности расследования стоят соответствующие компоненты деятельности ПВ.

    Основными задачами, решаемыми при расследовании преступлений, являются юридические, что осознают 62,9% сотрудников, но, исходя из данных исследования, следует признать, что решить их часто можно, лишь решив психологические задачи или используя психологические средства, в том числе ПВ.

    Отличие целей тактических комбинаций от целей ПВ заключается в их направленности. В тактических комбинациях решающим является внешняя сторона - получение результата, внешнее проявление психической деятельности участника процесса - его поведение. ПВ направлено на изменение внутренних психических процессов, состояний и качеств, которые обусловливают их внешнее проявление в виде поведения, что показывается на примерах применительно к различным ситуациям расследования.

    Доказывается, что первостепенными задачами ПВ являются выяснение информационного состояния и позиции лиц, представляющих интерес для ОВД или попавших в сферу уголовного судопроизводства. Следственная ситуация для подследственных, что ими четко осознается, имеет особое значение как во многом определяющая их дальнейшую жизнедеятельность, что вызывает занятие ими при расследовании определенной позиции, в которой выражается их отношение к ситуации, оказываемым на них воздействиям и сотрудникам -субъектам таких воздействий. Эта позиция обусловливается их ценностями, ориентациями и установками, но определяющую роль играет личностно-значимая оценка ситуации с точки зрения ее развития и результатов, поэтому является ситуационно-личностной. Среди позиций, от которых зависит наличие и степень противодействия следствию выделяются позиции содействия, конфронтации и противоборства расследованию. Содействие характеризуется готовностью взаимодействовать с ним или отсутствием заинтересованности в противодействии. Конфронтация возникает при частичном несовпадении интересов взаимодействующих в силу различных мотивов, причин, отношений или наличия какой-либо заинтересованности участника уголовного процесса/Противоборство имеется в случае полного несовпадения их интересов, их полярности и стремлении каждой стороны к выигрышу.

    Исходя из этого, основной психологической задачей ПВ является изменение неблагоприятных позиций противодействующих расследованию лиц. В случае противоборства - ликвидация или снятие заинтересованности в нем, в случае конфронтации - нейтрализация негативных проявлений, в случае содействия - стимулирование его. ПВ решает задачи ликвидации и нейтрализации мотивов противостояния и приведения граждан к содействию расследованию преступлений.

    Как показали исследования, ПВ в деятельности расследования оказывается преимущественно в неблагоприятных условиях. Для подследственных содержание воздействия опасно, отношение к средствам и способам - настороженное, сотруднику, расследующему уголовное дело - негативное, часто в силу переноса отношения с содержания на личность. Все это способствует возникновению психологических барьеров и препятствует ПВ.

    Вследствие этого задачами, решаемыми для изменения позиции противодействующих расследованию лип средствами ПВ, являются изменения отношений сотрудника к этим лицам либо демонстрации выгодного в тактических целях отношения и изменение отношения этих лиц к сотруднику, содержанию ПВ, а также средствам и способам ПВ1.

    1 На основании исследования достаточно распространенными отношениями сотрудников к подследственным, являются негативное (до 25,3%), равно душное (до 15,5%) и как к противнику (до 26,5%), что не способствует успешности ПВ. В свою очередь при характеристике отношений к сотрудникам только 11% подследственных определило их как благоприятные (хорошие, доброжелательные, взаимопонимания), но 55,3% как неблагоприятные (натянутые, недоброжелательные, конфликтные). 17% как нейтральные (официальные, деловые) и 16,7% как приспособленческие. Последняя треть подследственных объясняла, что во многом попадая в зависимость от волеизъявления сотрудников, часть из них строила свои отношения либо стремясь сохранить относительную независимость и самооценку (деловое отношение), либо стремясь подстроиться к сотрудникам, чтобы получить хотя бы минимальный выигрыш.

    Задачами ПВ являются также изменение психологических состояний и качеств граждан, препятствующих оказываемому на них ПВ и расследованию преступлений1.

    1 Для деятельности расследования сотрудники выделили качества, препятствующие ПВ и расследованию в следующем количестве ситуаций: 1) нежелание взаимодействовать (равнодушие, безразличие, замкнутость, скрытность, недоверие, подозрительность, настороженность) - 20,2%, 2) отрицательная (криминальная, антиобщественная направленность, негативное отношение к ОВД и сотрудникам - 17%, 3) волевые качества (сила воли, твердость характера, упорство, устойчивость) - 17%, 4) высокий уровень интеллектуального развития - 9,6%, 5) агрессивность, озлобленность, дерзость, грубость -8,9%, 6) определенные психические состояния (повышенная эмоциональность, вспыльчивость, страх ответственности, наказания, мести, заторможенность) - 8,3%, 7) низкий уровень интеллектуального развития - 6,9%, 8) Правильная ориентировка в ситуации, осведомленность о| методах работы ОВД - 5,9%.

    Во второй параграфе на основе анализа данных исследования подтвердилось, что наиболее значимыми для эффективности ПВ факторами являются умения психологически воздействовать на граждан. При этом как значимые выделены умения: 1) определять и формулировать цели и задачи ПВ с учетом следственной ситуации, 2) умение выявлять психодиагностические характеристики объекта ПВ, 3) умение выбирать и применять наиболее эффективные средства, способы и приемы ПВ с учетом его целей, следственной ситуации и особенностей объекта ПВ, 4) создавать условия, благоприятствующие ПВ, 5) создавать приемлемые межличностные отношения, располагать к себе и достигать взаимопонимания, 6) контролировать себя, владеть собой, 7) самоподачи, ролевого поведения, 8) осмысливать ситуацию, ориентироваться в ней, вносить в нее коррективы и принимать решение.

    Несмотря на неблагоприятные условия взаимодействия, обусловленные спецификой деятельности расследования, указанные качества и умения воплощаются в присвоении сотруднику наиболее важной социально-психологической характеристики - авторитетности, заключающейся в компетентности, объективности и привлекательности. Для завоевания авторитета и оказания ПВ успех сотрудникам приносит использование самоподачи, которая заключается в определенном оформлении их внешнего облика, манеры поведения, занятии позиции превосходства, использовании фактора привлекательности1, а также использование самой ситуации расследования, в которой противодействующие расследованию граждане ориентируются хуже и вынуждены ориентироваться на сотрудника.

    1 Применяя психологическое воздействие сотрудники стремились казаться подследственным в процентном отношении случаев: 1) доброжелательным, сочувствующим, понимающим, заинтересованным, желающим оказать помощь - 26,3%, 2) объективным, справедливым, честным - 18,1%, 3) человечным, естественным, простым, на равных -14,4%, 4) компетентным, информированным, профессионалом - 14,4%, 5) авторитетным, уверенным, волевым, убежденным, психологически сильнее - 12,8%, 6) официальным, принципиальным, строгим, представителем власти - 7,2%, 7) в зависимости от личности и ситуации - 6,9%

    В деятельности расследования ПВ осуществляется вербальными и невербальными средствами, используется ролевое поведение. Неудовлетворение вызывает недостаточное использование невербальных и поведенческих средств. Содержание ПВ передается, используя факты, доказательства, ситуации, поведение сотрудника в определенной совокупности и в их определенной взаимосвязи. Способами ПВ являются, прежде всего, его методы и приемы. Действенными являются методы изменения потребностно-мотивационной сферы личности, формирования или ликвидации потребностей, формирования мотивов - за и против, расширения представлений, их конкретизации или акцентирования на определенных сторонах представлений (относительно как субъекта воздействия, так и самого воздействуемого, относительно ситуации, проблемы и т.д.), стимулирования мышления, активизирования или дезорганизации познавательно-интеллектуальной деятельности, стимулирования или дезорганизации эмоционально-волевых процессов, изменения эмоциональных состояний. Практически эти методы реализуются с помощью соответствующих тактических психологических приемов.

    Основными формами ПВ в деятельности расследования выступают убеждение и внушение. Как показал анализ результатов исследования убеждение действенно в ситуациях раскрытия истинного положения дела, в ситуациях расследования, обеспеченных доказательствами, т.е. при наличии аргументов и их достаточности, а также достаточной сознательности и критичности воздействуемых.

    Внушение применимо для формирования положительных представлений и состояний, а также при недостаточности доказательств и наличии пробелов в их системе, т.е. когда мало аргументов или они отсутствуют. Ограничением использования внушения является запрет внушения показаний (информации) участникам уголовного процесса, что противоречит и задаче установления объективной истины. Внушение используется для формирования у противодействующих участников процесса ошибочных представлений об обстоятельствах дела, целях и действиях следователя, состоянии расследования, что побуждает его в силу неправильной ориентации к выдаче скрываемой информации. * Фактором повышения успешности ПВ является преодоление барьеров непонимания. Барьер избегания успешно преодолевается сотрудниками с помощью приемов привлечения внимания. Стилистический барьер - путем структурирования информации, акцентировании значимого содержания ПВ в информационном потоке, показом взаимосвязи и взаимоподчиненности фактов и обстоятельств, значимых для решения задач расследования.

    Как показал анализ ситуаций ПВ преодоление логического барьера непонимания целесообразно осуществлять показом ситуации с разных сторон с учетом логики граждан, предъявлением аргументов, фактов, доказательств в определенной последовательности, а также предоставлением им возможности самостоятельно делать выводы из представленной ему информации. Целесообразно чаще использовать двустороннюю информацию для разрушения имеющихся негативных для расследования представлений и установок граждан, повышения их сопротивляемости контрпропаганде (со стороны соучастников, заинтересованных в этом лиц), обхода поддерживающих и опровергающих защит их позиции, а также умение управлять их мышлением иными способами.

    Основными стратегиями ПВ в рассматриваемой деятельности являются манипулятивная и соперничества на уровне рефлексивной игры. В значительном числе случаев используется императивная стратегия и элементы развивающей стратегии на уровне правового регулирования. Компетентность в ПВ в значительной степени обусловлена степенью овладения рефлексивным управлением противодействующих решению задач расследования участников уголовного процесса с учетом реальности личностного содержания их взаимодействия.

    В третьей главе «Комплексирование профессионально-психологического воздействия в различных следственных ситуациях» показывается необходимость комплексирования ПВ, описываются выявленные на основе анализа ситуаций расследования типовые сценарии ПВ, применяемые в практике расследования преступлений оперативными и следственными работниками, их тактика, а также рекомендации по их разработке с учетом данных исследования.

    В первом параграфе показана необходимость комплексирования ПВ, так как оно осуществляется не одиночными действиями, а является целостной деятельностью. Поскольку одной из главных задач ПВ является изменение негативной по отношению расследования преступления позиции гражданина, необходимо воздействовать на комплекс детерминант, определяющих эту позицию.

    Детерминантами возможных позиций, исходя из подхода Б.Ф. Ломова1 применительно к деятельности расследования преступлений являются: 1) причины: (цели, потребности, интересы, мотивы, обусловленные следственной ситуацией), 2) внешние факторы (обстоятельства деяния: его давность, предпринятые меры по подготовке, инсценировке, созданию алиби, сокрытию следов и т.д., влияние значимых лиц, соучастников, родственников и т.п., обстановочные условия, сама ситуация следственного действия, приводимые доказательства, факты, 3) внутренние факторы (устойчивые личностные диспозиции от фиксированных установок до ценностных ориентации, личностный смысл, индивидуальные особенности), 4) опосредующие звенья (текущие психические процессы и состояния интеллектуально-познавательной и эмоционально-волевой сфер, проявление в них стереотипов и готовности к действиям), 5) предпосылки (осведомленность о следственной ситуации, представления об осведомленности сотрудника, личностно-значимая оценка ситуации и взаимодействия с точки зрения их развития и возможных результатов).

    Внешние факторы преломляются через внутренние с помощью опосредствующих звеньев и создают предпосылки, порождающие причины поведения и деятельности. Отсюда задача состоит в подборе, создании благоприятных и нейтрализации неблагоприятных внешних факторов и их использование в качестве средства ПВ, использование внутренних факторов, с учетом этого осуществление ПВ на опосредствующие звенья психики (их активизация, стимулирование или дезорганизация, расширение или сужение), вследствие чего организуются и направляются предпосылки активности, порождающие причины (позиции) поведения и деятельности. В связи с этим для успешного решения задач расследования необходимо заранее разрабатывать ПВ, выбирать наиболее подходящие формы, средства и способы его, и реализовывать в соответствии с его замыслом путем применения в комплексе соответствующих психологических тактик.

    Как показали результаты исследования комплексирование ПВ целесообразно осуществлять по трем направлениям:

    1. Коплексному воздействию на несколько параметров психики (потребности и мотивы, представления о ситуации, эмоциональные состояния и волеизъявление);

    2. Комплексного использования не одного, а всех необходимых приемов и методов воздействия;

    3. По комплексированию усилий не одного» а нескольких сотрудников.

    Для обозначения комплексирования ПВ предлагается использование понятия сценария ПВ как типовой схемы активной и целенаправленной деятельности по осуществлению ПВ при решении задач уголовного судопроизводства, разрабатываемой и реализуемой применительно к различным следственным ситуациям. Деятельность расследования осуществляется путем принятия тактических решений, т.е. выбора цели тактического воздействия на следственную ситуацию, на ход и результаты процесса расследования, определения методов, приемов и средств достижения цели. В процессе оказания ПВ тактическому решению соответствует разработка сценария ПВ (его замысла), а тактическим комбинациям и другим средствам тактического воздействия - применение этого сценария. Недостатком большинства разработанных тактических комбинаций является их относительная абстрактность, излишняя обобщенность, что затрудняет их применение на практике, психологически привязывая сотрудников к практикуемым негибким формам воздействия 1. Повышение успешности их заключается в наполнении типовой тактической комбинации психологическим содержанием. Эту роль выполняет сценарий ПВ.

    1 Наши исследования, отражая такую жесткую привязку к практикуемым негибким формам воздействия, выявили, что при оказании им противодействия многие сотрудники продолжали его, пытаясь довести до конца, "одержать победу" путем давления и "упорства" (20,6% протестированных сотрудников) вплоть до применения неправомерного ПВ (4,1 %), либо прерывали воздействие, оставляя подследственных на их позициях, прекращали его на время в поисках причин противодействия и готовясь к следующей встрече (25,2%) и только 45,4% избирали вариант изменения тактики. Такая ригидность половины сотрудников не способствует успешному и оперативному расследованию преступлений.

    Сценарий ПВ целесообразно разрабатывать и использовать применительно к ситуациям проявления конкретных форм противодействия, занимаемым участниками уголовного процесса позициям во взаимодействии, наличию и объему доказательств по уголовному делу, сфере применения и временным параметрам

    развития ситуаций. Значение информационной обеспеченности деятельности расследования для разработки сценариев ПВ заключается в том, что при ПВ она приобретает характер его содержания. Доказательственная информация используется для оказания ПВ, а само ПВ с другой стороны является средством, дающим возможность ее получения. В силу важности информационной обеспеченности содержания ПВ и зависимости выбора его методов и средств от этого фактора сценарии ПВ различаются по критерию наличия и объема доказательств относительно уголовного события: достаточно, наличие пробелов в их системе или отсутствие их.

    По степени обобщенности выделены ситуационно-позиционные, ситуации индивидуальные сценарии ПВ. Ситуационно-позиционные включают в себя разработку и применение операциональной структуры ПВ, определяемой ситуацией и позицией воздействуемого. Ситуационно-типологические учитывают дополнительно типологическую отнесенность объекта ПВ, отражающую особенности психической деятельности по полу, возрасту, психодинамическим особенностям, принадлежности к определенным социальным группам, направленности ценностных ориентации, потребностям, уровню интеллектуального развития, характерологическим особенностям. Индивидуальный подход предполагает разработку и применение сценария ПВ к конкретной личности в ее своеобразии и предыстории ее становления, но в большинстве случаев нет необходимости в использовании индивидуальных сценариев ПВ. В обеспеченных доказательствами и простых следственных ситуациях ПВ вообще может не требоваться. Достаточно часто успешным является применение ситуационно-позиционных сценариев ПВ, но оптимальными являются ситуационно-типологические сценарии ПВ, поэтому перспективна разработка и применение их как вполне достаточных для решения задач расследования. Выделены компоненты, входящие в разработку сценариев ПВ:

    - определение целей ПВ, обеспечивающих цели расследования;

    - анализ следственных и оперативно-служебных задач, включающий учет конкретных особенностей личности участника уголовного процесса, выявление всей структуры воздействий на данную личность, анализ доказательств, объектов, фактов, имеющейся информации с точки зрения использования их в качестве средства ПВ как базы возникновения определенной направленности мыслительных процессов и возможностей возбуждения, регулирования, изменения других параметров психики для решения задач расследования;

    - принятие решения о тактике ПВ с учетом их изменения в связи с возможностью развития события, изменения ситуации или состояния психики участника процесса, как в благоприятном, так и в неблагоприятном направлении для решения задач расследования;

    - создание обстановочных условий, способствующих применению ПВ;

    - учет сотрудником собственных возможностей в части применения умений ПВ.

    Во втором параграфе приводятся результаты исследования, в процессе которого удалось вычленить 3 основных типа сценариев ПВ применительно к следующему классу ситуаций: а) направленного на установление причастности к преступлению или осведомленности о нем, б) направленного на преодоление или нейтрализацию потенциальной позиции готовности к проявлению противодействия расследованию, в) направленное на нейтрализацию или ликвидацию проявившегося противодействия, снятие заинтересованности в противодействии, перевод лица из позиции противодействия в позицию содействия.

    Изложение принципов, основных правил, факторов и операциональной структуры действий в описываемых сценариях ПВ производится с точки зрения объяснительной, тактической и ориентирующе-диагностической сторон.

    Объяснительная сторона включает систему логических объяснений функциональной целесообразности, детерминант, оказывающих влияние на успешность ПВ или препятствующих ему, механизмов возникновения отдельных явлений в психическом взаимодействии, принципы их учета и целесообразности.

    Тактическая сторона описывает методы, средства и приемы действий, принципы, правила я показания к их использованию. Сюда включаются действия и высказывания сотрудника, указание на их последовательность в разные моменты, обозначаются повторяющиеся моменты и действия, которые следует совершать постоянно.

    Ориентирующе-диагностическая сторона раскрывает систему признаков и показателей, по которым предположительно можно судить о психических состояниях воздействуемого, проявлениях сфер его психики, которые должен учитывать воздействующий. Это особенности поведения, вербальных и невербальных проявлений воздействуемого, за которыми необходимо наблюдать в те или иные моменты, возможные, наиболее часто встречающиеся реакции воздействуемого, его ответы и действия (поступки). Обязательно указываются те обстоятельства, при проявлении которых необходимо переходить к применению сценариев ПВ, разработанных для соответствующих ситуаций.

    Здесь же приводятся применение эффективных сценариев ПВ, используемых в практике расследования преступлений: типового форсированного варианта ПВ, используемого оперработниками при выявлении причастности к преступлению, который предусматривает основанием направленное заявление о виновности проверяемого лица, а также типовые варианты ПВ, применяемые следователями и направленными на постепенное затягивание в признание путем получения доказательственной информации от подследственного как при наличии достаточной совокупности доказательств, так и при пробелах в их системе, с учетом различных состояний подследственных в ситуациях отказа от дачи показаний, дачи ложных показаний, совершения преступлений группой лиц и т.п.

    В заключении диссертации формулируются выводы и предложения по результатам исследования. Они касаются.

    1. Необходимости подготовки и внедрения в программу учебных заведений МВД РФ специального курса овладение операциональной структурой ПВ, предусматривающего сочетание теоретического, тренингового и практического обучения умениям ПВ. Наряду с традиционными методами предлагается использовать активные фермы и методы обучения (ситуации из реальной жизни, технические средства фиксации и т.д.).

    2. Разработки и принятие программы организация исследований по проблемам ПВ, как тому практическому средству деятельности, которое может существенно повысить эффективность расследования преступлений.

    3. Внедрения опыта и формирования умений ПВ в рамках указанной программы по направлениям: 1) системы служебной подготовки сотрудников; 2) консультирования сотрудников по вопросам разработки и применения конкретных сценариев ПВ; 3) накопления и создания банка данных о типовых сценариях ПВ с последующим внедрением в учебный процесс и практику.

    В приложении к диссертации приводятся методики и результаты исследования в виде аналитических справок.

    Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора:

    1. Тактические приемы криминалистики в структуре психологического воздействия.// Проблемы организации и деятельности органов внутренних дел в условиях формирования правового государства (сборник научных трудов). Вып.1. Белгород: БВШ МВД РФ, 1996 г., с.78-91. (в соавторстве).

    2. Психодиагностика, психологический контакт и психологическое воздействие как инструменты решения оперативно-служебных задач органов внутренних дел.// Проблемы организации и деятельности органов внутренних дел в условиях формирования правового государства (сборник научных трудов). Вып.З. Белгород: БВШ МВД РФ, 1997 г., с. 102-114.

    3. Психологическое воздействие в психологическом обеспечении новой концепции развития органов внутренних дел.// Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД: теория и практика, (тезисы и доклады межвузовской научно-практической конференции 25-26 июня 1996 г.). Белгород, БВШ МВД РФ, 1997 г., с.56-59.

    4. Системный сценарный подход к психологическому воздействию и его детерминанты в следственной деятельности// Принцип системности в современной психологической науке и практике. Третьи международные ломовские чтения (тезисы докладов) М., РАН, институт психологии, 1996 г., с.66-69.

    5. Специфика психологического воздействия в следственной практике//Психологический журнал. ИП РАН, том 18, № 1, 1997 г., с. 146-156.

    6. Психологическое воздействие как средство профилактики отклоняющегося поведения//Проблемы отклоняющегося поведения в юношеском возрасте и пути его преодоления. 2-я часть. (материалы российско-украинской научно-практической конференции). Белгород, 1997 г., с.31-37.

    7. Процессуальное принуждение и правомерность психологического воздействия в уголовном процессе// Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности правоохранительных систем (материалы международной научно-практической конференции 18-19 июня 1997 г. Белгород, 1998 г., с.243-246.