Вход  Карта сайта
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ В СТАНОВЛЕНИИ И... > СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА МПС

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА МПС

    Росляков Алексей Евгеньевич

    СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА МПС

    Специальность 19.00.05. – социальная психология

    АВТОРЕФЕРАТ

    диссертации на соискание ученой степени
    кандидата психологических наук

    Ярославль – 2003

    Работа выполнена на кафедре социальных технологий Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.

    Научный руководитель- доктор психологических наук, профессор Козлов Владимир Васильевич
    Официальные оппоненты:
    доктор философских наук, профессор Томашов валерий Васильевич
    кандидат психологических наук, доцент Корнеева Елена Николаевна

    Ведущая организация: Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС)

    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ЯрГУ.

    Ученый секретарь диссертационного Совета Клюева Н.В.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Актуальность проблемы обусловлена всевозрастающими требованиями со стороны общества к личности специалиста-железнодорожника, его роли в организации и управлении перевозками. Профессия железнодорожника обладает огромной социальной важностью, так как именно на инженера железнодорожного транспорта ложится большая ответственность за организацию и обеспечение перевозочного процесса, обеспечивающего развитие экономики страны. Исправное и четкое функционирование железных дорог обусловлено не только техническим состоянием подвижного состава, коммуникаций, пути, но и профессиональными и личностными качествами людей, создающих, эксплуатирующих, обслуживающих сложную современную технику, управляющих производственными процессами и коллективами. Своевременное обеспечение качественными специалистами МПС обеспечивают 10 профильных вузов министерства путей сообщения Российской Федерации. Действие многочисленных социальных, психологических факторов вызывает ряд трудностей, что сказывается на активности и эффективности деятельности студентов. Результатом этих процессов является снижение социально-психологической адаптации студентов.

    Студенческий период является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека (Б.Г. Ананьев). Исключительное значение для выявления причин, приводящих к снижению социально-психологической адаптации, имеет изучение личностных особенностей студентов и специфики организационной культуры вуза и учебного процесса. Их объективизация приобретает особую актуальность, так как грамотная диагностика, коррекция и профилактика развития социально-психологической дезадаптации может помочь в становлении личности специалиста, сохранив студента как здоровую личность и эффективного профессионала.

    Оценка динамики и состояния социально-психологической адаптации студента имеет большое значение для анализа процесса профессионального становления личности железнодорожника, для планирования его профессиональной карьеры. Исследование социально-психологической адаптации способствует более углубленному пониманию возрастной динамики и уточнению критериев, свидетельствующих о наступлении возрастных и профессиональных кризисов.

    Состояние научной разработанности проблемы исследования. Анализ литературы позволил выявить обширный круг работ, посвященных изучению социально-психологической адаптации и одновременно неразработанность данной проблемы. Недостаточно полно изучены социально-психологические аспекты формирования личности специалистов в условиях вуза и особенно в вузе МПС. Остается по-прежнему актуальной проблема адаптации молодых специалистов к условиям производства. Существующие подходы к изучению личности инженеров-железнодорожников рассматривают в отрыве друг от друга бессознательный, субъективно переживаемый и декларативный уровни личности. При изучении данных вопросов преимущественно используются вербальные методы психодиагностики, которые не защищены от осознаваемых и неосознаваемых искажений в сторону социальной желательности.

    Теоретический анализ показывает, что, несмотря на теоретическую и практическую значимость проблемы социально-психологической адаптации студентов в вузе, до сих пор не существует единой точки зрения в понимании этого явления. Мало исследованными остаются также причины и механизмы возникновения социально-психологической адаптации и дезадаптации.

    Таким образом, исследование социально-психологической адаптации студентов в профильном вузе является малоизученным как с теоретической, так и с практической точки зрения и требует дальнейшего теоретического и экспериментального исследования.

    Цель исследования - изучение различных социально - психологических факторов, влияющих на процессы профессионального становления и адаптации, определение их значимости на разных этапах обучения.

    В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

    рассмотреть современные научные подходы к проблеме профессионального становления специалиста в условиях вуза, к изучению различных факторов, влияющих на это становление;

    исследовать различные объективные и субъективные факторы, которые влияют на процессы профессионального становления и адаптации специалиста в условиях вузовской подготовки на разных этапах обучения;

    определить возможные структурные связи исследуемых факторов на разных этапах обучения;

    рассмотреть возможные направления оптимизации процесса профессиональной подготовки специалистов в профильном вузе и разработать практические рекомендации по повышению социально-психологической адаптации студентов в вузе МПС и психологической готовности к профессиональной деятельности.

    Объект исследования - процесс профессионального становления личности студента железнодорожного вуза.

    Предмет исследования - социально- психологическая адаптация студентов железнодорожного вуза в процессе обучения.

    Гипотеза исследования: в современных условиях профессиональной подготовки специалистов МПС организационные, социально-экономические особенности обучения в вузе (учебный план, форма оплаты за обучение, период включения в производственные отношения) и автобиографические особенности (семейная принадлежность к профессиональной среде, причины выбора профессии) оказывают влияние на адаптационные свойства личности, такие как: способность к приспособлению человека к существующим в профессиональном сообществе требованиям, самосознание и ролевое поведение, способности к самоконтролю, адекватные связи с окружающими, собственный стиль поведения; готовность к активной деятельности, успешность овладения профессиональными знаниями и навыками.

    Методологическую основу исследования составили: принцип единства психики и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, М.Г. Ярошевский и др.); принцип системного подхода к изучению личности и деятельности; общетеоретические положения общей и социальной психологии личности, сформулированные К.А. Альбухановой-Славской, Б.Г. Ананьевым, Д.Н. Завалишиной, В.В. Знаковым, Е.А. Климовым, К.К. Платоновым, С.Л. Рубинштейном; теоретические работы по вопросам анализа социально-психологических явлений (Г.М. Андреева, Э. Гофман, Ч.Х. Кули, А. Маслоу, Дж. Мид, В.В. Новиков, Т. Парсонс, Б.Д. Парыгин, Ж. Пиаже, А.Л. Свенцицкий); по вопросам исследования динамики процесса социализации (Л.И. Божович, М.С. Комаров, М.И. Рожков); о единстве осознаваемых и неосознаваемых процессов психики (Ф.В. Басин, А. Гугенбюль-Крейг, Е.М. Метелинский, Л. Сонди, М. Элиаде, З. Фрейд, К.Г. Юнг); положение системно-структурного подхода к исследованию психических явлений (А.В. Карпов, В.Д. Шадриков); по методологическим основам педагогической деятельности (А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Кашапов, Н.В. Клюева); по основам экспериментальной психологии, психологии труда, инженерной и железнодорожной психологии (В.Н. Дружинин, А.В. Карпов, Б.Ф Ломов, Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин, А.П. Ситников, В.Д. Шадриков).

    Методы исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов:

    анализ научной литературы по проблеме исследования, метод беседы, анкетирование, наблюдение, анализ документации;

    тестирование посредством различных психодиагностических методик: 16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма А), методика диагностики межличностных отношений Тимоти Лири, Краткий Ориентировочный Тест (КОТ), Метод Портретных Выборов Л. Сонди, социометрическое исследование (по модели Богартуса);

    анкета.

    В работе были использованы методы количественной и качественной обработки полученных данных: вариационный, корреляционный, факторный и регрессионный анализ, оценка статистической значимости результатов, качественный анализ и содержательная интерпретация результатов. Сбор и первичная обработка данных осуществлялась с помощью автоматизированного комплекса психодиагностических методик «Консул-интегратор 2.0» (Одесский НИИ медицины транспорта, Украина, автор: к.м.н. Вигдорчик М.И.). Статистические расчеты выполнены с использованием компьютерных программ “Statgraf” версии 2.0 и “Excel” из пакета “Microsoft office 2000.”

    База и этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось в течение 1998 –2002 гг. Базой исследования явились Омский государственный университет путей сообщения, Омский государственный педагогический университет, Омская академия сервиса и быта, Институт повышения квалификации и переподготовки ОмГУПС. В общей сложности на всех этапах в исследовании приняли участие 1309 человек.

    Исследование проводилось в 3 этапа.

    I этап – апробация методов исследования, выбор наиболее информативных и эффективных для изучения рассматриваемого вопроса, формирование основной гипотезы, целей и задач исследования, выработка стратегии исследовательской работы. На этом этапе общее число обследованных составило 834 человека.

    II этап – исследовательская работа по изучению рассматриваемого вопроса. На этом этапе были протестированы и проанкетированы 475 студентов железнодорожных и не железнодорожных специальностей, специалистов и руководителей среднего звена предприятий Западно-Сибирской железной дороги, молодых специалистов.

    III этап – теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы позволило отработать направление исследования, осуществить качественный анализ негативных профессионально обусловленных новообразований психики студентов железнодорожного вуза, сформулировать выводы, систематизировать результаты, подтверждающие положения исследования.

    Достоверность и надежность результатов и выводов исследования, представленных в диссертации, обеспечивалась комплексным применением различных методов исследования, использованием валидных, надежных и апробированных в отечественной психологии диагностических методик, взаимопроверкой результатов, репрезентативной выборкой, содержательным анализом полученных данных и выявленных фактов, а также применением при обработке полученных данных приемов и методов математического и статистического анализа.

    Научная новизна работы. Впервые была изучена динамика формирования личности инженера-железнодорожника в условиях вуза, разработана, апробирована и модифицирована модель социометрического исследования по модели Богуртуса, рассмотрена многомерность структуры личности железнодорожников, что дало возможность установить причинно-следственные связи в формировании корпоративной культуры. Выявлен феномен «кризиса 4 курса» у студентов железнодорожных вузов.

    Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в разработку социально-психологических аспектов процессов подготовки специалистов-железнодорожников и социально-психологической адаптации студентов в условиях вуза МПС, методологических подходов к исследованию указанной проблемы. Даны теоретические обоснования динамики социально-психологической адаптации в процессе обучения студентов в вузе МПС.

    Практическая значимость работы. Полученные в исследовании данные дают возможность к разработке коррекционных подходов, тренингов, управленческих и деловых игр для повышения социально-психологической адаптации студентов в вузе, управленческой компетентности руководящего звена работников МПС. Отмечена необходимость включения в образовательный государственный стандарт социальных знаний, умений и навыков, направления коррекции учебной нагрузки студента вуза, дифференциация получаемых ими социально-психологических знаний и управленческих навыков. Разработана система социально-психологического прогнозирования и формирования карьерных перспектив молодых специалистов, которая позволяет сократить адаптационный период молодых специалистов к условиям производства и увеличить профессиональную эффективность личности инженера-железнодорожника. В целом результаты работы направлены на раннюю диагностику социально-психологической адаптации личности студента, молодого специалиста и повышение эффективности его профессиональной деятельности.

    Основные положения, выносимые на защиту:

    В процессе обучения в вузе развитие личности студента связано с процессами социально-психологической адаптации, которые зависят от ряда объективных и субъективных факторов.

    Выбор профессии железнодорожника связан в большей степени с биографическими особенностями, чем с интеллектуальной успешностью и личностными свойствами, что сказывается на динамике адаптации студента в процессе обучения.

    В процессе обучения в вузе происходит формирование социальных, управленческих навыков и личности специалиста железнодорожника в соответствии с отражением позитивных и негативных аспектов профессиональной среды.

    Система социально-психологического прогнозирования и формирования карьерных перспектив молодых специалистов позволяет на ранних этапах становления специалиста диагностировать темпы и методы повышения адаптации личности в процессе обучения и на ранних этапах профессиональной деятельности.

    Психологическое сопровождение учебного процесса в вузе должно иметь продолжение в производственных коллективах.

    Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследований докладывались и обсуждались на заседании кафедр «Психология труда и организационная психология» Омского государственного технического университета, «История, философия и культурология» Омского государственного университета путей сообщения (2000 и 2001, 2003 гг.). Содержание исследовательской части работы представлено в материалах I Международного симпозиума «Актуальные проблемы транспортной медицины» (Украина, Одесса, 2000г.), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Транссибвуз-2000» (Омск, 2000г.). Результаты исследования и рекомендации по повышению социально-психологической адаптации личности студентов в вузе и качества подготовки кадров научно были доложены на методической конференции «Повышение качества подготовки специалистов для Транссиба» (Омск, 2001 г.), на технико-экономическом совете Западно-Сибирской железной дороги (Новосибирск, 2003 г.); внедрены в учебный процесс в Омском государственном университете путей сообщения и в системе подготовки и планирования карьерных перспектив молодых специалистов Западно-Сибирской железной дороги. Положения диссертации изложены в 5 научных публикациях.

    Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова и рекомендована к защите в диссертационном совете Д 212.00.202.

    Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Текстовая часть изложена на 160 страницах. Список литературы содержит 245 наименований, из них на иностранном языке 11.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

    Во введении раскрыта актуальность темы исследования, определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологическая основа исследования, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

    В I главе "Проблема профессионального становления специалиста в условиях железнодорожного вуза" раскрыта сущность и проведен анализ различных теоретических и методологических научных подходов к исследованию проблемы профессионального становления личности специалиста в вузе, определен понятийный аппарат исследования, проанализированы способы и формы предупреждения социально-психологической дезадаптации.

    Современное представление о предмете исследования и теоретические подходы к изучению профессионального становления и адаптации личности развились на основе различных направлений науки. Изучению адаптации посвящены работы таких исследователей, как Бандура, А. Басс, Л. Берковитц, А. Камю, К. Леви, Ч. Ломброзо, К. Лоренц, З.Фрейд, Э. Фромм и др.

    В отечественной научной литературе изучение профессионального становления специалиста в вузе, адаптации и дезадаптации привлекло внимание многих авторов, найдя отражение в работах Амбумовой А.Г., Антоняна Ю.М., Бовина Б.Г., Богомоловой С.Н., Бойко И.Б., Вагенас Э., Васильева А.В., Виноградова М.В., Голубева В.П., Голумба Ц.А., Дубинина Н.П., Еникеева М.И., Завражина С.А., Ковалева П.А., Колчиной Л.П., Кудрякова Ю.Н., Левитова Н.Д., Матюхиной Э.В., Михайловой О.Ю., Павлова Г.Н., Пирожкова В.Ф., Ратинова А.Р., Румянцевой Т.Г., Семенюк Л.М., Ситковской О.Д., Харченко А.И., Черниковой О.А., Шерешевского А.М., Эминова В.Е. и др.

    Решая конкретные вопросы по повышению эффективности подготовки специалистов, снижению социальной дезадаптации в процессе вузовского обучения, необходимо помнить о сущности профессионального становления специалистов, о возрастных особенностях изучаемого контингента, о психологическом аспекте учебной деятельности в вузе, специфике формирования специалиста-железнодорожника.

    Как отмечает И. С. Кон, ведущей сферой деятельности в студенческом возрасте становится труд с вытекающей отсюда дифференциацией профессиональных ролей. Об этой возрастной группе нельзя говорить “вообще”: ее социально-психологические свойства зависят не столько от возраста, сколько от социально-профессионального положения. Образование, которое продолжается и на этом этапе развития, является уже не общим, а специальным, профессиональным, причем сама учеба в ВУЗе может рассматриваться как вид трудовой деятельности.

    По словам Э. Шпрангера, данный период характеризуется тем, что на первый план выступает “кризис оторванности”, чувство одиночества, которые во многом определяют особенности эмоциональных состояний юношей: склонность к крайним эмоциональным переживаниям, негативный эмоциональный фон, подавленность.

    Существует и другая точка зрения: по словам А. Гезелла, в юношеском возрасте наступает равновесие: мятежность уступает место жизнерадостности, значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее.

    Характерной чертой развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.

    Данные вопросы играют особую роль при подготовке специалиста и его социальной адаптации.

    Известно, что прогнозирование активности студенческих и профессиональных коллективов, отдельной личности представляет собой задачу высокого уровня сложности. Особое внимание социального и профессионального прогноза на разработку качественных характеристик социального идеала и эталонных требований к профессионалу, на нормативные показатели (индикаторы) личностных характеристик с учетом статуса, возраста, пола и других социальных факторов, способных оказать влияние на профессиональную деятельность обследуемого и обеспечить достаточную надежность прогноза профессиональной деятельности и карьерных перспектив. Трудность заключается в том, что в социологии, экономике и психологии не существует еще достаточно надежных критериев эффективности профессиональной деятельности специалистов, инженеров в том числе, что усложняет формирование точного прогноза эффективности становления специалиста на различных этапах обучения и в первую очередь в условиях вуза. Критерии оптимального соотношения эффективности деятельности инженеров и личностных характеристик должны быть заложены в систему показателей прогноза профессиональной перспективы.

    Кроме того, сложность прогнозирования становления профессионализма личности заключается в несовершенстве и недостаточной системности методических приемов сбора и обработки социально-психологической информации об инженерах и студентах профильных вузов. Характер и содержание труда инженеров-железнодорожников выделяют их в специфическую социально-профессиональную группу и требует особого подхода к изучению их деятельности и становления. Изменения в обществе, обновление взаимоотношений в коллективах ставят задачи, связанные с проблемами социально-психологической диагностики, поднимают острейшие вопросы социального планирования и прогнозирования, воспитания и самовоспитания личности, функционирования временных студенческих, инженерных групп и коллективов, связанных с выполнением особо сложных заданий.

    Задачи профессиональной диагностики связаны с оценкой личности по целому ряду психологических параметров, которые должны быть существенными и достаточными для успешного выполнения профессиональной деятельности. Особая сложность заключается в том, что диагностика должна учитывать психологическую позицию личности в коллективе и группе, ролевые функции инженера, а также принимать во внимание, по выражению Б.Г. Ананьева, «вероятностный характер психической деятельности».

    Рассматривая исследования железнодорожных психологов, можно отметить, что, начиная с периода становления психологии на железнодорожном транспорте в 1936 году, основным объектом исследований являлись лица операторских профессий - машинисты, диспетчера. При этом ориентация в анализе профессионального становления и эффективности была повернута в сторону психофизиологии, тем самым социальные факторы до семидесятых годов ХХ века были в тени. Ряд изменений в данный подход внесли Л.С.Нерсесян, В.Н.Пушкин при введении в практику психодиагностического отбора машинистов, диспетчеров и формировании поездных бригад на основе их социально-психологической и психофизиологической совместимости. Данная система профессионального психологического отбора специалистов действует на предприятиях МПС по сей день и была расширена с внедрением в 2002 году профессиональной психологической диагностики при отборе руководителей и специалистов высшего звена предприятий железных дорог России, разработанной сотрудниками отраслевого Центра психологических исследований МПС под руководством С.С. Сергеева.

    Б. Г. Ананьев отмечал в своих работах парадоксальность сложившейся в психологии ситуации, при которой «в центре психологического познания развития человека оказался ранний и поздний онтогенез, а на периферии - те фазы, когда человек живет наиболее продуктивной творческой и социально-активной жизнью». Он выдвинул тезис, согласно которому «единая научная теория индивидуально-психического развития не может быть построена без социальной разработки ее фундаментального отдела - возрастной психологии зрелости или взрослости». При этом следует отметить, что при столь значительном внимании к интересующему нас в данной работе периоду со стороны исследователей вопрос профессионального становления будущих железнодорожников в условиях вуза и зависимость успешности подготовки от социально-психологических факторов остался не освещен. Исследователями были рассмотрены вопросы формирования личности студента в педагогическом вузе, среди слушателей военных учебных заведений и органов образования МВД.

    Рассматривая методологию проведения подобных исследований можно выделить тенденцию к сравнению психологических показателей среди студентов 1 и 5 курсов, определение гендерных различий. На наш взгляд этого недостаточно, т.к. не учитываются особенности влияния ряда иных социальных факторов и учебного плана на становление личности. Исходя из проведенных исследований, мы выделили, что в дополнении к традиционным, наиболее значимыми показателями, оказывающими воздействие на протяжении всего обучения в вузе, являются курс, на котором обучается студент, место рождения и воспитания (город, поселок городского типа или райцентр, село), количество детей в семье и порядковый номер рождения, показатель династийности (количество поколений, связанных с железнодорожным транспортом).

    По данным В.Т. Лисовского, в конце 90-х годов резко повысилась ценность высшего образования, которое рассматривается в качестве возможности материально обеспечить себя в будущем, более 50% выпускников школ намерены продолжить свое образование в ВУЗе. При этом, довольно часто профессиональный выбор человека определяют случайные факторы: совет друга, родителей, представления о престижности профессии, возможность легкого поступления, близость учебного заведения к дому, гарантии трудоустройства, продолжение семейной традиции и др. В исследовании были рассмотрены два новых фактора - форма оплаты за обучение (бюджетная, спонсорская поддержка, самостоятельная) и наличие распределения по окончании вуза (распределение на предприятия железнодорожного транспорта, на предприятия, не связанные с МПС, нет распределения).

    Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в ВУЗе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении всего периода обучения складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

    Таким образом, обзор литературы позволяет сделать следующие выводы: психические состояния являются сложными, многомерными феноменами, что предъявляет определенные требования к построению теоретической основы для их исследования. Существующие разработки ряда отечественных психологов позволяют реализовать системный подход к изучению психических состояний, который предполагает построение структурной модели их анализа, выделение основных характеристик. В процессе обучения в вузе личность студента проходит социальную адаптацию.

    Социальная адаптация - процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими; предпосылка и необходимое условие эффективности активной деятельности.

    В течение обучения студент переживает процессы: профессиональной адаптации - приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе; социально-психологической адаптации - приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения.

    На основании проведенного анализа литературы, можно выделить следующие критерии успешности социально-психологической адаптации студентов в вузе МПС: способность к приспособлению человека к существующим в обществе студентов и преподавателей вуза требованиям за счет присвоения норм и ценностей данного общества; формирование самосознания и ролевого поведения, способностей к самоконтролю, адекватных связей с окружающими, собственного стиля поведения; готовность к активной деятельности, успешность овладения профессиональными знаниями и навыками.

    Существуют возрастные различия в формировании личности, которые заключаются в социальной активности, мотивированности, гибкости, эмоциональности. Психологические свойства юношей зависят не столько от возраста, сколько от социально-профессионального положения. Психологические качества лиц, поступающих в вузы различного профиля, в целом схожи, что меняется по мере обучения в вузе. Качества личности студентов вузов разных курсов имеют заметные различия, которые обусловлены существованием некоторого соответствия между особенностями личности и возрастом, а также характером протекания учебной деятельности. Для исследования формирования личности студента в вузе необходимо рассмотреть влияние на формирование личности таких параметров, как пол, год рождения, курс, место рождения, порядковый номер рождения, династийность, показатель выбора вуза и специальности, форма оплаты за обучение, наличие распределения по окончании вуза и др. Изучение социально-психологической адаптации необходимо рассмотреть в динамике развития личности студента на всех этапах обучения в вузе и во взаимосвязи с последующей профессиональной деятельностью.

    Во II главе «Объекты и методы исследования» рассматривается существующий инструментарий для диагностики социально-психологической адаптации студентов в вузе, а также описана процедура исследования социально-психологической адаптации студентов.

    Опрос студентов производился в течение одного учебного семестра. Тестирование лиц инженерно-командного состава Западно-Сибирской железной дороги проводилось во время их обучения на курсах повышения квалификации. В процессе исследования были опрошены студенты железнодорожных специальностей ОмГУПС, студенты не железнодорожных специальностей других вузов, специалисты и руководители среднего звена предприятий Западно-Сибирской железной дороги.

    В качестве инструментария для диагностики социально-психологической адаптации студентов используется психодиагностический пакет, составление которого было обусловлено необходимостью исследования личности студентов на трех основных ее «этажах». Декларативный уровень диагностируется методикой Лири, субъективно-переживаемый методикой - 16 PF (A), неосознаваемый – методом портретных выборов Л. Сонди. Для изучения общего интеллектуального уровня использовалась методика КОТ, для изучения особенностей межличностных отношений в учебных группах модифицированная модель социометрии Богартуса.

    Обследование студентов начиналось со сбора автобиографических данных, учитывая факторы, оказывающие влияние на выбор вуза и успешность адаптации, обучения и формирования личности студента. Автобиографические данные, имеющие численное значение (возраст, средний бал успеваемости, количество детей в семье и порядок рождения), регистрировались без перевода в баллы. Ответы на остальные вопросы фиксировались согласно порядковому номеру перечисленных в анкете ответов.

    Краткий ориентировочный тест (КОТ) относится к категории тестов умственных способностей (IQ). В тестах на определение IQ индивиду предъявляется серия заданий, подобранных таким образом, чтобы была обеспечена адекватная выборка всех важнейших интеллектуальных функций для проникновения в «критические точки интеллекта» (А. Анастази). КОТ является адаптацией теста Вандерлика. В основу теста заложена иерархическая модель способности к обучению П. Вернона. КОТ хорошо работает на выборке высококвалифицированных служащих и руководителей. А. Анастази отмечает, что надежность теста, несмотря на его краткость, вполне удовлетворительна.

    Интегральный показатель теста - комплексный многопараметрический показатель общих способностей человека, связан с обучаемостью. Обучаемость отражает общие способности человека, которые "выражают познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности" (Зейгарник Б.В.). Обучаемость - это важная черта, необходимая для овладения любой специальностью. У лиц с высокой обучаемостью быстро формируются навыки и умения, быстро осуществляется внутренняя перестройка при изменении условий деятельности.

    Метод диагностики межличностных отношений представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири и базируется на представлении о важной роли оценок и мнениях значимых для данного индивида окружающих лиц, под влиянием которых происходит его персонификация, т.е. формирующая личность идентификация со "значимыми другими".

    Среди опросников, предназначенных для исследования личности, одним из наиболее известных и распространенных является шестнадцати - факторный личностный опросник Р. Кеттелла. Опросник предназначен для измерения выраженности 16-ти личностных черт, предложенных Р.Кэттеллом в качестве модели структуры личности. Адаптация опросника проведена А.Г.Шмелевым, В.И.Похилько, А.С.Соловейчиком. Был использован опросник, содержащий 187 пунктов.

    Среди проективных методов психодиагностики отдельное место занимает тест восьми влечений Сонди. Теорию и тест Л. Сонди можно отнести к глубинно-психологическим. По мнению Сонди, в глубине психики находятся восемь «китов» - восемь основных потребностей, на которых базируется вся психическая регуляция психики. Сонди нашел, что эти восемь потребностей лежат в основе выбора человеком своей судьбы, в выборе способа поведения, профессии. Глубинная сфера представляет собой целостную, иерархически организованную структуру, элементы которой взаимосвязаны. Валидность методики была подтверждена О.Н. Кузнецовым. Адаптация методики произведена Л.Собчик, М.Вигдорчиком, Д.Джосом. Возникает вопрос о правомерности использования клинического материала для исследования нормы. Б. В. Зейгарник отмечала, что болезнь развивается на месте нормальных свойств личности путем разбалансировки нормальных психических блоков, что во многом отвечает на заданный вопрос.

    Для исследования межличностных отношений в учебных группах был использован авторский вариант социометрического исследования, представляющий собой модификацию теста межнациональных отношений Богартуса. Обследуемым предлагалось задание, в котором из списка участников группы было необходимо ответить на вопросы, касающиеся членов группы: 1) Я хотел бы, чтобы он был членом моей семьи. 2) Я хотел бы с ним учиться в одной группе. 3) Я хотел бы с ним жить в одном районе. 4) Я хотел бы с ним жить в одном городе. Первые два ответа принимались за социально-позитивный вариант отношений, а последние два - за социально-негативный. Подсчитывался рейтинг участника группы по следующей схеме: за отношение, выраженное первой колонкой к обследуемому, он получал 1 балл, за вторую – 2 балла, за третью – 3 балла, за четвертую – 4 балла. Таким образом, соблюдалась закономерность: чем меньше балл, тем выше рейтинг участника группового взаимодействия.

    Для оценки состояния профессионального образования и факторов, влияющих на его качество, был сформирован опросник, задачи которого: оценить общее состояние профессионального образования и факторов, влияющих на его качество; исследовать содержание, качество и организацию подготовки специалистов, готовность к производственной деятельности; определить мотивацию, перспективы и отношение к образованию.

    В процессе изучения социально-психологической адаптации студентов в вузе были опрошены студенты первого курса не железнодорожных специальностей, студенты железнодорожники с 1 по 5 курс, руководители и специалисты железнодорожных предприятий. Проведены вариационный, корреляционный, факторный и регрессионный анализы полученных данных всей выборки и различных групп. Выявлены статистически значимые связи.

    Таким образом, сформирован психодиагностический пакет, состоящий из валидных классических методик и специально разработанных анкет, который позволил провести эмпирическое исследование, описанное в третьей главе.

    В III главе «Результаты исследования и их обсуждение» представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с использованием разработанного автором психодиагностического пакета. В исследовании выявлены закономерности, характеризующие влияние личностных, организационных и социальных факторов на социально-психологическую адаптацию студента в вузе.

    Целью эмпирического этапа нашего исследования было выявление различных социально - психологических факторов, влияющих на процессы профессионального становления и адаптации, определение их значимости на разных этапах обучения.

    Для анализа эмпирических данных был использован ряд статистических методов: вариационный, корреляционный, полифакторный, регрессионный виды анализа; критерий достоверности различий Стьюдента. Все результаты в работе рассмотрены при р<0.05.

    Результаты проведенного исследования раскрывают роль некоторых личностных и социальных факторов в формировании и развитии процесса профессионального становления и адаптации студента в вузе. Приведем наиболее значимые из полученных результатов.

    Анализ ранее проведенных исследований и профессиональной эффективности студентов показал, что в процессе профессионального становления студента железнодорожного вуза на формирование социально-психологической адаптации влияет ряд социально- психологических факторов объективного и субъективного порядка. Роль каждого из таких факторов на разных этапах обучения варьируется по степени значимости и изменяется по степени выраженности.

    При сравнении среднегрупповых показателей между студентами - первокурсниками железнодорожных специальностей и студентами не железнодорожных специальностей, выявлены достоверно повышенные значения 1, 2, 4, 6 субтестов и интегрального многопараметрического показателя по методике КОТ у студентов-железнодорожников и отсутствие значимых отличий результатов по всем остальным методикам, что можно отнести за счет более жесткого экзаменационного отбора в железнодорожный вуз.

    В результате сравнительного анализа полученных результатов по объективным критериям было определено снижение интегрального показателя по методике КОТ с увеличением учебного курса. Наиболее достоверные различия между 1 и 3 (t=4,93), 1 и 4 (t=4,82), 1 и 5 курсами (t=5,71), а так же 2-3, 2-4, 2-5 курсов. В зависимости от среднего балла достоверно повышается интегральный показатель интеллектуальных показателей методики КОТ, что делает прогностичным его применение наряду с традиционными вступительными экзаменами в ВУЗ.

    Таблица 1.

    Данные вариационного анализа по методике КОТ студентов-железнодорожников по курсам

    Обращают на себя внимание достоверные отличия по методике КОТ между студентами-продолжателями железнодорожной династии и студентами, родители которых не являются железнодорожниками и они сами не планируют свою карьеру в МПС. Таким образом, наиболее интеллектуально успешный и обучаемый студент делает свой выбор, не выбирая профессию железнодорожника как перспективную специальность, что может приводить к существенным различиям между ожидаемой эффективностью работы выпускника железнодорожного вуза и реальной деятельностью дипломированного специалиста, т.к. работа в МПС остается престижной в большей степени для тех, чьи родители являются или являлись железнодорожникам, и они реализуют семейный профессиональный сценарий. При этом, исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что выбор профессии железнодорожника лицами женского пола можно рассматривать как компенсаторный.

    Таблица 2.

    Достоверность отличий данных по методике КОТ студентов-железнодорожников по признаку курса обучения

    Таблица 3.

    Данные вариационного анализа по методике Лири студентов-железнодорожников по курсам

    Обращают на себя внимание достоверные отличия повышения 5 и 8 октантов по методике Лири у лиц с высоким средним баллом. Таким образом, успешность обучения будет выше у тех лиц, кто личностно приятен и доставляет меньше хлопот преподавателям. Успешность обучения в вузе зависит не только от объема и качества знаний, но и личного расположения преподавателей, а, следовательно, имеет место внешнесубъективный фактор.

    Студенты, оплачивающие самостоятельно обучение, имеют более высокие показатели фактора В по методике 16PF, что связано с более активными процессами абстрагирования и синтеза, которые обеспечивают необходимую гибкость в формировании профессиональной адаптации. Наряду с вышеуказанной особенностью лиц, оплачивающих свое обучение, можно отметить, что они прогностически более адаптивны и успешны в профессиональной деятельности. Следует отметить, что успешность обучения (средний бал) не дает достоверных отличий по фактору В. Таким образом, динамическое снижение фактора В можно рассматривать как адаптивный процесс для железнодорожного вуза.

    Особенности эмоционально - волевой сферы характеризуются большей стабильностью границ Я, меньшим уровнем тревожности у студентов 5 курса. Также отмечается тенденция к нестабильной самооценке, слабость целеполагания у студентов младших курсов. Данные проблемы связаны с неравномерностью вхождения в специальность у студентов младших курсов, неэффективностью и излишней затянутостью процессов адаптации студентов в вузе в виду особенностей учебного плана.

    Уровень готовности к скорейшей адаптации на рабочем месте студентов - выпускников является недостаточным, что может привести к принятию в процессе адаптации на работе ошибочных решений, которые могут приносить угрозу экономической и производственной безопасности, безопасности труда и движения, а также психофизическому состоянию молодых специалистов.

    С 1 по 5 курс отмечается позитивная динамика структуры межличностных контактов и происходят процессы, ведущие к взрослению и появлению личностной зрелости. Однако негативные факторы и аддиктивные традиции профессиональной среды создают возможность для личностного регресса и необходимости изменять свои оценки, нивелировать знания и управленческие навыки, полученные в вузе. В этом случае невозможно эффективно сформировать личностно профессиональную, сбалансированную и эффективную структуру специалиста железнодорожника без имажинации негативных традиций в устойчивых профессиональных коллективах на примере железнодорожников.

    Таблица 4.

    Данные вариационного анализа по методике 16PF (A) студентов-железнодорожников по курсам

    Фактор

    Курс

    Достоверность
    отличий

    результатов по курсам

    1

    2

    3

    4

    5

    1 и 3

    1 и 5

    3 и 5

    A

    6,44

    5,00

    6,39

    5,39

    6,83

    0,12

    -0,78

    -1,01

    B

    8,20

    8,16

    7,84

    6,90

    6,70

    1,02

    4,40

    3,62

    C

    4,80

    4,59

    5,07

    4,49

    5,50

    -0,61

    -1,62

    -1,22

    E

    6,04

    5,52

    5,65

    5,68

    6,63

    0,92

    -1,28

    -2,60

    F

    4,20

    4,27

    3,96

    3,73

    4,98

    0,53

    -2,02

    -3,10

    G

    5,52

    5,00

    5,32

    5,32

    4,83

    0,43

    1,62

    1,51

    H

    6,12

    5,14

    6,35

    6,00

    6,78

    -0,47

    -1,35

    -1,06

    I

    6,40

    4,59

    5,98

    5,61

    5,10

    0,86

    2,83

    2,31

    L

    6,44

    6,25

    5,86

    6,76

    6,35

    1,31

    0,20

    -1,29

    M

    5,76

    6,41

    6,67

    5,95

    4,55

    -1,90

    2,27

    4,87

    N

    4,56

    4,05

    4,32

    4,51

    4,25

    0,46

    0,59

    0,15

    O

    6,04

    5,57

    5,04

    5,85

    4,93

    2,19

    2,33

    0,27

    Q1

    7,76

    7,68

    8,11

    7,66

    6,28

    -0,74

    3,35

    5,29

    Q2

    5,08

    5,55

    4,91

    5,22

    4,20

    0,34

    1,81

    1,94

    Q3

    6,80

    6,09

    6,98

    6,59

    5,65

    -0,37

    2,31

    2,86

    Q4

    5,12

    5,16

    4,74

    5,17

    4,45

    1,27

    1,88

    0,89

    Учитывая, что вариационный анализ показывает особенности исследуемых групп, но не показывает статистической связи между показателями, был использован корреляционный анализ.

    Интеллектуальные способности студентов достаточно тесно вплетены в структуру их личности, в которой имеют наибольшее значение не количественные, а качественные характеристики мышления. В этом случае представляется более логичным говорить о стилевых особенностях мышления, которые для железнодорожной специфики должна иметь помимо определенных математических способностей, умения обобщать и анализировать материал, одновременно противостоя психоэмоциональному напряжению.

    Корреляционные взаимосвязи результатов 1 курса по методике 16PF указывают на доминирование инфантильных черт личности, недостаточной способности нести ответственность за свои действия и решения. При этом незыблемость традиций и их неизменность на протяжении времени могут отрицательно сказываться на личностной динамики студентов, внедряя в их сознание установку, что, следуя традициям вуза, они снимают с себя ответственность за свои профессиональные действия. Таким образом, интеллектуальная эффективность студентов 1 курса в значительной мере зависит от сформированности и зрелости их личностной структуры. Активность и агрессивность поведения студентов 1 курса в значительной мере связаны и опираются на мифологему, индуцированную традициями железнодорожного вуза, что тормозит естественное взросление личности студентов, сужая круг интересов. В студенческих группах существует не определяемый внешним наблюдателем высокий уровень внутригрупповой конкуренции, который негативно сказывается на процессе обучения.

    При корреляционном анализе данных студентов 2 курса можно отметить, что параноидная составляющая, выраженная на уровне нормы, как легко возникающая подозрительность, отгороженность, отсутствие доверия даже к близким людям, скептические отношения к моральным мотивам поступков окружающих, будет составлять одну из частей личности потенциального инженера железнодорожного транспорта и принимать участие в формировании его профессиональных навыков. Для дальнейшего формирования специалистов, направления и контроля компенсационных защитных механизмов может быть рекомендовано введение психологических и социальных дисциплин, начиная со 2 курса. Интеллектуальная эффективность в меньшей степени, чем у студентов 1 курса, зависит от эмоциональных влияний со стороны окружения и, таким образом, приобретает более стабильный и независимый характер. Под воздействием факторов учебного процесса отмечается позитивная динамика личностной зрелости и адаптивности студентов, что выражается в формировании диффензивных психологических защитных механизмов и уменьшении роли протективных защитных механизмов. В результате интеграции студенческой роли в ролевой ряд студентов 2 курса возникает адаптация к учебному процессу и уменьшается риск манифестации пограничных нервно-психических расстройств. При анализе корреляционных связей по методикам Лири и 16PF обращает на себя внимание усиление корреляционной взаимосвязи между I октантом Лири и фактором Е, что указывает на идентификацию себя со своей активной социальной ролью. Та же ситуация наблюдается у студентов 3 курса.

    Образ специалиста-железнодорожника является объектом идентификации студентов 3 курса, в основе которого лежит формирование связей по аддиктивному типу, который дает возможность некритично воспринять традиции профессиональной среды.

    Корреляционный анализ указывает на появление психосоматической составляющей, что можно рассматривать как относительную перегрузку студентов специальными дисциплинами, вследствие неравномерности распределения учебной нагрузки в учебном плане.

    Особенности условий деятельности студентов 4 курса, связанные с необходимостью нахождения компромисса между требованиями вуза и собственными желаниями, ведут к формированию паранойяльных черт личности, а именно: хитрости, изворотливости, умения говорить то, что хочет услышать собеседник. Формируется нарциссический психологический комплекс, который призван поддержать самооценку и процесс идентификации себя с работниками профессиональной отрасли, которая обеспечивает социальную безопасность. Существующий симптомокомплекс говорит о наличии особого кризиса 4 курса, характеризующегося сменой идентификации, необходимостью отказа от ранее исполняемых и интеграции новых социальных ролей. Это процесс происходит достаточно напряженно и вызывает экзистенциальный кризис, для разрешения которого студенты нуждаются во внешней помощи.


    Рисунок 1. Корреляционные связи результатов тестирования студентов 5 курса по методике 16PF

    Анализ полученных данных говорит о том, что любые психологические мероприятия, введение курсов и факультативов психологических и управленческих дисциплин будут заведомо неэффективны и дезинтегрированы после инициации молодых специалистов в профессиональных коллективах, и начинать психокоррекцию нужно с профессиональных коллективов.

    Для дальнейшего углубленного анализа статистических показателей был использован метод факторного анализа, результаты которого выражаются в том, что управленческие навыки, получаемые студентами в стенах института, не находят адекватного применения в производственных условиях, что неминуемо ведет к снижению эффективности труда. Для коррекции указанных тенденций необходимо проведение психологической и управленческой работы в профессиональных коллективах.

    Для уточнения устойчивых взаимозависимостей между наиболее нагруженными факторами у студентов всех курсов был проведен множественный регрессионный анализ, на основании которого можно сделать вывод о недостаточной психологической готовности выпускника вуза эффективно включаться в производственные коллективы.

    В заключении обобщены полученные результаты проведенного исследования, выделены критерии оценки эффективности социально-психологической адаптации студентов-железнодорожников в вузе (способность к приспособлению человека к существующим в обществе требованиям за счет присвоения норм и ценностей данного общества; формирование самосознания и ролевого поведения, способностей к самоконтролю, адекватных связей с окружающими, собственного стиля поведения; готовность к активной деятельности, успешность овладения профессиональными знаниями и навыками), сформулированы выводы, намечены перспективы дальнейшего изучения социально-психологической адаптации студентов в вузе и применения разработанных рекомендаций в прикладных сферах психологии.

    Выводы по работе:

    1. Особенность вступительных экзаменов в профильный вуз предъявляет высокие требования к математическим способностям. Абитуриенты, становящиеся студентами 1 курса представляют собой: - группу студентов, которые не выбирали профессию железнодорожника как перспективную специальность, являясь интеллектуально успешными и высокообучаемыми; - группу студентов, чей выбор профессии железнодорожника является реализацией семейного профессионального сценария.

    2. Студенты с 1 по 5 курс в значительной мере отличаются от курса к курсу по своим интеллектуальным и личностным показателям. Так, ведущими тенденциями у студентов 1 курса является их адаптация к давлению внешней среды, которое представляет из себя вуз. Студенты 2 курса являются относительно адаптированными, и их интеллектуальная эффективность приобретает более независимый и стабильный характер, отстраняясь от эмоционального влияния со стороны окружения. Происходит более полная интеграция студенческой роли в ролевой диапазон.

    3. Наиболее адаптированной группой к включению в реальные профессиональные роли является 3 курс. При изучении студентов 4 курса обращает на себя особый кризис, который характеризуется сменой идентификации, неустойчивостью ролевого диапазона, экзистенциальный кризис.

    4. У студентов 5 курса уровень готовности к скорейшей адаптации на рабочем месте является недостаточным, что приводит к трудностям процесса профадаптации и может приводить к конфликтности в производственных коллективах.

    5. Социально-психологическая обстановка в производственных коллективах структурно отличается от ожиданий студентов-выпускников, имея свои устойчивые традиции, связанные с неадекватно завышенной ролью работника МПС, своеобразной корпоративной культурой формирующей недоверчивое, подозрительное отношение к представителям других специальностей, что приводит к нивелировке полученных управленческих навыков в условиях вуза.

    6. Для успешного разрешения существующих социально-психологических проблем необходимо внедрять комплекс управленческих психологических мероприятий, начиная с производственных коллективов, формируя корпоративную культуру в ее наиболее адаптивных формах.

    7. Для повышения эффективности и качества труда специалистов-железнодорожников (управленческих, инженерных кадров МПС) необходимо психологическое сопровождение их деятельности от абитуриентов до производственных коллективов.

    Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

    Росляков А.Е., Вигдорчик М.И., Вигдорчик М.Е. Психологические особенности руководителей среднего звена МПС. Статья в сб.: «Актуальные проблемы транспортной медицины: Материалы I-го международного симпозиума, посвященного 25-летию Украинского НИИ медицины транспорта, Одесса, 2000, с. 228-230.

    Росляков А.Е., Вигдорчик М.И. Психологические особенности руководителей среднего звена вагонной службы Западно-Cибирской железной дороги. Статья в сб. «Новые технологии - железнодорожному транспорту: подготовка специалистов, организация перевозочного процесса, эксплуатация технических средств: С. науч. статей с международным участием в четырех частях» Часть 1, ОмГУПС, Омск, 2000, с.110-112.

    Росляков А.Е., Вигдорчик М.И, Петров В.Г. Психологический анализ личности студентов - железнодорожников и их готовности к предстоящей профессиональной деятельности. Статья. в сб. «Новые технологии - железнодорожному транспорту: подготовка специалистов, организация перевозочного процесса, эксплуатация технических средств: С. науч. cтатей с международным участием в четырех частях» Часть 1, ОмГУПС, Омск, 2000, с.130-133.

    Росляков А.Е. Процесс адаптации студентов в условиях вуза. Статья. Журнал «Психология и эргономика», 2003.

    Росляков А.Е., Кулинич Е.Н. Прогнозирование профессиональных перспектив молодых специалистов для железнодорожного транспорта. Методические рекомендации, ОмГУПС, Омск, 2003.