Вход  Карта сайта
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ В СТАНОВЛЕНИИ И... > СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО...

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО...

    Грушко Наталья Викторовна

    СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ
    В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

    Специальность 19.00.05 – Социальная психология


    А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

    диссертации на соискание ученой степени
    кандидата психологических наук
    Ярославль – 2003

    Работа выполнена на кафедре социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.

    Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор Козлов Владимир Васильевич

    Официальные оппоненты:
    доктор психологических наук, профессор Кашапов Мергаляс Мергалитович
    кандидат психологических наук, доцент Урываев Владимир Анатольевич
    Ведущая организация – Омский государственный педагогический университет

    Защита диссертации состоится «_27___» января 2003 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного Совета Д 212.002.02 в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова по адресу: 150057, г. Ярославль, ул. Матросова, 9.

    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ЯрГУ им. П.Г. Демидова.

    Автореферат разослан _____ декабря 2003 г.

    Ученый секретарь
    диссертационного совета Клюева Н.В.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
    Одной из ключевых потребностей личности является стремление найти свой путь, свое место в жизни, найти себя среди других. Эта потребность особенно ярко проявляется на рубеже детства и отрочества. Конфликт между потребностью выразить себя и страхом, что окружающие не примут этого и не поймут, является одним из основных препятствий на пути самореализации подростка. Исследования социологов, психологов, психотерапевтов, касающиеся проблемных тем детства и отрочества, свидетельствуют о достаточно высоком уровне тревожности, неуверенности в себе и завтрашнем дне подрастающего поколения. Это характерно, прежде всего, для детей и подростков с так называемым "слабым" типом нервной системы, болезненно переживающих свою нерешительность, тревожность, мнительность, стеснительность, робость, непрактичность.

    Около 76% психологических консультаций для детей и подростков городского Дворца творчества детей и юношества г. Омска связано с коррекцией расстройств настроения подобного характера - с переживанием своей неполноценности в период кризиса идентичности. Подобная картина наблюдается и в обращениях взрослых (родителей и педагогов), которым также свойственно воспринимать отдельные жизненные неудачи ребенка как серьезные жизненные поражения. Взрослые при этом часто теряются, испытывают беспомощность и не могут оказать квалифицированную поддержку. Драматизируя обстоятельства, остро, болезненно переживая детские неудачи и ошибки, взрослые способствуют усилению, "сгущению" указанных переживаний.

    Поэтому так важен поиск и создание эффективных методов - психологических, психотерапевтических, педагогических, позволяющих проводить психокоррекцию и психопрофилактику указанных состояний. Работа психолога в подобных случаях оказывается плодотворной и эффективной, когда посильное изучение самим ребенком, подростком его творческих способностей и своих характерологических, возрастных особенностей настроения, тесно связано с познанием природы характера. Опыт практической работы по психопрофилактике и психокоррекции тревожности, страхов, неуверенности в своих силах, застенчивости у подростков, занимающихся во Дворце творчества, показал необходимость поиска метода, учитывающего, с одной стороны, интересы подростков, а с другой стороны, дающего возможность ребятам познакомиться со своей индивидуальностью, найти пути творческого самовыражения сообразно природе характера.

    Теоретическая актуальность работы определяется недостаточной разработанностью общей теории методов творческого самовыражения для личности с такими особенностями как – острое переживание своей неполноценности, ранимостью, желанием уйти в «тень жизни». Разработанные и использующиеся для психокоррекции и профилактики тревожных, депрессивных состояний техники, приемы: "игротерапия общения", техники различного ролевого моделирования (В.И.Гарбузов, А.И. Захаров, М.И. Чистякова) и т.п. - характеризуются направленностью на решение конкретной проблемы - повышение самооценки детей, развитие эмоциональной, коммуникативной сфер, преодоление страхов. Тогда как существует возможность для детей с описанными особенностями личности самим активно включиться в процесс исследования себя, чтобы самореализоваться, творчески обрести в жизни свой путь.

    В отечественной практике известны различные примеры применения человеческой увлеченности в терапевтических целях (Н.Н.Баженов, А. Т. Болотов, П.А. Бутковсий, В. Ф. Саблер и другие). Терапия осознанным самораскрытием в творчестве широко представлена зарубежными исследователями – психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К.Г.Юнга, психодрама Я.Морено. Лечебный эффект от занятий творчеством изучается различными направлениями арт-терапии: психодинамической, гуманистической, эклектической, клинической (A.Hill, M.Naumburg, P. Joanidis, G.Gibson). В России до последнего времени существовали лишь отдельные формы изобразительной работы, используемые, главным образом, в контексте врачебной психиатрической практики (М.Е. Бурно, В.Е.Рожнов, Р.Б.Хайкин). С 80-х годов ХХ века формируется научно-исследовательское поле метода - Терапии творческим самовыражением М.Е.Бурно. В настоящее время этот метод вышел за рамки медицины в психологию, педагогику. Однако психокоррекционный вариант для работы психологов с подростками, стремящимися к творческой реализации, до сих пор не был разработан.

    ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
    Выявить социально-психологические особенности творческого самовыражения подростков с дефензивными особенностями личности (такими как: нерешительность, ранимость, стеснительность, тревожность, мнительность, неуверенность в себе) с целью создания модели психокоррекционной работы, имеющей в основе Терапию творческим самовыражением.
    ОБЪЕКТ исследования - социально-психологические особенности творческого самовыражения подростков с дефензивными особенностями личности.
    ПРЕДМЕТ исследования - психокоррекционный вариант метода Терапии творческим самовыражением в коррекции дефензивных особенностей детей подросткового и юношеского возраста.

    ГИПОТЕЗА: психокоррекционный вариант Терапии творческим самовыражением позволяет детям подросткового возраста найти адекватные способы самовыражения и снизить напряженность базового конфликта дефензивной личности.

    Для реализации поставленной цели нами были поставлены следующие ЗАДАЧИ:
    1. Изучить существующие теоретические подходы к творческому самовыражению как методу психокоррекции личностных проблем.

    2. Выделить теоретические основы и основные понятия методов психологической помощи через творческое самовыражение на основании анализа основных подходов к терапии и психокоррекции творчеством.

    3. Разработать психокоррекционный вариант Терапии творческим самовыражением для учреждения дополнительного образования.

    4. Выявить социально-психологические условия эффективности психокоррекции творчеством трудностей кризиса подросткового возраста в условиях дополнительного образования.

    5. Подобрать адекватные методы оценки влияния творческого самовыражения на социально-психологические характеристики личности и группы детей подросткового возраста.

    6. Оценить эффективность применения метода психокоррекции творчеством на основе статистически значимых изменений социально-психологических и психологических особенностей участников групп.

    ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА составила 135 воспитанников кружка "Основы психологии творчества" подросткового возраста с дефензивными особенностями личности.
    КОНТРОЛЬНАЯ – 135 воспитанников коллективов Дворца творчества (“Городская пионерский штаб”, “Программист”, “Естествознание”, “Стрелковый тир”) с аналогичными особенностями личности.

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ представлено ключевыми положениями отечественных и зарубежных социально-психологических, психологических и психотерапевтических школ:
    - методологическими концепциями терапии творческими занятиями, представленными в трудах Л.С.Брусиловского, Б.Д.Карвасарского, В.Кречмера, В.Е.Рожнова, Л.М.Сухаребского;
    - методологическими и мировоззренческими подходами к терапии творческим самовыражением, изложенными в работах М.Е.Бурно, исследованиями о внелечебном применении терапии творческим самовыражением – Е.С.Журовой, Т.Е. Конрад- Вологиной, Е.А.Поклитар, О.В.Спиридонова.
    - исследованиями в области клинически ориентированной характерологии П.Б.Ганнушкина, Э.Кречмера, учении о типах ВНД И.П. Павлова;
    - в области возрастной психологии – положениями, изложенными в работах Л.С. Выготского, Л.И.Божович, А.М.Прихожан, Д.Б.Эльконина, Э.Эриксона;
    - исследованиями в области трансформации личности, социальных установок, личностно-социальной идентификации – Г.М.Андреевой, В.В.Козлова, В.В.Новикова, В.В.Столина, Е.Л.Яковлевой.

    МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В работе использованы стандартные методики, апробированные в психологической диагностической практике: теоретический анализ психологической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование. В качестве конкретных диагностических методик использовались: патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е.Личко, Уровень субъективного контроля Дж.Роттера, «Управляемая проекция» В.В.Столина, Личностный дифференциал (ЛД), проективная методика «Несуществующее животное» , опросники - «Октава», «Что вам дали занятия по ТТС?».
    Достоверность результатов исследования обеспечивается фундаментальными и методологическими позициями, основанными на общепризнанных идеях отечественных и зарубежных психологов; сочетанием научно-обоснованных теоретических и эмпирических методов исследования; репрезентативной выборкой испытуемых.

    Исследование проводилось с 1998 по 2002 год в учреждении дополнительного образования –Городском Дворце детского (юношеского) творчества –ГДД(ю)Т.

    НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ.
    1. Впервые теоретически обоснован психокоррекционный вариант Терапии творческим самовыражением для работы психолога в дополнительном образовании, описана методология психологической помощи для социально – психологической адаптации подростков – воспитанников Дворца творчества.

    2. Содержательно определены этапы творческого самовыражения в группе, позволяющие подросткам с дефензивными особенностями личности изучить и принять свои характерологические черты, познакомиться с ядром, фундаментом своей личности, научиться выражать свою индивидуальность в различных видах творчества

    3. Показано, что методики психокоррекции творчеством позволяют снизить напряженность переживаний воспитанников Дворца творчества в период подросткового кризиса, а также позволяют развивать творческие, коммуникативные и адаптационные способности.

    4. Исследованы и выделены социально – психологические условия проведения групповых занятий по творческому самовыражению подростков в условиях дополнительного образования: психологическая помощь с учетом индивидуальных особенностей участников групп, организация психокоррекционного пространства, создание креативной среды, способствующей раскрытию творческой индивидуальности личности.

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ.
    1. Осуществлен теоретический анализ различных подходов к проблеме психокоррекции творчеством.

    2. Проанализированы теоретические основания понятий -дефензивность, характерология дефензивной личности, специфика дефензивности подростков.

    3. Выделены основные характеристики и тематические параметры психокоррекционного варианта ТТС –основная проблема личности с дефензивными особенностями, концепция патологии и здоровья, вид изменения участников творческих групп, задача и роль психолога, основные методики психокоррекции творчеством.

    4. Показана универсальность методик психокоррекции творчеством, позволяющая широко использовать различные методики творческого самовыражения с учетом индивидуальных особенностей участников группы.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ заключается в том, что:
    1. Данное исследование было включено в систему профилактической и коррекционной работы психологической службы Городского Дворца детского и юношеского творчества.

    2. Описанные в диссертационном исследовании методики творческого самовыражения могут быть применены для психопрофилактики и коррекции социально-психологических проблем подростков, включая социальную адаптацию, улучшение межличностных отношений, самореализацию.

    3. Результаты диссертационного исследования позволяют обосновать, разработать и внедрить психокоррекционный вариант ТТС как теоретико-практический курс о психологической коррекции личности в учебный процесс при подготовке психологов, социальных работников, педагогов.

    4. Разработаны собственные методики проведения психокоррекционных занятий (хокку, метафоры).

    5. Сформированы и реализованы на практике следующие обучающие программы семинаров и тренингов для разных групп населения:
    - «Творчество, которое помогает жить и радоваться жизни» - тренинг для психологов, психотерапевтов, педагогов, социальных работников.
    - «Психокоррекция созданием творческих произведений (хокку, метафоры, сказки и другие) – семинары для детей и подростков, психологов, педагогов, социальных работников.
    - «Краткосрочный вариант ТТС» - для психологов, педагогов, социальных работников.
    - «Психокоррекционный вариант ТТС» - спецкурс для студентов психологических факультетов.

    АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Полученный опыт и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры генетической и клинической психологии Томского государственного университета, методического совета городского Дворца творчества детей и юношества г. Омска, были отражены в 6 публикациях и представлены на 6 научно-практических конференциях: на научно-методической конференции психотерапевтов, психологов (г.Омск, 2000г.), на августовских совещаниях психологов образования (г. Омск, 2001 г.), на первой открытой конференции «Развитие творческого потенциала обучающихся в деятельности Дворца и учреждений дополнительного образования» (г. Омск, 2002), на VI научно- практической конференции «Социальная работа с молодежью » (Омск, 2003), на психологической конференции «Экзистенциальная социотерапия» (Томск, 2003), на Международном Конгрессе «Социальная психология ХХI столетия» (Ярославль, 2003).

    Психокоррекционный вариант ТТС внедрен в практику подготовки специалистов: педагогов дополнительного образования (обучающий семинар для педагогов дополнительного образования в 2000-2001г.г.) ; психотерапевтов и практических психологов ( семинар «Терапия творческим отношением к себе» - декадник Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Омск, 2000, Новосибирск 2001); краткосрочный вариант метода апробирован на творческих гостиных регионального отделения научно-методического Центра ТТС (Омск, 2000-2002), на занятиях по творческому самовыражению в школе искусств № 2 г. Омска педагогом Е.В.Чумаковой .

    НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    1. Психокоррекция творческим самовыражением является эффективным методом, направленным на формирование и изменение определенных социально-психологических и психологических характеристик личности и группы, способствующих творческой активности, самореализации и социальной адаптации.

    2. Эффективность психокоррекционного варианта ТТС обеспечивается последовательностью психологического взаимодействия с участниками групп, а также соблюдением следующих психологических условий: учет индивидуально-возрастных особенностей обращающихся за помощью, организация психокоррекционного пространства и создание креативной среды.

    3. Применение методов творческого самовыражения приводит к изменению образа «Я» у подростков, коррекции самооценки и отношения к « сильным» и «слабым» сторонам характера, оптимизации межличностных взаимоотношений.

    4. Универсальность методов психокоррекции творчеством позволяет использовать их в работе специалистов различного профиля –психологов, социальных работников, педагогов в развивающих, обучающих, психокоррекционных и социальных областях.

    СТРУКТУРА И ОБЪЕМ РАБОТЫ. Диссертация изложена на 160 листах машинописного текста, состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы (170 наименований, из которых 20 – на английском языке), пяти приложений объемом 25 страниц. Текст иллюстрирован 5 таблицами и 8 графиками.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
    Во введении определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, обосновывается его актуальность, указываются теоретические и эмпирические методы исследования, раскрываются новизна, теоретическая и практическая значимость.
    В главе 1 «Анализ основных подходов к психокоррекции творчеством и дефензивности» рассматриваются основные подходы к проблеме творчества в психологических исследованиях; история развития терапии, психокоррекции творчеством. Обращается внимание на то,что существуют различные подходы к творчеству, в зависимости от описания предмета исследования. Приводятся подходы к творчеству различных зарубежных исследователей (Р.Муни, К.В.Тэйлора, Е.П.Торранса, Т.Рибо и др.) Отмечается, что различные приемы терапии творчеством, творческой увлеченностью уже давно являются объектом исследования отечественных ученых таких как -А.Т.Болотов, П.А. Бутковский, Н.Н.Баженов, Л.С.Выготский, Б.Д.Карвасарский, В.Н.Мясищев, В.Е.Рожнов, Р.Б.Хайкин, А.И.Захаров, Л.С.Выготский, Б.М.Теплов и др.). Но, тем не менее, испытывается определенный недостаток в работах, обобщающих практический опыт и позволяющие наметить дальнейшие перспективы развития методов терапии и психокоррекции творчеством с учетом потребностей различных возрастных и социальных групп.

    Рассматривается специфика психокоррекции, психологической помощи в дополнительном образовании. В соответствии с поставленными задачами на занятиях по психокоррекции творческим самовыражением в основном используются психологическое консультирование и психокоррекция. Эти виды психологической помощи представляют собой воздействие на различные стороны личности, имеют различные цели и способы, поэтому для занятий по творческому самовыражению эти два вида психологической помощи являются взаимодополняющими и соответствующими условиям дополнительного образования.

    Отмечается специфика работы педагога-психолога в условиях дополнительного образования: во-первых, во Дворец приходят подростки, которые ищут свою социальную нишу – группу, с которой можно идентифицироваться. Во-вторых, во Дворец творчества приходят подростки, которые хотят проявить себя среди сверстников и взрослых. В-третьих, подростки с конкретными проблемами с самооценкой, неумением общаться в группе и т.п. Задачей психолога является оказание своевременной помощи воспитанникам и педагогам, подбор методов психологической поддержки, позволяющих учесть социальный заказ. Психокоррекционный вариант ТТС является достаточно универсальным для работы с группой подростков , занимающихся в коллективах Дворца, кроме того, в рамках данного метода возможна глубокая индивидуальная работа.

    Отмечается, что терапия творчеством складывалась исторически постепенно из следующих самостоятельных направлений: терапевтическая увлеченность различными занятиями; терапевтическое самораскрытие в творчестве; целебный поиск смысла жизни. В отечественной практике известны различные примеры применения человеческой увлеченности в терапевтических целях (А.Т.Болотов, П.А.Бутковский, В.Е.Рожнов, Б.Д.Карвасарский и др.)

    Рассматриваются современные приемы самораскрытия в творчестве. Это - библиотерапия (В.Н.Мясищев, А.М.Миллер, Р.Рубин, Р.Кемпбелл), музыкотерапия (Л.С.Брусиловский, Е.В.Конорова и др.), эстетотерапия (В.Е.Рожнов и А.В.Свешников, Я.Н.Воробейчик Л.Н.Зайцева) и т. д. Среди многообразия современных методов, использующих целительную силу творчества, арт-терапия является активно применяющимся направлением в лечебной, социальной и педагогической работе.На Западе исследования в этой области предтавлены в работах американского педагога M. Naumburg (динамическая теория терапевтической помощи графическим самовыражением), в работах по терапии изобразительными средствами, созданных под влиянием идей К.Г. Юнга ( G.R. Heyer, E. Speer, G. Clauser и др). Особенностью развития терапии увлечениями на Западе является то, что это направление существует в качестве дополнительного лечения, имеется достаточное количество центров, в которых работают специально подготовленные специалисты - библиотерапевты, арттерапевты и т.д. Групповые формы арт-терапии отличает стремление опереться на более широкий круг представлений и психологических концепций, что можно видеть на примере публикаций М.Либман, М.Мауро, А.Копытина и других.

    Исследуя различные подходы по терапии творчеством, мы обратили внимание на обширность и многообразие этих подходов. В основном это – психоаналитически, психодинамически ориентированные исследования. Однако тщательных работ, излагающих практику психокоррекции в соответствии с индивидуальностью характера, «личностной почвы» найти не удалось.

    Излагаются основные положения авторского метода М.Е.Бурно «Терапия творческим самовыражением» (ТТС). Это – терапевтический (психопрофилактический) метод, способный серьезно помочь, прежде всего, людям с переживанием своей неполноценности. Это метод, вышедший из психотерапевтического направления "Терапия духовной культурой". Существо психотерапевтического механизма, лежащего в основе этого направления, есть творческое вдохновение, целебно просветляющее душу, смягчающее напряженность ощущением своих духовных особенностей, богатств, постижением смысла своей жизни. Психотерапевтическое воздействие такого рода В.Е. Рожнов (1985) называет "эмоционально-стрессовым" в широком смысле, в смысле "возвышающей" человека благотворной душевной взволнованности.
    М.Е. Бурно выделяет два этапа занятий по методу ТТС:

    1 этап.
    1)самопознание - изучение собственных болезненных расстройств, своего характера;
    2)познание других человеческих характеров - занятия по типологии характеров; изучение душевных расстройств.

    2 этап.
    Познания себя и других в творческом самовыражении связано с осознанностью своей общественной пользы, с возникновением на этой базе стойкого светлого мироощущения - при помощи конкретных методик, таких как: терапия созданием творческих произведений;терапия творческим общением с природой;терапия творческим общением с литературой, искусством, наукой и т.д.

    В соответствие с задачами исследования анализируются теоретические основания понятий дефензивность, характерология дефензивной личности. Дефензивность – (от лат. защищать) - пассивная оборонительность, противоположность активной, агрессивной оборонительности. Биологической основой человеческой дефензивности является слабый тип высшей нервной деятельности по И.П. Павлову .

    Учение Павлова об общих типах нервной деятельности животных и человека позволяет описать биологическую основу человеческой дефензивности через описание поведения животных со слабым типом высшей нервной деятельности (меланхолическим темпераментом). В поведении людей данное качество проявляется в неспособности приспособиться к жизни, в склонности к «невротической» ломке при трудностях. По мнению М.Е.Бурно, все дефензивные личности несут в себе астенический конфликт чувства неполноценности с ранимым самолюбием. Чувство неполноценности конкретно обнаруживается робостью, неуверенностью в себе, боязливой инертной нерешительностью, патологической застенчивостью, тревожной мнительностью, болезненно-углубленными нравственно-этическими, ипохондрическими переживаниями, житейской непрактичностью.

    Физиологической основой дефензивности является павловский слабый тип высшей нервной деятельности, соответствующий гиппократовскому меланхолическому темпераменту. Дефензивный человек - не авторитарный, не агрессивный, не склонный командовать, а наоборот, защищающийся, "поджимающий хвост" в той обстановке, где агрессивный "оскаливается". Такой человек «непрактичен в широком смысле, нерасторопен, душевно инертен, тормозим, рассеян, неуверен в себе, тревожно-мнителен, малодушен, стеснителен, астеничен (немощен), слабоволен, несообразителен, незащищен, робок, раним, склонен к сомнениям и самообвинению, обостренному чувству вины"» (М.Е.Бурно). Самое существо его душевных переживаний - врожденная борьба чувства неполноценности с ранимым самолюбием.

    Необходимо подчеркнуть, что дефензивность является характерной чертой для русского менталитета. С.С. Аверинцев в статье "Византия и Русь: два типа духовности" пишет о том, что «русский склад души» в тревожных сомнениях, деликатных переживаниях неуверенности от высокого чувства ответственности перед правдой: "Всякий настоящий русский, если только он не насилует собственной природы, смертельно боится перехвалить свое - и правильно делает, потому что ему это не идет. Нам не дано самоутверждаться - ни индивидуально, ни национально - с той как бы невинностью, как бы чистой совестью, с тем отсутствием сомнений и проблем, как это удается порой другим".

    Б.М. Теплов, анализируя детально работы павловской школы, ставит вопрос: "Действительно ли понятия "слабость" и "инертность" не имеют никакого положительного содержания?". На основании собственных исследований и исследований своих сотрудников Теплов в 1960 г. приходит к выводу, что "испытуемые слабого типа" "могут работать продуктивнее" "сильных". "Слабые" работают не хуже "сильных", а по-другому, своими путями".

    Метод Терапия творческим самовыражением предназначен прежде всего для людей с тягостно-тревожным переживанием своей неполноценности. Он состоит в изучении характеров и различных не характерологических душевных трудностей (депрессивных расстройств, навязчивостей и т. д.) в процессе разнообразного творческого самовыражения с поиском своего, свойственного своим конкретным особенностям, целебного пути в жизни, своего смысла. Изучая характеры и то, как обнаруживают они себя в творчестве известных художников, в творчестве, в поступках, переживаниях вообще, подростки, конечно же, стремятся и в собственном творчестве к своей духовной неповторимости, уникальности.

    Отмечается, что для большинства дефензивных личностей характерна практически непрекращающаяся аутокоммуникации, что, по данным В.В. Столина задается определенной структурой самосознания. Отметим, что в данном исследовании психокоррекционного механизма творческого самовыражения подростков мы опираемся на концепцию диалогичности самосознания В.В. Столина.

    В результате исследований В.В. Столин выявил, что в самосознании выделяются два партнера по диалогу. Один из них подобен самому субъекту: это как бы сам субъект с теми его свойствами, которые воспринимаются им самим и окружающими, другой партнер — характерен всем тем, чего нет в воспринимаемом «Я» субъекта, выяснилось также, что отношение к себе существует и развивается в виде диалога с этими партнерами. Для дефензивной личности характерны негативные отношения между партнерами по внутреннему диалогу.В нашем исследовании мы рассматриваем базовый конфликт дефензивной личности: между стремлением проявить себя (мотив реализации, признания) и страхом «выйти из тени жизни» (М.Е.Бурно) как конфликтный смысл личности (В.В. Столин).

    Далее в работе проанализирована специфика дефензивности подростков. По мнению В.В.Козлова, чувство взрослости становится центральным новообразованием подросткового возраста, затем, после «поисков себя, личностной нестабильности у подростка формируется «Я-концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе, образов, иднтификаций». Особенностью этого возраста является также самопогруженность в индивидуально-личностные переживания, рефлексия, развитие самосознания. Конфликт личности с дефензивными особенностями в этом возрасте проявляется особенно остро в потребности быть понятым, принятым референтной группой и страхе, что не примут, засмеют. Склонность к созданию творческих произведений заложена в самой природе подростка. Доверять свои переживания листу бумаги - в рисунке, стихотворении, письме, дневниковых записях, в песнях под гитару - естественно и свойственно этому возрасту. Это дает сомневающейся личности возможность полнее ощутить себя, "опереться" на определенность.

    В главе 2 «Методология и методы исследования дефензивности» рассматривается методология психологической помощи на занятиях по психокоррекции творческим самовыражением психокоррекционного варианта ТТС. Исследуется специфика основных компонентов, составляющих психологическое консультирование и психологическую коррекцию в данном методе.

    Психологическая коррекция творческим самовыражением начинается с психологического консультирования. Психолог, работающий индивидуально или с группой творческого самовыражения, может использовать вновь приобретенные подростками знания о своем характере как основу для выработки и овладения навыками оптимальной для индивида и эффективной для сохранения здоровья психической деятельностью. Психологической оценке подлежат самые разные сведения об особенностях личности подростков: оценивается информация, полученная во время беседы, результаты психологического обследования, творчество во всем многообразии его проявлений – стихи, проза, рисунки и т. д. Оценка проблем клиента применяется во многих областях психологии. Однако ее применение в данном случае имеет один очень важный аспект: мы предоставляем подросткам новые сведения о них, о сущности метода ТТС и перспективах совместного творчества на группах творческого самовыражения.

    Для информирования личности о выявленных в процессе интервьюирования и диагностики феноменов используется не оценочный, а описательный подход. Мы стараемся избегать оценочных категорий и опираемся на описание особенностей характера, предоставляя в случае необходимости многовариантность истолкования полученных фактов. Это связано с возрастными особенностями подростков.

    Таким образом, целью психокоррекции на занятиях по ТТС является формирование навыков психологической компенсации особенностей дефензивного характера, через творческую самореализацию, через выбор свойственного и естественного для подростка творческого пути. Отмечается, что предложенный в исследовании «психологический анамнез» включает в себя определенный порядок сбора информации о подростке.

    На данный момент в дополнительном образовании нет нормативных документов, описывающих стандарты проведения психологического обследования детей, обращающихся за психологической помощью. Содержание психологического анамнеза находится в прямой зависимости от метода. По мнению Р. Кочюноса, «необходимость психологического анамнеза не вызывает принципиальных возражений, хотя представители экзистенциальной ориентации больше исследуют современную жизненную ситуацию и не требуют от клиента столь детальных сведений о себе, как, например, психоаналитики». Существуют различные схемы сбора психологического анамнеза. С точки зрения В.В.Козлова, для того, чтобы эффективно выбрать стратегию взаимодействия с клиентом и методы воздействия на него, на начальном этапе нужно «провести углубленное собеседование, при необходимости с применением психодиагностических методик».

    Порядок сбора информации в нашем варианте следующий:
    Общие сведения.
    1) Возраст, состав семьи, психологический климат в семье.
    2) Семейный анамнез (алкоголизм, наркомания, самоубийства, психические заболевания);
    3) Образование – класс, школа.
    4) Характер взаимоотношений с учителями и одноклассниками, отношение к учебе.
    Актуальные проблемы и нарушения.
    1) возникновение, развитие и продолжительность затруднений;
    2) причина обращения за помощью к психологу;
    3) какие проблемы ребенка повлияли на его жизнь;
    4) возраст, в котором возникли проблемы;
    5) изменения в отношениях со значимыми людьми;
    6) соматические последствия;
    7) характер значимых взаимоотношений в разные периоды развития ребенка.

    Все эти данные в процессе работы с трудностями дефензивного характера формируются в психологический портрет, в котором отражается наблюдения за изменениями в поведении и состоянии подростка.

    Исследуются психологические условия и основные характеристики психокоррекционного варианта ТТС, содержатся сформулированные нами психологические условия, обеспечивающие эффективность нашего метода
    1) организация пространства для занятий по творческому самовыражению (место, условия, техническое оснащение и т.д.);
    2) создание креативной среды, способствующей творческому самовыражению. Основные компоненты – принятие подростка таким, какой он есть и стимулирование ситуации успеха (М.И.Меерович, Л.И.Шранина) .

    Основным критерием сформированности креативной среды является эмоциональная вовлеченность ребят в процесс совместного творчества. Так, мы разработали и издали совместно с воспитанниками коллектива кружка «Психология творчества» сборник «Творчество, которое помогает жить и радоваться жизни». В сборник вошли авторские работы детей по творческой самореализации: стихи, рисунки, описание характеров на доступном подросткам языке.
    Выделяются следующие основные характеристики психокоррекционнго варианта ТТС:
    - природа человека рассматривается как единство врожденного и приобретенного;
    - основная проблема личности – переживание собственной неполноценности, стремление уйти « в тень жизни»;
    - концепция патологии – конфликт собственной неполноценности с ранимым самолюбием, неуверенность, боязливо-инертная нерешительность, ощущение собственной ненужности и бесполезности;
    - концепция здоровья – снижение тревоги, стойкое улучшение состояния, коррекция самооценки, улучшение социальной адаптации;
    - вид изменения – осознание природных характерологических особенностей, принятие своих "слабостей" в их диалектической ценности. Развитие и укрепление творческой индивидуальности, новых поведенческих и ролевых установок;
    - задача и роль психолога – взаимодействие с участниками групп творческогосамоваражения, создание атмосферы, способствующей раскрытию и активизации творческой индивидуальности личности. Психолог – учитель и равноправный партнер.

    Описываются методы диагностики дефензивности. В качестве базовой методики был выбран Патохарактерологический Диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко – с целью выявления акцентуаций характера подростков. Для исследования динамики выраженности черт дефензивности у подростков была использована «Управляемая проекция» (УП) В.В. Столина. Основным материалом для анализа в УП являются тексты ответов на вопросы к портретам А, Б и Я и схема их взаимоотношений. Данная методика позволяет отследить эффективность психокоррекционного воздействия представленного нами варианта ТТС. С целью изучения параметров: самооценка, сила, активность – использовалась методика «Личностный дифференциал» (ЛД). Локус контроля определялся методикой «Уровень субъективного контроля» (УСК). С целью иллюстрирования изменений профиля дефензивности нами была использована проективная методика «Несуществующее животное». Для более подробного анализа результатов эксперимента были разработаны и апробированы опросники «Что Вам дали занятия по ТТС?», «Октава».

    В главе III «Исследование психокоррекции дефензивных особенностей и динамики социально-психологических качеств подростков» представлены основные этапы, методы и результаты психокоррекции творчеством.

    Собственно психокоррекционной работе предшествует этап формирования групп, который осуществляется с помощью детских подростковых психотерапевтов, психологов учебных заведений. Сначала проводится обследование и отбор подростков с дефензивными особенностями личности, диагностика индивидуально-личностных особенностей. Затем проводятся индивидуальные консультации для детей и родителей о сущности метода, особенностях и проявлениях дефензивных расстройств.

    По итогам диагностики и консультаций были сформированы контрольная и экспериментальная группы подростков с дефензивными особенностями характера.
    Собственно коррекционным звеном в работе является организация и проведение психокоррекционных занятий с последующей диагностикой, анализом и интерпретацией результатов работы. Продолжительность курса психокоррекции творчеством – с сентября по май включительно (учебный год), периодичность занятий – два раза в неделю, длительность занятий – три часа.

    Отмечаются основные этапы психокоррекционного варианта ТТС:
    1. Психообразовательные занятия.
    2. Занятия по знакомству со своей индивидуальностью.
    3. Знакомство с «силой своей слабости».
    4. Знакомство и овладение конкретными методиками творческого самовыражения.

    В результате первого этапа работы подростки приобретают новые, более полные знания об особенностях личности. Приходит понимание того, что существуют некоторые закономерности поведения, эмоциональных реакций, обусловленные принадлежностью к определенной типологии (особенности темперамента, тип ВНД).

    Происходит снижение психо-эмоционального напряжения, облегчение от осознания того, что любимым и известным классикам мирового искусства (М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, Н. Некрасов, А.П. Чехов) были свойственны переживания своего несовершенства.
    Отмечается, что одним из ценных психокоррекционных достижений нашего варианта ТТС является приобретение подростками «стойкого светлого мироощущения». Дети открываются по-новому, хотят и дальше знакомиться с собой, искать и находить успешные, конструктивные выходы из сложных, критических ситуаций. В социальном смысле происходит поиск и создание социально- дружественного пространства. Появляется мотивация на интерес и успех в жизни, любимое дело. В целом можно сказать о сглаживании (а в отдельных случаях - о разрешении) базового конфликта дефензивной личности. Это подтверждается существенным улучшением адаптации подростков, повышением их социальной активности. В школе (ВУЗе) - улучшается успеваемость, укрепляются контакты со сверстниками. Приходит желание помогать знакомым, друзьям и просвещать их. Со слов родителей дети становятся самостоятельнее, увереннее, улучшаются контакты со сверстниками.

    Так, например, несколько участников психокоррекционных групп стали внештатными корреспондентами Омских газет, Омского радио. Нами ведется статистика поступлений наших выпускников в ВУЗы: четыре человека поступили учиться на факультет психологии Омского государственного университета и Омского государственного педагогического университета, три - на факультет журналистики государственного университета. Параллельно с группами творческого самовыражения подростки начинают заниматься в художественных, театральных студиях (студия изобразительного творчества «Радуга», театр-студия «РИФ» ГДД(ю)Т).

    Рассматриваются методики психокоррекции посредством создания художественных произведений. В многолетней практике существования ТТС сложились конкретные методики терапии творчеством. Наиболее действенными в подростковых группах, на наш взгляд, являются различные методики терапии созданием художественных произведений.
    Создание творческих произведений - естественный человеческий процесс. А.П. Платонов заметил об искусстве: "Искусство, как почтение живому телу, как движение ветру, - органически присуще жизни".

    На психокоррекционных занятиях по творческому самовыражению мы говорим о том, что наряду с работой гениев и талантов есть творчество обычных людей, отражающее их особенное душевное, духовное движение. Постоянно напоминаем участникам групп, что не в мастерстве наше лечебное дело, а в способности сделать что-то по-своему.

    На занятиях по творческому самовыражению используются следующие методики психокоррекции созданием творческих произведений:
    1) психокоррекция созданием стихов, сказок, рассказов;
    2) созданием рисунков;
    3) общением с литературой, искусством, наукой;
    4) творческим общением с природой;
    5) ведением дневников и записных книжек;
    6) созданием научно-исследовательских работ.

    Новым в психокоррекционном варианте метода ТТС является создание трехстиший в стиле японских стихов – хокку, терапевтических метафор. Отмечается, что характерологические особенности участников групп проявляются в выборе жанра, содержания создаваемых хокку и метафор.

    Далее приводится анализ результатов применения психокоррекционного варианта ТТС . Необходимо четко обозначить характеристики, исследуемые у подростков. Это – самооценка, сила, активность; отношение к себе и к окружающим, событиям жизни. Исследовалась динамика выраженности черт дефензивности. В данном разделе представлены диаграммы, графики, таблицы по всем приведенным в данном исследовании тестовым методикам. В диссертации приводится анализ результатов творческого самовыражения – рисунков, стихов участников. Там же приведены таблицы просчетов данных.
    Отмечается, что по результатам диагностики воспитанников ГДД(ю)Т «на входе» выраженность тех или иных черт дефензивности была обнаружена практически у всех испытуемых экспериментальной и контрольной групп. После проведения занятий по психокоррекционному варианту ТТС результаты диагностики испытуемых экспериментальной группы «на выходе» показали статически значимое снижение (p<0,05) выраженности базового конфликта дефензивной личности и статически незначимое изменение результатов у испытуемых контрольной группы. При этом напряженность базового конфликта дефензивной личности ярко видна:
    - по отношению, выраженному в описании психологических портретов собственного и противоположного, отношениях подчинения-превосходства между этими портретами;
    - по разнице в выраженности факторов Оценка, Сила, Активность, когда высокой оценке себя (например, у испытуемого Н.Ю. - 13 баллов) соответствовала минимальная активность в реализации своих способностей (0 баллов);
    - по представленности черт дефензивности личности в проективной методике «Несуществующее животное»;
    - по природной предрасположенности к дефензивности за счет наличия определенных акцентуаций таких, как психастеническая, лабильная, астено-невротическая, сензитивная.

    Приводится анализ ответов участников на вопросы методики «Управляемая проекция» В.В.Столина. Соотносятся описания трех психологических портретов, один из которых – портрет самого испытуемого, составленный по результатм диагностики акцентуаций с помощью ПДО (персонаж А). Другой – портрет его вымышленной противоположности (персонаж Б). Третий портрет содержал ответы участника о себе (персонаж Я).
    Aнализ текстов ответов испытуемых на вопросы методики «Управляемая проекция» В.В. Столина до начала занятий показал преобладание высказываний, характеризующих неудовлетворенность собой в ответах персонажа А: «желание исправить себя», «хочу искоренить свою мнительность» и т.д. Так же в ответах преобладали высказывания, описывающие негативные эмоции, низкую самооценку; показывающие наличие явных или скрытых конфликтов со сверстниками или родителями. Например - «меня не понимают», «хочу исправить отношения с родителями, близкими» и т.п. Позитивные отношения в триаде Я, Б и А составляли 17% от общего количества ответов (рис.1). Например, в ответах - «они дополняют друг друга», «они лучшие подруги», «между ними крепкая дружба», «они многому учатся друг у друга». 38% испытуемых в ответах отождествляли себя с персонажем Б (своей противоположностью), негативно оценивая особенности своего характера, представленные в портрете А(рис.1). 11% испытуемых при понимании сходства своего портрета Я и портрета А, высказывались о персонаже А как о «слабом, неуспешном в жизни», что также свидетельствовало о непринятии подростками дефензивной природы личности, выраженной в характеристиках этого персонажа.

    Рис.1 Диаграмма представленности различных типов отношений между портретами в проекции В. В. Столина до эксперимента

    После проведения занятий по психокоррекционному варианту метода ТТС у испытуемых экспериментальной группы в отличие от испытуемых контрольной группы существенно снизилась выраженность базового конфликта дефензивной личности, о чем свидетельствует картина распределения ответов на вопросы методики В.В. Столина (рис.2).
    Позитивные отношения между портретами А, Б и Я выявились в ответах у 55% (рис. 2)испытуемых вместо 17% испытуемых (рис. 1) до эксперимента (p<0,05). Таким образом, преобладающими в выборке стали такие описания отношений, как «они дополняют друг», «их объединяет давняя и крепкая дружба», «уважение», «забота друг о друге». Существенно снизилась (с 38% до 16%) доля испытуемых, не принимающих свои дефензивные особенности и идентифицирующие себя с противоположным портретом Б.

    Рис.2. Диаграмма представленности различных типов отношений между портретами в проекции В.В.Столина после эксперимента

    Тексты ответов на вопросы стали более:
    - конкретными - «начала замечать в себе ярость, вспыльчивость и решила во всем этом разобраться», «научиться комфортно себя чувствовать» вместо «чему-нибудь научиться», «на занятия пришла что бы чем-нибудь заняться»);
    - эмоциональными - «научиться прощать ошибки», «сгладить неровности своего настроения», «слушать, проявлять те положительные чувства, эмоции, которые она испытывает в данный момент», «я есть такая, какая я есть, и моя индивидуальность – это самое лучшее, что у меня есть»;
    - откровенными - «в близких ищу понимания и правды»,
    - более «позитивными» и принимающими по отношению к своим дефензивным особенностям, вместо выражения желания «научиться контролировать, исправить себя» целью занятий стало желание «научиться выражать себя»;
    - самостоятельными - «мое будущее зависит от моих поступков в настоящее время».
    У испытуемых контрольной группы практически не изменилось процентное соотношение категорий отношений между портретами Я, А и Б. Кроме того, переход воспитанников из одной категории в другую носил случайный характер . Позитивные отношения между портретами А, Б и Я на выходе выявились в ответах у 19% испытуемых вместо 25% испытуемых до эксперимента . Таким образом, данная категория отношений снизилась, хотя и незначительно. Практически не изменилась (31% и 30%) доля испытуемых, не принимающих дефензивные особенности своей личности и идентифицирующих себя с противоположным портретом Б.
    Кроме того, анализ текстов ответов на вопросы проекции В.В. Столина до и после эксперимента показал, что у большинства участников групп (86%) на смену пассивной оборонительной позиции пришло желание проявлять и творчески реализовывать свою индивидуальность. При этом конкретизировались цели, потребности, статистически значимо увеличилось количество положительных оценок будущего (в том числе и профессионального).
    Ярко проявились особенности характеров детей в результатах методики «Личностный дифференциал», показывающей оценку ребятами себя, своей воли и активности в реализации себя. Помимо низких собственных показателей по сравнению с оценкой другого (в среднем разница составляла 32%), явным показателем страха, неспособности проявить себя у подростков явилось наличие разрыва в показателях оценки и активности. В среднем эта разница составила: 8,8 баллов значение фактора оценки и 3,3 – значение фактора активности в проявлении себя, т.е. разрыв почти в три раза. Из этого четко видно, что у подростков достаточно высокой самооценке соответствует минимальная активность в реализации своих притязаний. Индивидуальная и групповая работа показала, что, как правило, такая ситуация складывается из-за страха негативной оценки, что сверстники или взрослые не поймут, не примут, что не стоит выделять из общей массы и т.д.

    Естественно, напрашивается вывод о том, что одной из основных задач психокоррекционных мероприятий является создание атмосферы принятия, безоценочности, творческого подъема, дающей возможность ребятам проявить свои способности и получить позитивное подкрепление своим творческим действиям.
    Кроме того, по результатам диагностики испытуемых экспериментальной группы видно, что разрыв факторов в методике ЛД сгладился (сократился почти в три раза - 5,5 балла до эксперимента и 2,1 балла после участия испытуемых в занятиях по психокоррекционному варианту ТТС.

    Сокращение разрыва свидетельствует о становлении более адекватной самооценки подростками своих качеств, чему во многом способствовало знакомство и принятие подростками в ходе занятий своих индивидуально-характерологических особенностей, осознание «силы своей слабости».

    При этом у испытуемых экспериментальной группы возрос и фактор Силы (по средним показателям с 5 баллов до 6) тогда, как в экспериментальной группе значения данного фактора снизились.

    В контрольной группе все показатели изменились статистически незначимо, а показатели Сила и Активность даже снизились, что во многом обусловлено окончанием учебного года и возросшей на ребят нагрузкой и ответственностью.
    Таким образом, из этих результатов также ясно видны некоторые опорные пункты психокоррекционных мероприятий – в ходе наших занятий участники получают возможность научиться адекватно реагировать на неудачи, находить свои вложения в собственные успехи.

    Эти данные подтверждаются результатами проективной методики «Несуществующее животное».
    Так, например, у подавляющего большинства испытуемых экспериментальной и контрольной групп (94%) по результатам диагностики до эксперимента («на входе») в рисунках «Несуществующего животного» в большей или меньшей степени присутствовали примеры, указывающие на наличие следующих особенностей у воспитанников:
    - несоразмерно маленькие размеры животного (что является признаком заниженной самооценки),
    - композиция рисунка смещена влево, животное повернуто влево (ориентация в прошлое, склонность к рефлексии),
    - наличие хвостов, опущенных вниз или повернутых влево (чувство вины),
    - различные защитные элементы,
    - чрезмерный нажим(тревожность);
    - штриховка, затушевка (неуверенность, страхи) и т.д.

    После занятий по психокоррекционному варианту метода ТТС результаты диагностики испытуемых по методике «Несуществующее животное» изменились. Выраженность примеров в рисунках, указывающих на наличие дефензивных особенностей, среди подростков контрольной группы осталась на том же уровне, а некоторых возросла (24%).
    Тогда как среди подростков экспериментальной группы количество таких примеров существенно снизилось, что проявилось :
    - в увеличении размеров рисунка животного (если оно было несоразмерно малым) у 86% испытуемых, более адекватном использованию пространства;
    - в смещении композиции рисунка к центру листа;
    - в исчезновение больших опущенных или повернутых влево хвостов или уменьшение их размеров и поворот вправо;
    - в уменьшении выраженности защит (панцирей, шипов);
    - в уменьшении затушевки и штриховки; количества обведенных, подчеркнутых и выделенных элементов.

    В заключение приводится анализ ответов на опросники: "Что дали вам занятия по ТТС?" и «Октава». Ответы на опросники позволили получить дополнительную информацию о содержании занятий, формах и методах работы, о собственной оценке подростками, произошедших изменений, о контекстах, в которых уже пригодились полученные знания или проявились произошедшие с испытуемыми изменения, о стиле ведения группы.

    Результаты опроса показали, что у большинства подростков вместо негативного отношения к своим слабостям появилось понимание своих врожденных особенностей и интерес к трансформации своей "слабости в силу". Ответы также показали, что 90% испытуемых стали применять на практике полученные знания для улучшения отношений со сверстниками, родителями, достижения успехов в учебе и т.д. Кроме того, прожитая на занятиях по ТТС ситуация успеха позволила большинству подростков экспериментальной группы найти свои собственные способы творческого самовыражения в соответствии с характерологической индивидуальностью.

    92% ответов респондентов показали, что подростки стали адекватнее оценивать свои возможности . Ребята приобрели опыт самостоятельного определения контекстов, в которых им могут пригодиться их дефензивные особенности. Это проявилось в следующих ответах: «В слабости можно найти очень хорошие вещи, которые можно использовать по назначению и наоборот»; «оказывается те мои черты, которые изначально были моими недостатками, являются моими «хорошими» чертами характера». Многие ребята с удивлением обнаружили, что те проблемы, из-за которых они испытывали чувство неполноценности, свойственны не только им : «к моему удивлению, многие ребята из нашей группы имеют те же проблемы, что и я». Отношение к окружающим стало более безоценочным и доброжелательным :
    - «Я узнала, что есть много замечательным, разных людей и как лучше можно с ними взаимодействовать»;
    - «людей можно принимать такими, какие они есть»;
    - «я изменила свой взгляд на свои сильные стороны, теперь я не делаю на них сильное ударение при общении с другими людьми».
    Ребята приобрели успешный опыт творческого самовыражения:
    - «После занятий я стала более уверена в себе, ведь я индивидуальна, и то, что мне кажется слабостью, для других является сильной моей стороной»;
    - «думаю, что чем лучше я буду знать себя, тем лучше, свободнее и увереннее я буду ощущать себя с другими людьми») и т.д.

    Статистическая обработка данных эксперимента включала в себя альтернативный анализ, целью которого является изучение распределения признаков в экстенсивных показателях (процентах). Использование данного метода позволило с помощью экстенсивных показателей обобщить, привести в систему, проанализировать результаты исследования.
    Для доказательства отсутствия различий между испытуемыми экспериментальной и контрольной групп до эксперимента и возникновение различий после занятий по психокоррекционному варианту метода ТТС использовался метод оценки различий уровня выраженности признака в двух выборках - Q-критерий Розенбаума.
    Таким образом, приведенные выше результаты наглядно демонстрируют положительную динамику социально-психологических качеств участников групп. Это позволяет обоснованно рекомендовать применение психокоррекционного варианта ТТС в терапии, психокоррекции и воспитании детей подросткового и юношеского возраста с дефензивными особенностями личности.
    С целью иллюстрации применения метода в диссертации приводится описание конкретных случаев психокоррекции дефензивных черт личности.
    Подростки, обращающиеся к нам за психологической помощью, часто обладают более или менее выраженными чертами дефензивности. Жалуются на неуверенность, стеснительность, заниженное настроение, страхи, склонность к излишнему самоанализу своих поступков и т.д. в зависимости от выраженности определенных черт личности, а также, учитывая индивидуально-характерологические особенности подростка, на психокоррекционных занятиях творческим самовыражением подбираются наиболее подходящие каждому случаю методики творческого самовыражения.

    Для примера приводится динамика показателей психологического обследования Ани Т.

    Данные обследования Ани Т. с помощью методики Личностный дифференциал:

    Диагностика Оценка Сила Активность
    На «входе» 11 4 7
    На «выходе» 8 9 9

    Основные тенденции: завышенная оценка приблизилась к норме, повысились показатели Сила и Активность, в целом произошло выравнивание показателей, что свидетельствует о гармонизации эмоционального состояния.

    Сравнительный анализ текстов ответов по методике «Управляемая проекция» показал существенные изменения в отношении к своим «слабым» качествам. Так, например, в ответах на вопросы, Аня пишет: «Лично о себе я узнала много того, о чем даже не подозревала. Я начала по-другому смотреть на те качества, которые меня не устраивали. Я поняла, что люди все разные. Я использую свою сильную сторону и слабости тоже в общении со своими сверстниками, благодаря этому у меня стало больше друзей».
    Таким образом, на начало психокоррекционных занятий данные обследования по методикам Личностный дифференциал, «Управляемая проекция» свидетельствовали о выраженности базового конфликта дефензивной личности. Данные диагностики на «выходе» свидетельствуют о снижении выраженности базового конфликта дефензивной личности.
    В ходе психокоррекционных занятий выяснилось, что девочка уже посещала разные кружки психологии. Воспоминания, отзывы об этих занятиях – либо нейтральные, либо негативные. Так, например, после одного из занятий по теме «лидерство» в другом коллективе о своих чувствах в группе она сказала: «Хочется повеситься». Важен и интересен тот факт, что об этом переживании она рассказала спустя полгода после посещения группы творческого самовыражения. Спустя полтора месяца занятий в группе Аня постепенно стала общаться со сверстниками, перестала прятать глаза.
    Для психокоррекционной работы с Аней нами были подобраны следующие методики творческого самовыражения: психокоррекция созданием художественных произведений (хокку) и психокоррекция творческим общением с живописью, созданием серии рисунков, отражающих эмоциональное состояние.

    В результате занятий в группе творческого самовыражения изменился характер и содержание рисунков . Рисунки стали более светлыми, оптимистичными. В поведении появилась открытость и активность. Девочка начала писать свои песни (тексты и музыку), принимать участие в концертах. Творческим результатом работы по итогам занятий в группе стала серия рисунков «Цветы», в которой Аня отразила свое видение характеров. Серия «Цветы» была включена в сборник, изданный по материалам наших практических занятий . В начале второго года занятий в группе творческого самовыражения Аня сказала о своем желании привести на занятия близкого человека (подругу), что, на наш взгляд, является показателем доверия к группе и осознание девочкой облегчения от беспокоивших ее ранее проблем.

    В заключении главы представлен краткосрочный психокоррекционный вариант ТТС и дан анализ особенностей применения данного варианта для психологов и педагогов.
    В ходе работы мы на практике убедились в возможности применения краткосрочного варианта. Показанием к использованию краткосрочного психокоррекционного варианта ТТС является меньшая выраженность дефензивных черт личности, в случаях, когда обращаются к психологу с нарушениями поведения различного характера (проблемы в общении со сверстниками из-за стеснительности, нерешительности). Для таких случаев мы предлагаем краткий цикл занятий творческим самовыражением.

    Отличительные черты этого варианта:
    1) меньший объем диагностического обследования (беседа с родителем, ребенком, наблюдение, проективные методики) и др.;
    2) количество встреч может варьироваться от одной до пяти;
    3) психокоррекционная работа осуществляется в союзе с педагогом по профилю дополнительного образования;
    4) психокоррекционные методики творчеством отбираются с учетом основного профиля творчества подростков. Так, например, для программистов - научно-исследовательская деятельность, для воспитанников изостудии - рисунок, графика и т. д.;
    5) доступность данного варианта делает возможным обучение педагогов дополнительного образования, учителей образовательных школ.

    Основные выводы по работе.
    Таким образом, знакомство с различными способами творческого самовыражения позволяет развивающейся личности определиться в своих предпочтениях, склонностях, интересах, что способствует определению профессиональной направленности личности. За шесть лет существования нашего коллектива многие наши воспитанники, впервые познакомившись с конкретными методиками творческого самовыражения, стали активно пробовать себя в написании стихов, сказок, в живописи. Конечно, далеко не для всех участников наших групп художественное творчество становится профессией. Чаще занятие творчеством становятся устойчивым интересом, возникает желание заниматься творчеством более профессионально.

    Принимая, узнавая себя по-новому, свои способности в процессе творчества, подросток приобретает желание, навык, делать ранее неинтересную работу (нелюбимые уроки, уборку дома и т.д.) творчески интерпретируя, с радостью используя «силу своей слабости».
    Застенчивый, сомневающийся в себе подросток, создавший конкретное творческое произведение, получает возможность открыть в себе что-то новое, обретает большую уверенность в свои способности. Взамен ощущения себя ничтожным, неуверенным приходит удивление, радость от успеха, узнавание себя интересным себе и своим сверстникам, что способствует формированию адекватного отношения к себе.

    Слушание и обсуждение созданных на занятиях, дома творческих произведений способствует объединению, сплочению группы. Приобретаются и развиваются навыки адекватного, доброжелательного общения, что способствует лучшей социальной адаптации в среде сверстников и взрослых.Подросток, осознавший полезность своего творчества, приобретает особенную, целебную наполненность жизнью, он теперь в полной мере живущая, созидающая личность.

    Выводы:

    1. Соцально-психологическими особенностями психокоррекционного варианта являются: доступность и понятность методик творческого самовыражения для подростков; формирование у участников групп целенаправленного выбора творческой самореализации с учетом индивидуальных особенностей ; устойчивые во времени позитивные изменения социально-психологических качеств подростков.

    2. Результатом применения психокоррекционного варианта Терапии творческим самовыражением в условиях дополнительного образования является развитие адекватных способов творческого самовыражения, формирование мотивации на успех, улучшение социальной адаптации подростков.

    3. Использование методов творческого самовыражения с учетом инивидуально-характерологических особенностей детей приводит к устойчивым во времени изменениям в образе «Я», принятию и пониманию себя и своих сверстников, коррекции социально-психологических проблем личности.

    4. Исследования свидетельствуют о возрастании способности подростков к активной социальной жизни, сознательному выбору методов творческого самовыражения с учетом своей индивидуальности.

    5. Эффективность и универсальность применения методов творческого самовыражения обуславливается также интеграцией методик психокоррекции творчеством с методиками по основной деятельности воспитанника дворца (изобразительная, научно-исследовательская и др.), что способствует совместной психолого-педагогическая коррекции трудностей кризиса подросткового возраста.

    Результаты исследования позволяют рекомендовать данный вариант метода ТТС психологам, педагогам дополнительного образования, педагогам школ искусств, музыкальных школ для лучшего раскрытия личностного и творческого потенциала детей.

    Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
    1. Грушко Н.В., Сурков В.Н. Психокоррекционный вариант метода М.Е. Бурно «Терапия творческим самовыражением» в условиях дополнительного образования // Методический вестник, Городской дворец детского (юношеского) творчества. - г. Омск, 2001, № 2(17) май.

    2. Грушко Н.В. Психологические условия эффективности психокоррекционного варианта метода Терапия творческим самовыражением М.Е.Бурно в условиях дополнительного образования. Сборник «О себе и о Дворце» 2 выпуск, управление образования администрации г. Омска, 2002.

    3. Грушко Н.В. О психокоррекционном варианте терапии творческим самовыражением в условиях дополнительного образования.// Научно-практический журнал «Вопросы ментальной медицины и экологии», том 8 № 1, 2002, Москва-Павлодар.

    4. Грушко Н.В. Творчество, которое помогает жить и радоваться жизни.( Из опыта практической работы в группах творческого самовыражения).Издательско-полиграфический отдел ОмГУ, г.Омск,2002.

    5. Грушко Н.В., Сурков В.Н. Психокоррекция творческим самовыражением в работе с родителями.// Методический вестник, Городской дворец детского (юношеского) творчества, г. Омск, №1 (23) март, 2003.

    6. Грушко Н.В. Психокоррекция созданием творческих произведений. Психология и творчество (Из опыта работы детской психологической службы) Городской Дворец детского (юношеского( творчества, Омск, 2003.