Вход  Карта сайта
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ В СТАНОВЛЕНИИ И... > ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Актуальность исследования. Актуальность проблем, исследуемых в диссертационной работе, обусловлена объективной необходимостью изменения системы высшего образования, вызванного перспективами построения в России социального государства, смены ориентиров общественного развития, необходимости поворота образования в сторону потребностей личности.

    В Концепции модернизации российского образования главная задача российской образовательной политики определена как обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Поэтому в последние годы одним из приоритетных направлений является обеспечение качественного профессионального образования, позволяющего выпускнику свободно конкурировать на рынке труда. Образование в современных условиях должно стать адаптационным, дающим возможность выпускнику школы найти себе достойное место в жизни в условиях обостренной конкурентной борьбы.

    Высокий уровень адаптации студентов оказывает формирующее воздействие на профессиональное становление личности, поскольку в этом случае наблюдается проявление нравственно-положительных качеств у будущих специалистов, способность самоуправления своим поведением, высокая учебная мотивация. Студентам с высоким уровнем адаптации присуща направленность преимущественно на деловую активность, сотрудничество. Они способны отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели (Л.Н.Антилогова).

    Наиболее раннее «погружение» в университетскую среду позволяет сделать процесс адаптации начинающих студентов менее болезненным, создает условия для развития позитивных качеств и свойств личности, необходимых в будущей профессиональной деятельности.

    Университетская среда выступает как сложная система, включающая такие компоненты как личностная среда, предметная среда, мотивационные основы, коммуникативные основы, профессиональное определение. Предварительное знакомство и взаимодействие старшеклассника в процессе довузовской подготовки с университетской средой позволяет успешно скорректировать траекторию его личностного и профессионального развития, позволяет ему избежать выбора профессии по «ложным» мотивам, создает благоприятные условия для успешной социальной адаптации.

    Процесс вхождения старшеклассника в систему высшего профессионального образования во многих аспектах определяется характером его обучения на этапе довузовской подготовки. Наличие сложностей во время адаптационного периода в университетской среде, адекватность восприятия нового образовательного пространства, успешность преодоления первых этапов обучения в вузе во многом определяется тем, насколько эффективным было взаимодействие общеобразовательного учреждения и вуза в процессе довузовской подготовки старшеклассника.

    Проблемы довузовской подготовки были проанализированы в следующих направлениях: роль системы довузовской подготовки в условиях модернизации высшего профессионального образования (О.Н. Викарчук, Т.С. Сумская); концептуальные основы довузовской подготовки (М.С. Капелевич); система довузовского физкультурного образования и процесс проектирования довузовской подготовки в этой системе (Л.Г. Демченская, Н.Н. Чесноков); педагогические условия довузовской подго-товки учащихся в юридическом вузе (Н.М. Самаркина); довузовская подготовка как средство развития готовности абитуриентов к учебной деятельности в процессе изучения физики (Т.М. Дерендяева); теоретические основы довузовской подготовки учащихся в системе «технический вуз – школа» (В.Ф. Глушков); допрофессиональная педагогическая подготовка учащихся (И.В. Гравова); преемственность довузовской и вузовской подготовки как фактор формирования мотивов профессиональной педагогической деятельности (Л.Н. Мазаева); очно-заочная система дополнительного образования как система довузовской подготовки школьников (О.А. Осипенко); процесс формирования системы экономического управления довузовским образованием (Е.В. Степанова).

    В целом, довузовскую подготовку рассматривают с позиции подготовки школьника к поступлению в высшее учебное заведение как «научение», «натаскивание» старшеклассников по программам вступительных испытаний, а также как способ привлечения дополнительных внебюджетных средств. Следовательно, в теории и практике непрерывного педагогического образования сохраняется тенденция одностороннего понимания значимости довузовской подготовки старшеклассников.
    Задачи организации процесса довузовской подготовки, развивающего не толь-ко предметные знания и умения, но и социальную, педагогическую, психологическую готовность к обучению в высшей школе, устраняющего диспропорции не только в содержании школьного и вузовского образования, но и в уровне адаптации старше-классников в новой среде исследовались недостаточно полно.

    Актуальность исследования обусловлена существованием проблемы организации довузовской подготовки как формы адаптации старшеклассников в университетской среде, как процесса развития их творческих способностей в особом образовательном пространстве, как возможности соприкоснуться с традициями высшей школы, погрузиться в научную жизнь вуза, в его коммуникативную среду.

    В связи с этим обозначилось противоречие между требованиями современного социума и, в частности, высшей школы к подготовке абитуриентов, способных в кратчайшие сроки адаптироваться в университетской среде и состоянием практики довузовской подготовки, не обеспечивающей эту адаптацию в должной степени, с одной стороны, и недостаточной разработанностью в научном знании педагогических основ организации процесса довузовской подготовки, его целей, организационных форм, направленных на успешную социальную адаптацию старшеклассников, с другой.

    Выявленное противоречие обозначило проблему исследования: каким образом процесс довузовской подготовки может воздействовать на социальную адаптацию старшеклассника на этапе перехода к получению высшего профессионального обра-зования?

    Сформулированная проблема обусловила выбор темы данного диссертационного исследования: «Адаптация старшеклассников в университетской среде в процессе довузовской подготовки».

    Цель исследования – разработать и реализовать комплекс условий, ориентиро-ванных на успешную социальную адаптацию старшеклассников в университетской среде в процессе довузовской подготовки.

    Объект исследования – процесс социальной адаптации старшеклассников в системе «школа – педагогический вуз».

    Предмет исследования – выявление особенностей организации довузовской подготовки и механизмов ее реализации, направленных на успешную адаптацию старшеклассников в университетской среде.

    Гипотеза исследования: адаптация старшеклассников в процессе довузовской подготовки в новой для них образовательной, предметной, коммуникативной, личностной среде будет успешной, если:

    - процесс погружения в университетскую среду будет направлен на знакомство с учебной и научно-исследовательской жизнью вуза, с работой его структурных подразделений; с деятельностью творческих студенческих сообществ; направлен на ак-тивное использование материально-технической базы вуза, включающей библиотеки, лаборатории, компьютерные классы, методкабинеты и т.п.;

    - непосредственное взаимодействие «школа – педагогический вуз» будет строиться на взаимопроникновении школьной и вузовской среды на основе механизмов приспособления, первичной интеграции, сотрудничества и использовании таких адаптивных форм работы, как специализированные классы; ярмарки профессий; «Дни открытых дверей»; олимпиады; творческие конкурсы учащихся; агитационные выезды в школы преподавателей и студентов; профильные практикумы и спецкурсы по внеучебным направлениям; «школы» (будущего учителя, вожатского мастерства, юного психолога и т.п.); научные кружки при кафедрах; консультативно-справочная служба; пропедевтические курсы «Введение в будущую специальность» и «Я выбираю профессию» и др.;

    - в качестве условий организации довузовской подготовки будут использоваться такие особенности, как применение инновационных технологий обучения и воспитания (свободный выбор содержания, форм и видов деятельности; возможность работы на основе вариативных программ с учетом индивидуальных интересов, способностей, уровня развития старшеклассников; нестандартный подход к оценке результатов деятельности старшеклассников); психосоциальная комфортность образовательной среды, постижение основ профессионального самоопределения, ориентация педагогически одаренных учащихся на профессию учителя.

    В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены следующие задачи исследования:
    1.Рассмотреть состояние проблемы адаптации старшеклассников в университетской среде, социальную сущность довузовской подготовки и особенности ее функционирования.
    2.Определить адаптационные механизмы взаимодействия педагогического университета и школы, обеспечивающие успешную адаптацию старшеклассников в университетской среде.
    3. Определить критерии и показатели адаптированности старшеклассников в университетской среде.
    4. Выявить своеобразие методов, средств довузовской подготовки, способствующих успешной адаптации в университетской среде.

    Теоретико-методологической базой исследования являются:
    - принципы единства сознания и деятельности, развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.);
    - положения о социализации человека (Г.Н. Андреева, Л.В. Байбородова, А.В. Мудрик, А.В. Петровский и др.);
    - теории адаптации (П.К. Анохин, Н.Е. Введенский, И.Д. Калайков, Д.Н. Узнадзе и др.) и идеи, дополняющие представления о социальной адаптации (Т.Г. Дичев, И.А. Милославова, И.К. Кряжева, В.В. Синявский и др.);
    - основные положения системного подхода в философии (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин) и в педагогике (Т.А. Ильина, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Конаржевский), раскрывающие основные характеристики системы: целеустремленность, целостность, динамичность, гибкость, взаимодействие компонентов, открытость, связь с внешней средой;
    - личностно-деятельностный подход в образовании (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.), раскрывающий важность личностных качеств в профессиональном развитии и становлении;
    - средовый подход (И.С. Батракова, Т.В. Менг и др.), рассматривающий среду в русле развивающей функции образования (т.е. развивать способности, менять самого себя и свое бытие);
    - концепции формирования у учащихся обобщенных умений и навыков учебного труда (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова и др.);
    - концепции мотивации как интегративного целостного свойства личности (К.А. Абульханова-Славская, А.К. Маркова, Г.И. Щукина и др.);
    - теоретические основы подготовки специалистов в вузах (В.П. Беспалько, В.А. Сластенин, Н.В. Чекалева и др.);
    - концепции профессионального становления личности (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др.);
    - теория и практика проектирования, формирования, развития и функционирования системы непрерывного профессионального педагогического образования (И.В. Бестужев-Лада, А.П. Владиславлев, Б.С. Гершунский, Ю.Г. Татур, В.С. Ямпольский и др.).

    В соответствии с замыслами и задачами исследования были использованы методы экспериментально-эмпирического и теоретического уровня: анализ психологических и педагогических источников по исследуемой проблеме, сравнение и обобщение данных, моделирование, наблюдение, собеседование, анализ документации, анализ продуктов деятельности старшеклассников-слушателей факультета довузовской подготовки, студентов, преподавателей, изучение опыта работы отдельных структур довузовской подготовки, опытно-поисковая и опытно-экспериментальная работа.
    Этапы исследования:

    Первый этап (1998 – 2001 гг.) – констатирующий - включал изучение и осмысление психолого-педагогической литературы по теме исследования, уточнение содержательной интерпретации понятий «довузовская подготовка», «университетская среда» и др., разработку гипотезы и понятийного аппарата исследования, подбор методов исследования, адекватных его цели и гипотезе, разработку плана проведения опытно-экспериментальной работы.

    Второй этап (2001 – 2003 гг.) – преобразующий – включал отбор и конструирование диагностических методик, выявление исходного уровня адаптации старшеклассников в университетской среде, разработку комплекса условий, обеспечивающих успешную адаптацию старшеклассников в университетской среде в процессе довузовской подготовки, выявление условий успешной адаптации в университетской среде на факультете довузовской подготовки ОмГПУ, разработку критериев и показателей адаптированности старшеклассников в университетской среде, изучение состояния довузовской подготовки в ОмГПУ.

    Третий этап (2003 – 2005 гг.) – заключительный – включал опытно-экспериментальная проверку эффективности разработанного комплекса условий и механизмов взаимодействия школы и вуза в процессе довузовской подготовки, анализ и обобщение результатов исследования, формулировку теоретических выводов, оформление диссертации и автореферата.

    База исследования: Омский государственный педагогический университет, в том числе, факультет довузовской подготовки и дополнительного образования (ФДПиДО) ОмГПУ, филиал ОмГПУ в р.п. Нововаршавка Омской области; школы № 8, 46, 135, лицей № 66. В исследовании принимали участие 919 старшеклассников – слушателей ФДПиДО, 54 преподавателя ОмГПУ и других вузов города Омска, 120 родителей, 632 студента ОмГПУ.

    Научная новизна исследования:
    1. Выявлены и обоснованы механизмы взаимодействия школьной и университетской среды: приспособления, первичной интеграции, сотрудничества, позитивно влияющие в процессе довузовской подготовки на адаптацию старшеклассников и осуществляемые с учетом принципа поэтапных и системных изменений, принципа планомерности и систематичности развития, принципа преемственности довузовской и вузовской систем подготовки, принципа открытости, принципа вариативности, принципа обратной связи.
    2. Определены условия успешной адаптации старшеклассников в университетской среде: психосоциальная комфортность образовательной среды, применение инновационных технологий обучения и воспитания, постижение основ профессионального самоопределения, ориентация педагогически одаренных детей на профессию учителя, индивидуализация и дифференциация обучения в процессе довузовской подготовки.

    Теоретическая значимость исследования:
    1. Конкретизировано понятие «адаптация в университетской среде в процессе довузовской подготовки» как процесс социального развития, в ходе которого происходит нахождение оптимального соответствия между личностью и социальной средой, представленной вузовским уровнем образования.
    2. Уточнено понятие «довузовская подготовка» как процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих способностей в особом образовательном пространстве, в котором ведется работа по профессиональной ориентации учащихся и поиску талантливой и одаренной молодежи.
    3. Разработаны следующие критерии уровней адаптированности старшеклассников в университетской среде: мотивационно-ценностный, практико-деятельностный, когнитивный, коммуникативный, саморегуляции.

    Практическая значимость исследования:
    Разработаны и реализованы программы пропедевтического этапа подготовки старшеклассников к обучению в вузе («Введение в будущую специальность», «Я выбираю профессию»). Разработаны практические рекомендации по организации процесса довузовской подготовки, ориентированного на успешную адаптацию старшеклассников в университетской среде.

    Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в практике различных структур довузовской подготовки (общеобразовательные учебные заведения, вузы, центры и факультеты довузовской подготовки и др.).

    Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались и были одобрены на международных научно-практических конференциях, посвященных психологическим и социально-педагогическим аспектам работы с молодежью: «Демократизация работы с молодежью» (Омск, 2001), «Социальная работа с молодежью» (Омск, 2002, 2003, 2004); на Всероссийской научной конференции «Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы» (Омск, 2002); на Всероссийской научной заочной конференции «Образование в XXI веке» (Тверь, 2003); на Всероссийском научно-практическом семинаре «Деятельность структур довузовского образования в период проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена» (Сочи, 2003), на Всероссийской научно-практической конференции «Качество образования: теория и практика» (г.Анжеро-Судженск, 2004). Разработанные пропедевтические программы были внедрены в практику ФДПиДО ОмГПУ.

    Основные положения, выносимые на защиту:
    1. Основной целью довузовской подготовки является вхождение будущего студента в социокультурное пространство вуза, его профессиональная ориентация, приобщение к работе в вузовских творческих коллективах, обеспечивающее интеллектуальное развитие старшеклассников, овладение ими способами продуктивного мышления, формирование основ организационно-управленческой культуры, способностей понимания, рефлексии, коммуникативных умений и умений работать в команде единомышленников, умение осуществлять целеполагание и самоопределение в сложных проблемных ситуациях, процесс, обеспечивающий каждому абитуриенту статус субъекта собственной жизни, образования, культуры.
    2. Эффективность довузовской подготовки, ориентированной на успешную адаптацию старшеклассников в университетской среде, предполагает учет ряда таких условий, как: выбор содержания, форм и видов деятельности; возможность работы на основе вариативных программ с учетом индивидуальных интересов, способностей, уровня развития старшеклассников; возможность организации неформального образовательного процесса; непрерывность образовательного процесса; нестандартный подход к оценке результатов деятельности старшеклассников; ориентация образовательного процесса на профессию.
    3. Взаимодействие школы и вуза осуществляется на основе механизмов приспособления, первичной интеграции, сотрудничества, подчеркивающих особенность процесса довузовской подготовки, направленного на адаптацию старшеклассников в университетской среде, создающих старшекласснику оптимальные условия для его личностного и профессионального самоопределения, способствующие повышению качества общеобразовательной подготовки выпускников школ; снижению у абитуриентов риска ошибочного выбора профессии; обеспечению у старшеклассников отдельных практических навыков, необходимых для будущей педагогической профессии; поддерживанию динамичных социально-психологических отношений в будущих студенческих группах; поддержке общего роста социальной активности молодежи.

    Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Работа иллюстрирована 4 рисунками, содержит 25 таблиц и 5 приложений.