Вход  Карта сайта
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ В СТАНОВЛЕНИИ И... > СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-...

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-...

    ВЕРЕМЕЕНКО Наталия Ивановна

    СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ В ГРУППОВОЙ ФОРМЕ РАБОТЫ

    Специальность 19.00.05. – социальная психология

    АВТОРЕФЕРАТ
    диссертации на соискание ученой степени
    кандидата психологических наук

    Ярославль – 2003

    Работа выполнена на кафедре социальных технологий Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.

    Научный руководитель- доктор психологических наук, профессор Козлов Владимир Васильевич
    Официальные оппоненты:
    доктор биологических наук, профессор Мышкин Иван Юрьевич
    кандидат психологических наук, Посысоев Олег Николаевич

    Ведущая организация:

    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ЯрГУ.

    Ученый секретарь диссертационного Совета Клюева Н.В.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Актуальность исследования применения танцевально-двигательных методов в групповой работе обусловлена повышенным интересом людей к различным видам танца (спортивные, модерн, фламенко, танго, танец живота и др.), что отразилось на уве-личении числа практикующих психологов, использующих в своих тренингах различные виды танца, танцевально-двигательные методы и их составляющие (В.Ю. Большаков, М.А. Баскакова, В.Б. Березкина-Орлова, И.В. Вачков, А.И. Гиршон, И.Н. Карицкий, В.В. Козлов, Л.Р. Миникес, В.Н. Никитин, С.В. Петрушин и др.). При этом объективность, эффективность и обоснованность их применения научно не изучена.

    Теоретическая актуальность работы определяется недостаточной разработанностью общей теории танцевально-двигательных методов, как методов психологического воздействия. В частности, требует дальнейшего изучения вопрос о социально-психологических особенностях танцевально-двигательных методов в групповой форме работы, их влияние на социально-психологические характеристики личности и группы, а также вопрос эффективности и формах применения танцевально-двигательных методов в социально- психологических тренингах. Танцевально-двигательные методы - методы психологического воздействия на личность и группу, посредством танца и движений, которые рассматриваются как особая форма поведения человека, определяющаяся взаимоотношениями с окружающей средой (Б.Д. Карвасарский). Танцевально-двигательные методы состоят их танцевальных, двигательных, телесных психопрактик, как приемов или совокупности приемов психологического воздействия.

    Танец и движения использовались на протяжении всей истории человечества как способ установления контакта, избавления от накопившегося напряжения, достижения измененных состояний сознания и личностной трансформации в культурах различных народов. Было замечено, что танец способствует раскрепощению аутичных пациентов, что значительно повышало эффективность психиатрического лечения (М. Чейз), ведет к эмоциональному и чувственному раскрепощению личности (А. Дункан), что нашло свое отражение в развитии телесно-ориентированных методов ХХ века (Ф. Александер, А. Лоуэн, В. Райх, М. Фельденкрайз). В советской науке использование танца и танцевально-двигательных методов в психологической практике было рассмотрено Т.А. Шкурко в кон-тексте исследования динамики отношений личности в процессе танцевально-экспрессивного тренинга и В.Н. Никитиным в контексте коррекции самосознания подростков когнитивно- пластиковым методом, как одним из видов танцевально-двигательных методов. Более подробно данная тема пока не изучена.

    В связи с этим особую практическую значимость приобретают исследования социально-психологических особенностей динамики групповых процессов, устойчивости личностных изменений у участников групп, с применением танцевально-двигательных методов; а также выявление особенностей применения исследуемых методов в социальной и психологической работе с различными категориями населения (возрастными, половыми и социальными). Известно, что танец отражает личностные особенности и поведенческие модели человека, структуру и характер его межличностных коммуникаций, то есть отношения к себе, другим и своему месту в мире; а также структуру и особенности взаимоотношений в группе, коллективе, обществе (З.А. Абрамова, Л.Д. Блок, М.А. Волошин, Э.А. Королева, В.Л. Круткин, С.Н. Куракина, В.А. Лабунская, Е.К. Луговая, Т.А. Шкурко и др.). Это позволяет нам сделать предположение, что танец и движение, при определенных условиях, могут влиять и на формирование или изменение определенных социально- психологических и психологических характеристик личности и группы. Изучение социально-психологических и психологических характеристик влияния танцевально-двигательных методов на личностные особенности и межличностные коммуникации позволит грамотно использовать данные методы в социальной, социально-психологической и коррекционной работах специалистами разного уровня и профиля.
    Работа посвящена теоретическому и экспериментальному исследованию применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы.

    Степень разработанности темы. Научно-психологический анализ состояния тела и психики представлен широким спектром отечественных и зарубежных социально-психологических теорий, направленных на раскрытие сущности понятия "Я" (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, В.В. Козлов, В.Н. Мясищев, А.А. Налчаджян, К.К. Платонов, В.В. Столин, Д.Н. Узнадзе, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова, E. Erikson, K. Lewin, D. Maiers, J. Piaget и др.).
    Зарубежными исследователями теории танца и танцевально-двигательных методов отмечается, что раскрытие содержания образа "Я" неизбежно проходит через движения и танец (M. Berger, R. Laban, F. Lefco, J. MacDonald, V. Melatic, A. Noak, G. Silk, A. Stark, S. Stocley, P. Tosey и др.). В связи с этим, в своей работе мы опираемся на определение танца, как особой форме поведения человека. Самоидентичность, как внутренняя непрерывность и тождественность психической сущности, вызревает в процессе инициаций индивидуума, связанных с характером его отношений с внутренней и внешней средой, с его позицией по отношению к социальной доминанте (Т.С. Баранова, Л.Г. Ионин, Ю.Л. Качанов, Г.У. Солдатова, В.А. Ядов и др.). Несмотря на широкий спектр существующих конструктивных идей в теории психологической коррекции подструктур сознания, парадигма отношений "Я" - концептуального и "Я" - телесного рассматривается в большей степени в рамках психотерапевтических (В. Баскаков, Е. Кречмер, А. Лоуэн, А. Минделл, В. Райх, И. Рольф, М. Фельденкрайз, З. Фрейд и др.), а не социально- психологических концепций. Социально-психологическое влияние танца и движения, как основ танцевально-двигательных методов, на трансформацию личности и группы, остается практически не раскрытым. В литературных источниках социально- психологическая природа образа телесного "Я" рассматривается с точки зрения изучения эмоционально- чувственного и психосемантического содержания невербальных коммуникаций (Г.М. Андреева, М.С. Андрианов, А.Г. Асмолов, В.Ю. Баскаков, А.А. Бодалев, Е.В. Кузнецова, В.Н. Куницына, В.А. Лабунская, В.Н. Панферов, Е.А. Петрова, С.Л. Рубинштейн, А.Ш.Тхостов, Е.И. Фейгенберг, Т.А. Шкурко, J. Duffy, P. Ekman and W. Friesen, E. Hall, A. Mehrabian, R. Sommer). Исследование когнитивных компонентов телесного сознания, влияния субкультур на формирование образа телесного "Я" находит свое отражение исключительно в рамках теорий общения и социального познания, оставляя вне поля зрения изучение взаимосвязи психических и социально- психологических характеристик личности.
    Первичным условием структуризации целостного образа "Я" выступает необходимость "присвоения" человеком своего тела, его внутреннего и внешнего (социального и культурного) содержания. Осознание образа "Я" невозможно без формирования у личности системы осознанного восприятия социально-психологической составляющей структуры образа телесного "Я". Само же восприятие немыслимо без "вовлечения" в него движения, ощущения, чувствования и мышления, разворачивающихся в границах социо- культурных доминант.

    Цель исследования - выявить социально-психологические особенности применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы и их влияние на социально-психологические характеристики личности и группы.

    В качестве объекта исследования выбраны тренинговые группы, при работе с которыми были использованы танцевально-двигательных методы и их участники в возрасте от 15 до 54 лет в количестве 442 человек из различных регионов России и Казахстана. Группы имели разную половозрастную, образовательную, этносоциальную структуры.

    Предмет исследования - социально-психологические особенно-сти и механизмы влияния танцевально-двигательных методов на личностные и социально-психологические переменные в групповой работе.

    Гипотеза исследования:
    Танцевально-двигательные методы являются одной из форм эффективной групповой работы, направленной на актуализацию социально-психологического потенциала личности и группы (формирование или изменение определенных социально-психологических и психологических характеристик личности и группы.).

    Эта общая гипотеза конкретизируется в трех частных:

    1. Групповые танцевально-двигательные методы оказывают положительное влияние на психологическую атмосферу группы и являются полифункциональными для выявления и коррекции социально-психологических проблем личности.
    2. Применение танцевально-двигательных методов приводит к принятию себя, изменению образа "Я", коррекции самооценки и межличностных отношений.
    3. Продуктивное развитие характера движений в специально организованных тренинговых условиях приводит к положительной динамике развития личности и группы.

    Проверка выдвинутых нами гипотез исследования предполагает ряд логически обусловленных шагов, которые мы можем определить одновременно как задачи исследования:

    1. Изучить танцевально-двигательные методы в качестве одних из методов групповой формы работы, обеспечивающих социально-психологическое воздействие.
    2. Выделить социально-психологические функции танца и танцевально-двигательных методов на основе анализа социально-психологической, культурологической и психотерапевтической литературы. Систематизировать научную информацию по проблемам телесно-ориентированных танцевальных методов.
    3. Выделить теоретические основы и основные понятия современных танцевально-двигательных методов на основании анализа теорий танца, телесно-ориетированной и танцевально-двигательной терапии.
    4. Разработать программу социально-психологического тренинга с использованием танцевально-двигательных методов, направленного на актуализацию социально-психологического потенциала личности и группы.
    5. Подобрать адекватные методы оценки влияния танцевально-двигательных методов на социально-психологические характеристики личности и группы.
    6. Оценить эффективность применения танцевально-двигательных методов на основе статистически значимых изменений социально- психологических и психологических особенностей участников групп.

    Для более глубокого исследования особенностей влияния танцевально-двигательных методов на социально-психологические и психологические характеристики личности и группы, нами были проведены целенаправленные эксперименты.

    Методы исследования подбирались в соответствии с целями и задачами исследования и составили комплекс. В качестве основных выступали методы наблюдения, беседы, опроса, лабораторного и естественного эксперимента.

    Повышению репрезентативности и валидности результатов исследования способствовали следующие факторы:

    - большой объем и разнородность выборки, расширенная география исследования;
    - использование комплекса взаимодополняющих апробированных методов и методик при сборе и обработке первичных данных;
    - использованием математических методов статистической обработ-ки тестового материала;
    - использование лонгитюдной стратегии и замеров эксперимен-тальной выборки;
    - интенсивность танцевально-двигательного тренинга (24 часа в те-чение трех дней).

    Методологическое основание исследования представлено ключевыми положениями отечественных и зарубежных социально-психологических, психологических, и психотерапевтических школ, имеющих социогенетическую направленность:

    принципом "иерархии отношений деятельностей" и "смены ведущей деятельности" личностно-деятельностного подхода П.Я. Гальперина (1976), А.Н. Леонтьева (1975), С.Л. Рубинштейна (1946), Д.Б. Эльконина (1995), раскрывающих процесс становления личности в онтогенезе;
    исследованиями в области теорий когнитивистской и интеракционистской ориентации: теории поля K. Lewin (К. Левин, 2000), теории конгруэнтности C. Osgood (1968), теории когнитивного диссонанса L.A. Festinger (Л.А. Фестингер, 1957); теории социальной драматургии E. Goffman (1982);
    теориями отношений личности, где отношение определяют как "психологическую связь человека с окружающим его миром вещей и людей", представленными работами К.А. Абульхановой-Славской (1981), Г.М. Андреевой (1988), Л.И. Анциферовой (1990), А. Кроник и Е. Кроник (1985), А.Ф. Лазурским (1914), В.Н. Мясищевым (1979), В.В. Столиным (1982) и др.;
    исследованиями невербального поведения как внешнего проявления внутреннего содержания человека М.З. Воробьева (2000), Л.П. Киященко (2000), В.А. Лабунской (1986), А. Меграбяна (2000), В.Н. Панферова (1974), Е.А. Петровой (2001), С.Л. Рубинштейна (1957), Е.Т. Соколовой (1989);
    методологическими концепциями телесно-ориентированных подходов в психотерапии: театра сенситивности В.Ю. Баскакова (1993), пластико-когнитивного подхода В.Н. Никитина (2000), структуры характера А. Лоуэна (1996), характеро-анализа В. Райха (1999), рольфинга И. Рольф (1993), спонтанного движения M. Фельденкрайза (1994);
    исследованиями в области трансформации личности, социальных установок, личностно-социальной идентификации, коммуникативной компетентности А.И. Донцова (1979), В.В. Козлова (1998), В.Т. Кондрашенко (2001), В.В. Новикова (2000), Л.А. Петровской (1982), А.С. Спиваковской (1988), Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого (1989).
    Методы и этапы исследования. Методы исследования определялись в соответствии с этапами работы с 1996 по 2000 гг.
    Первый этап (1996-1998) - подготовительный, теоретико- моделирующий. Проведено исследование теоретического и экспериментального материала, опубликованного в отечественной и зарубежной литературе по проблеме танца, движений, танцевально- двигательной терапии и ее эффективности. Определено теоретико-методологическое основание исследования, сформулированы цели, гипотезы, задачи работы, проведена разработка экспериментальной социально-психологической программы танцевально- двигательного тренинга.
    Второй этап (1998-2001) - основной, экспериментальный. В рамках танцевально- двигательных тренингов проведен эксперимент. Выделены и исследованы социально- психологические и психологические факторы танцевально-двигательных методов, проанализированы особенности их влияния на групповую работу и трансформацию личности. На основе результатов эксперимента создана и апробирована макромодель формирующего эксперимента, в которой определен алгоритм процесса психокоррекции. В рамках учебно-образовательного процесса факультета социальной психологии Гуманитарного Университета г. Екатеринбурга разработаны учебные курсы: "Психологическая коррекция личности методом танцевально- двигательного тренинга" для студентов дневной формы обуче-ния, "Танцевально-двигательная терапия" для студентов дополнительного образования по специальности "Психологическое консультирование".
    Третий этап (2001-2002) - корректирующий. С учетом предыдущих экспериментальных исследований внесены коррективы в социально-психологическую программу танцевально-двигательного тренинга. Теоретическое обобщение экспериментального результата нашло свое отражение в учебно-методическом материале и в стать-ях.
    Основные методы работы: теоретический анализ и обобщение; кон-статирующий и формирующий эксперименты; танцевально-двигательный тренинг; эмпирические методы исследования; методы математической статистики.

    Научная новизна исследования:

    1. Впервые в диссертации систематизированы и проанализированы взгляды на природу танца, его развитие и трансформацию от средства первобытного общения до психокоррекционного метода.
    2. Выделены психологические и социально-психологические характеристики движений, как проекции личности, ее отношений, особенностей межличностных коммуникаций, адаптации. Показана взаимосвязь и взаимозависимость между уровнем осознавания движений, спонтанно возникающих чувств и характером социально-психологических проблем личности.
    3. Разработан и апробирован танцевально-двигательный тренинг, как средство психологической коррекции и трансформации личности и группы. Показано успешное сочетание танцевально-двигательных методов с другими видами психо-коррекционной работы (арттерапия, психогимнастика, психодрама, символдрама и др.).
    4. Содержательно определена полифункциональность танца, позволяющая использовать различные танцевально-двигательные методы в групповой и индивидуальной работе с различными категориями населения психологами, социальными работниками, педагогами, бизнес- тренерами и другими специалистами.
    5. Показано, что методические приемы танцевально-двигательных методов позволяют развивать когнитивные, адаптационные, творческие и коммуникативные способности.

    Аналогичные исследования в России единичны, об исследованиях в странах СНГ нам не известно. Танцевально-двигательные методы с социально-психологической и психологической точки зрения, теоретически не анализировались, их влияние на трансформацию личности и социально-психологические закономерности функционирования тренинговых групп научно не рассматривались.

    Теоретическая значимость диссертационного исследования:

    1. Впервые сделан теоретический анализ различных подходов танцевально-двигательной терапии применительно к практической психологии, выделены социально-психологические и психологические характеристики движения, танцевально-двигательных методов и их составляющих.
    2. Показана универсальность танцевально-двигательных методов, позволяющая широко использовать танец и движение, другие танцевально-двигательные методы в групповой работе различной направленности.
    3. Проанализированы теоретические основания современных танцевально-двигательных методов, содержательно определены основные понятия, показана эклектичность подходов, универсальность целей и областей применения.
    4. Разработана новая концептуальная модель структуры подавленного личностного материала и системная стратегия взаимодействия с клиентом в группе.

    Практическая значимость работы заключается в том, что:

    1. Танцевально-двигательные методы могут быть применены для выявления и коррекции социально-психологических проблем личности, включая социальную адаптацию, межличностные отношения, трансформацию установок и целей.
    2. Результаты диссертационного исследования позволяют обосновать, разработать и внедрить танцевально-двигательный тренинг как теоретико-практический курс психологической коррекции личности в учебный процесс при подготовке психологов, социальных работников, педагогов для работы с различными категориями (возрастными, социальными, этническими) населения.
    3. Танцевально-двигательные психотехники, как составляющие танцевально-двигательных методов, можно использовать отдельно или в комплексе в различных психологических и психокоррекционных тренингах (тренингах личностного роста, общения, уверенности в себе, трансформационных и др.).
    4. Сформированы и реализованы на практике следующие обучающие программы семинаров и тренингов для разных групп населения:

    - "Танец - зеркало жизни" для психологов, психотерапевтов, педагогов, социальных работников;
    - " Магия танца" - тренинг личностного роста;
    - " Страсть и нежность движения" - для женщин;
    - "Танцевальная мозаика" - для детей и подростков;
    - "Основы танцевально-двигательной терапии" - для психиатров и психотерапевтов;
    - 5 авторских выездных тренингов с различной контекстуальной подготовкой и внутренними методами из разных школ психологии, стержневой структурой которых выступали танцевально-двигательные методы.

    Положения, выносимые на защиту:

    1. Танцевально-двигательные методы являются эффективными методами групповой работы, направленной на актуализацию социально- психологического потенциала личности и группы (формирование или изменение определенных социально-психологических и психологических характеристик личности и группы).
    2. Универсальность целей и областей применения танцевально-двигательных методов позволяет использовать их в обучающих, развивающих, психокоррекционных и социальных областях.
    3. Применение танцевально-двигательных методов приводит к изменению образа "Я", оптимизации межличностных взаимоотношений, коррекции самооценки и самоотношения.
    4. Групповые танцевально-двигательные тренинги оказывают положительное влияние на психологическую атмосферу группы и внутригрупповые межличностные взаимоотношения. Групповая сплоченность, возникшая в результате участия в тренинге, длительна во времени и продуктивна.

    Апробация и внедрение полученных результатов. Основные идеи и результаты исследований докладывались и обсуждались на: заседаниях кафедры психологического консультирования и психологии личности факультета социальной психологии Гуманитарного Университета г. Екатеринбурга, Центра психического здоровья г. Павлодара, лаборатории психотерапии и практической психологии Костанайского института валеологии, на теоретико-практических семинарах по психотерапии и практической психологии в г.г. Тюмень, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Пермь, Москва, Новокузнецк, Ярославль.

    Основные идеи диссертации были представлены в качестве докладов или выступлений на Международных и Российских конференциях, симпозиумах в Москве, Ярославле, Екатеринбурге, Омске и др. городах России и стран СНГ.

    Теоретико-практический курс по танцевально-двигательным методам, как способе психологической коррекции личности апробирован: в течение 4 лет в Гуманитарном Университете (г. Екатеринбург); - 5 лет на базе Свердловской Психотерапевтической Ассоциации, - 7 лет на семинарах по практической психологии и психотерапии Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги в различных регионах России и Казахстана.

    Танцевально-двигательные методы, такие как танцевально-двигательный тренинг, отдельные психотехники, упражнения и контекстуальные процессы с 1996 по 2002 год активно использовались в практической работе с безработными; лицами с аддиктивным поведением; детьми и подростками; лидерами молодежных объединений; танцевальными коллективами; бизнесменами; воинами-чеченцами; педагогами и др.

    В течение семи лет занятия проведены более чем с 6000 человек из стран России и Казахстана.

    Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Текст диссертации иллюстрирован гистограммами, таблицами и приложениями. Библиография содержит 176 наименований, из которых 18 - на английском языке.

    ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

    Во введении обосновывается актуальность и новизна исследуемой темы, определяются объект и предмет исследования, формулируются его цель и задачи, раскрываются теоретическая и практическая значимость. Вводится понятие танца, как особой формы поведения человека; танец и движение рассматриваются как средства, с помощью которых индивид вовлекается в процесс личностной интеграции и роста в различных танцевально-двигательных методах.

    В главе 1 "Групповые методы работы (теоретический анализ)" рассматривается история возникновения групповых методов работы, их развитие и современное состояние. Излагаются существующие в современной психологии и психотерапии классификации групповых методов. Отмечается, что наибольшее развитие и признание в современной практической работе с людьми, по мнению Б.Д. Карвасарского, получили три направления и возникшие на их основе методы: психоаналитическое (психодинамическое, динамическое); бихевиористское (поведенческое); гуманистическое.

    В рамках каждого из указанных направлений возникают новые течения, подходы, формы, виды, методы, методики, технические приемы, названия которых нередко призваны отразить уникальность каждого из них (телесноориентированные, когнитивные, танцевально-двигательные, трансперсональные методы, арттерапия, символдрама, психодрама и др.). Очевидно, что в современных условиях метод психологической помощи людям, реализуемый через малую группу (психотерапевтическую, психокоррекционную, обучающую и др.), оказался чрезвычайно эффективен и поэтому приобрел статус одного из самых популярных.

    В России имеются специалисты, обладающие прекрасным академическим багажом знаний и одновременно богатым опытом оказания психологической помощи (В.В. Козлов, В.В. Майков, В.Ю. Баскаков, М.А. Щербаков, М.П. Папуш, Р.М. Загайнов, И.В. Вачков, В.В. Марченко и многие другие). В их работе теория ориентирует практику, а практика дает новый и многогранный материал для теоретических выводов.

    Отмечается, что методы групповой работы являются объектом исследования давно (А. Адлер, Ф.М. Александер, Р. Ассаджиоли, В.Ю. Баскаков, Ф. Бейлс, В.Ю. Большаков, Ф.Е. Василюк, И.В. Вачков, П.Я. Гальперин, С. Гроф, Н.В. Дьячук, Р.М. Загайнов, В.Е. Каган, С. Кардаш, В.В. Козлов, А. Лоуэн, В.В. Майков, Г.И. Марасанов, А. Маслоу, В.Н. Панкратов, М.П. Папуш, Ю.В. Пахомов, Ф. Перлс, В. Райх, К. Рождерс, Г.С. Салливан, Х. Сильва, К. Фопель, З. Фрейд, Л. Хей, Э. Холмс, К. Хорни, Н.В. Цзен, М.А. Щербаков, А. Эллис, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и мн., мн. др.), но испытывается определенный недостаток в работах, обобщающих и суммирующих практический опыт, позволяющих делать некоторые предварительные выводы и прогнозы, наметить дальнейшие перспективы развития методов групповой работы, как совокупности приемов психологического воздействия.

    В соответствии с поставленными задачами, мы вводим понятие группового тренинга, как ":совокупности активных методов с целью формирования навыков самопознания и развития" (И.В. Вачков).

    Определяя тренинг как психологическое воздействие, Л.А. Петровская пишет: "Весь курс тренинга и каждое отдельное его занятие можно рассматривать как ситуацию воздействия. Методы воздействия прямо ориентированы на вмешательство в развитие группы или личности с целью вызвать определенные изменения". В отечественной психологии подобная групповая форма работы получила обобщенное наименование социально-психологического тренинга.

    Все многообразие тренинговых форм можно разделить на два больших класса:

    1. Тренинги, ориентированные на развитие специальных умений (умение вести дискуссию, разрешать межличностные конфликты и др.).

    2. Тренинги, нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения. Имеется в виду повышение адекватности анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом.

    Что касается методов социально-психологического тренинга, то здесь наряду с использованием традиционных форм (лекции, семинары, беседы по социально- психологической проблематике и др.) наибольший акцент делается на разработку активных методов. Существует множество классификаций методов тренинга, но, по сути, все они делятся на две большие и частично пересекающиеся формы: групповые дискуссии и различные игры (Л.А. Петровская).

    Анализируя вышеизложенное можно говорить о наличии ключевой и ведущей идеи, объединяющей почти все имеющиеся в практической психологии подходы: стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, комплексов, освобождение ее потенциала; это идея изменения, трансформации человеческого Я в изменяющемся мире.
    Подробно рассмотрены и проанализированы цели и задачи групповых методов работы, эффективность их воздействия. Отмечается, что для достижения поставленных целей участнику приходится преодолевать защитные механизмы Ego, чему эффективно способствуют именно групповые методы работы. Теоретический анализ показал, что не все методы эффективно справляются с защитными механизмами Ego, поэтому нами были выделены характеристики групповых методов, способствующие быстрому преодолению личностных защит. Среди них такие как: непосредственное переживание (модели поведения подкрепляются или ослабляются непосредственно в действии); проговаривание переживаний (эмоционально пережитый инсайт, который ведет к непосредственно ощущаемым переменам, чувству интеграции, прояснения и завершению процесса); вызывание переживаний (для обретения нового значения переживаний и научение соответствующим реакциям); возбуждение эмоций (отреагирование негативных и вытесненных эмоций) и др. Необходимо совпадение телесного чувствования и осознания, чтобы произошло изменение поведения.
    Нами подробно выделены и проанализированы социально- психологические преимущества групповой работы, обусловившие ее развитие и успех. Очевидно, что потенциальное преимущество условий группы - это возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы. В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других. В целом, преимущества групповой работы заключаются в следующем:
    1. В самой группе заложены уникальные возможности. Это прежде всего межличностное (социальное) обучение, позволяющее более глубоко познакомиться со стилем своего общения с другими людьми, а также приобрести более эффективные социальные навыки.

    2. Группа значительно лучше соответствует повседневной реальности индивида. В ней без усилий "воссоздается" повседневная жизнь каждого участника - здесь они бывают такими, какими обычно бывают в отношениях с другими людьми, что позволяет реально увидеть их жизнь и в особенности проблемы и трудности отношений.

    3. Группа предоставляет участникам возможность обмениваться жизненным опытом, способами "создания" и решения проблем, учиться на опыте других участников.

    4. Группа создает безопасную атмосферу для проявления себя, своих эмоций, переживаний и научения новому незнакомому поведению, приобретению новых установок, убеждений.

    Анализируя все вышесказанное, мы пришли к заключению, что любая психотехника, техника, упражнение, как составляющие метода групповой работы (в дальнейшем - психотехника, как прием или совокупность приемов психологического воздействия) - это специальный инструмент, с помощью которого оказывается какое-нибудь влияние на человека, с целью изменения его ценностей, установок, убеждений, стереотипов, мотивов, поступков, эмоциональных реакций, применяемый в определенных специфических (групповых) условиях. Т.е. психотехники преодолевают некие стандартные умственные и поведенческие особенности в психологии людей, которые они (люди) используют в своей повседневной жизни для решения личных проблем (межличностные отношения, внутренние конфликты, дезадаптация и др.).

    Существует, на наш взгляд, следующие требования к психотехникам со стороны клиентов, социальный запрос к особенностям психотехник: интенсивность; комплексность, системность, целостность; адаптивность в социальном пространстве; обеспечение свободы клиента; безопасность.

    В главе 2 "Танцевально-двигательные методы (история и современное состояние" исследуются история развития и становление танца и танцевально-двигательных методов как современного направления практической психологии, психокоррекции и психотерапии, основные виды и цели танцевально-двигательных методов. Рассматриваются исторические предпосылки использования танца в целях общения, исцеления, те феноменологические особенности танца как специфического вида человеческой деятельности, которые дают возможность говорить об изначальной психотерапевтичности движения. К ним относятся: функции выражения чувств, отношений личности; установления и регуляции отношений; диагностики личностных особенностей, отношений, моделей поведения; создания образа; самопознания и познания других; понимания и взаимопонимания; объединяющей функции; катарсической функции; функции психофизической регуляции. Исследуются подходы к танцу и танцевально- двигательным методам в современной психологической науке, возможности использования движения и танца как средства психокоррекции и помощи в случаях дезадаптивности личности или группы в обществе.

    Исследуются специфические особенности танцевально-двигательных методов, отличающие их от всех других психокоррекционных и психотерапевтических направлений. К ним относятся: использование различных видов танца в психологических целях, распространенность танца, максимальная доступность, социальный интерес. Все эти особенности танцевально-двигательных методов как направления, представляют возможность быстрого входа в группу, активного участия в групповых процессах, полной включенности, что способствует незаметному переходу личности или группы на более высокий уровень интеграции и развития. Тщатель-но рассматривается роль танца в истории развития человеческого общества, его основные виды, черты и особенности.

    Анализируется история становления и развития танцевально-двигательной терапии как современного психокоррекционного направления: предшественники и пионеры, основоположники направления, профессиональные танцоры (А. Дункан, Э. Лефко, П. Левис, М. Уайтхаус, К. Фэй, М. Чейз, Д. Чодороу, Т. Шоуп, Л. Эспенак, Б. Эван и др.), психологи (Г. Аммон, М. Бебик, И. Бирюкова, П. Бернштейн, Л. Грей, А. Гиршон, Л. Пайк, Х. Пейн, А. Пессо, Д. Сэлкин, Б. Фрейндлих, Т. Шкурко, А. Элизабет, и др.) и культурологи (З. Абрамова, Л. Блок, Ю. Борев, В. Даркевич, Э. Королева, С. Куракина, Е. Луговая и др.). Дается характеристика основных современных танцевально-двигательных школ, их целей, задач, областей применения: психодинамическое направление в американской танцевальной психотерапии (психомоторный тренинг А. Пессо, техника "тело-эго" Дж. Сэлкина и др.) гу-манноструктурированная танцевальная терапия Г. Аммона (Германия), неинтерпретирующая танцевально-двигательная терапия в Великобритании (Ж. Макдональд, Э. Ноак, Х. Пейн, К. Стантон и др.) , ассоциация танцевально-двигательной терапии в России (М. Бебик, И. Бирюкова, А. Гиршон и др.).

    Приводится краткое описание основных танцевально-двигательных методов, их особенностей, распространенности на практике, основных сферах использования: кинестетическая эмпатия (присоединение, отзеркаливание), аутентичное движение (индивидуальные движения в безопасной обстановке при сотрудничающем внимании), круговой групповой танец (чувство общности, сопричастности, единства в группе), спонтанный танец (самовыражение), парные танцы (межличностные отношения) и др.
    Выделены теоретические основания современных танцевально-двигательных методов:

    1.Движение и танец, как средство вовлечения индивида в процесс личностной интеграции и роста;

    2. Телесноориентированная психология, где тело и сознание рассматриваются как равноценные силы (теории Ф. Александера, А. Лоуэна, В. Райха, И. Рольф, М. Фельденкрайза);

    3.Система форм усилий Р. Лабана, анализирующая человека с точки зрения пространства, времени, силы и течения. Каждый параметр имеет два полюса: пространство может быть прямым и многофокусным; сила - мощной и легкой; время - быстрым и плавным; течение - свободным и ограниченным. Каждое движение можно охарактеризовать по любому из этих измерений, а их комбинации составляют восемь базовых усилий, предпринимаемых при совершении действий. Движения совершенствуются проработкой всех четырех параметров каждого усилия. Позднее усилия рассматриваются с учетом чувств и отношений стоящих за ними;

    4. Теория групп и психология личности (выбор зависит от теоретико-методологической подготовки ведущего группы (психоаналитическая, аналитическая, поведенческая, гештальт и др.)). Показана эклектичность подходов, универсальность целей (1.Вовлечение индивида в процесс личностной интеграции и роста (способность к самовыражению, спонтанность, самоактуализация, креативность, изменение самоотношения, принятие своего тела, формирование положительного образа "Я"); 2.Снятие мышечного напряжения, для восстановления мышечного равновесия, гибкости, естественной грации свободы движений; 3. Приведение членов групп в контакт с их чувствами путем установления связи чувств с движениями; 4. Построение программы развития двигательного поведения личности и группы с точки зрения пространства, времени, силы и течения; 5. Расширение сферы осознания членами группы собственного тела, индивидуального двигательного репертуара, их особенностей и возможностей; 6. Создание глубокого группового опыта (актуализация системы отношений в группе, осознание и принятие группового опыта)).

    Выделены социально-психологические характеристики танцевально-двигательных методов, такие как социальный интерес к танцу и доступность (двигаться может каждый); групповая форма работы, позволяющая развить высокую степень эмпатии, социальной перцепции, социальной идентификации, социальной конгруэнции, опыт групповой сплоченности, сотрудничества, межличностных коммуникаций; диагностика личности и группы в целом; приобретение новых форм движения посредством подражания, заражения; невербальные неформальные и спонтанные коммуникации; поддержка; атмосфера доверия; обратная связь на вербальном и невербальном уровне; развитие чувства сопричастности, сплоченности, общности.

    В главе 3 "Влияние танцевально-двигательных методов на актуализацию социально-психологического потенциала личности и группы" исследуются изменения личностных параметров и некоторых феноменов групповой динамики, в соответствии с поставленными для эмпирического исследования задачами:

    1. Изучение влияние танцевально-двигательных методов на личностные и социально-психологические переменные в тренинговых группах, такие как: самочувствие, активность, настроение, работоспособность и их динамику; образ реального и идеального "Я"; самооценка, самоотношение и личностные характеристики участников; особенности межличностных коммуникаций; изменения психологической атмосферы группы, динамики ее развития и внутригрупповые межличностные взаимоотношения.

    2. Сравнение полученных результатов до и после участия в танцевально-двигательных тренингах методом множественного тестирования.

    Методы исследования: апробированные в российской психологической диагностической практике методики: ДМО (Диагностика межличностных отношений) Т. Лири; 16 факторный опросник Кеттелла; МИС (Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева), тест САН; тест "Самооценка эмоциональных состояний" А. Уэсамана и Д. Рикса; тест "Интегративная самооценка личности" В.В. Новикова (Кто я есть в этом мире?); опросник определения уровня перцептивно- невербальной компетенции Г.Я. Розена; опросник САМОАЛ (диагностика самоактуализации личности А.В. Лазукина); ЦТО (цветовой тест отношений); методику исследо-вания осознаваемых отношений личности к каждому члену группы и себе (Т.А. Шкурко); проективные методики "Рисунок себя", "Я и группа". На всех стадиях исследования применялись: метод включенного наблюдения, видеонаблюдения, методы экспертной оцен-ки и беседы. Результаты опросных методик обрабатывались с помощью компьютерных программ математической статистики, с применением t-критерия Стьюдента, Т - критерия Вилкоксона, критерия Фридмана для определения достоверности различий, направленности и интенсивности изменений.
    Представлены собственно эмпирические исследования влияния танцевально- двигательного тренинга на динамику личностных характеристик, на формирование более высокого уровня интегрированности личности, на динамику развития группы. Параграф содержит большое количество таблиц, графиков, диаграмм по всем проведенным в данном исследовании тестовым методикам.

    В диссертации приводятся рисунки участников (тест "Нарисуй себя", "Я и группа"), а также самоотчеты, анализ беседы и наблюдений. Там же приведены таблицы просчетов данных, опросные листы и тестовый материал.
    Общая выборка составила 442 человека:
    Обобщенная характеристика по генеральной выборке сведена в таблицу 1.

    Таблица 1.

    Сводные данные по генеральной совокупности.

    № п/п
    Параметр
    Кол-во

    1.
    Количество тренингов
    26

    2.
    Профессиональные тренинги
    24

    3.
    Обучающие тренинги
    2

    4.
    Общее количество участников
    442

    5.
    Участников – мужчин
    37

    6.
    Участниц – женщин
    405

    7.
    Возраст от 15 до 21 лет
    28

    8.
    Возраст от 22 до 35 лет
    363

    9.
    Возраст от 36 до 54 лет
    51

    10.
    Среднее образование
    46

    11.
    Среднетехническое образование
    39

    12.
    Незаконченное высшее образование
    107

    13.
    Высшее образование
    238

    14.
    Имеющие ученую степень
    12

    Танцевально-двигательные тренинги проводились в групповой форме. В анализируемой выборке разные группы по источникам формирования, некоторые формировались по профессиональному признаку, некоторые - в соответствии с тем контингентом, с которым занимались организаторы тренинга, а в основном группы формировались достаточно случайно через рекламу. В этом случае, группу составляли люди из разных социальных групп, в разном возрасте. В одной и той же группе вместе могли заниматься студенты и преподаватели, безработный и директор крупной производственной фирмы, домохозяйки и женщины- предприниматели, учитель и старшеклассник. Тренинги проводились в разных городах России (9) и Казахстана (3).

    Выборка весьма представительна в образовательном отношении. 56,56% участников тренингов имели высшее образование (в основном гуманитарного профиля), из них 2,71% - имели научную степень.

    Основная масса участников тренингов взрослые (93,67%), из них:
    - первый период зрелого возраста (22-35 лет) - 82,13%,
    - второй период зрелого возраста (36-54 лет) -11,54 %.
    Возрастная группа первого периода юности составляет 6,33% от общей выборки. Большинство среди участников тренингов - женщины (91,63%).

    Предметом изучения в данной работе является влияние танцевально- двигательных методов на личностные, групповые и социально- психологические переменные в тренинговых группах.

    Исследование таких интегративных показателей как: активность, самочувствие, настроение, а также бодрость и работоспособность позволило выявить положительную динамику их развития в процессе танцевально-двигательного тренинга.
    Исследование самоотношения показало устойчивое увеличение степени выраженности таких составляющих самоотношения как открытость, самоуверенность, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность и устойчивое снижение уровня внутренней конфликтности и самообвинения.

    По данным теста Т. Лири и ЦТО выявлены значимые изменения в образе "Я", такие как: уменьшение прямолинейно-агрессивных тенденций; увеличение ответственно- великодушных и сотрудничающе- конвенциальных тенденций; приближение идеального "Я" к реальному "Я", что позволяет снизить внутриличностную и как следствие, межличностную напряженность и конфликтность.

    В результате участия в танцевально-двигательном тренинге получили развитие такие качества личности как, терпимость, уверенность в себе и своих поступках, спокойное восприятие нового, искренность, доверие к себе и окружающему миру, активность, социальная смелость, независимость, жизнерадостность. Наблюдается увеличение творческого потенциала, отмечается тенденция к ориентации на свой внутренний мир, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей (данные теста 16 PF Кеттелла).
    По результатам расчета проективной методики "Нарисуй себя" выявлено изменение невербальных, бессознательных составляющих в образе "Я" человека, которые выражаются в усилении сексуальности и выраженности черт женственности (мужественности), отмечается снижение внутренней напряженности, тревожности, беспокойства, замкнутости; повышение самооценки, уровня притязания и уменьшение количества сильных амбивалентных чувств. Под влиянием тренинга у участников изменяются представления об идеальных эталонных качествах человека, а также представления о себе и своем теле в позитивную сторону.

    Согласно данным исследования танцевально-двигательные методы способствуют самоактуализации личности, особенно таких ее составляющих, как свобода, ответственность, доверие, творчество, стремление познать себя и окружающий мир, независимость, спонтанность. Изменению подвергаются такие характеристики личности, как неуверенность в себе, низкая или заниженная самооценка, особенности межличностных взаимоотношений, страхи, внутренняя и внешняя конфликтность, непринятие себя, обиды.

    Танцевально-двигательные методы изменяют динамику развития группы от диффузной, неструктурированной до сплоченной, структурированной. Отмечается интенсивность межличностных взаимоотношений в группе в сторону увеличения симпатии, уважения, близости; к концу тренинга участники воспринимают группу с симпатией, как единое целое, окрашивая ее в цвета, подобные себе: желтый, красный, зеленый. Отношения, возникшие на тренинге, пролонгированы в социальную жизнь, и стали для многих переломным этапом в жизни.

    Выводы:

    1. Проведенный многомерный теоретический и практический анализ танцевально-двигательных методов позволил выделить социально- психологические функции танца и современных танцевально-двигательных методов, теоретические основы и основные понятия, цели, социально-психологические особенности и области применения.
    2.Танцевально-двигательные методы оказывают положительное воздействие на психологическую атмосферу группы и являются полифункциональными для выявления и коррекции социально- психологических проблем личности.
    3.Применение танцевально-двигательных методов приводит к принятию себя, устойчивым во времени изменениям в образе "Я" (уменьшение прямолинейно-агрессивных тенденций, увеличение ответственно-великодушных и сотрудничающе-конвенциальных тенденций, приближения образа "Я реального" к "Я идеальному"), коррекции самооценки (в аспекте повышения) и межличностных отношений.
    4. Исследования свидетельствуют о возрастании способности к активной социальной жизни, желания сотрудничать с людьми, способности к эмпатии, искреннему выражению эмоций и чувств, пониманию себя, уменьшении агрессивных тенденций, уменьшении нежелания приспосабливаться к социальному окружению, снятии нервно-психического напряжения.
    5. Продуктивное развитие характера движений в специально-организованных тренинговых условиях изменяет динамику развития группы (от диффузной, неструктурированной до сплоченной, структурированной) и интенсивность межличностных взаимоотношений (увеличивается симпатия, уважение, близость).
    6. Разработана программа социально-психологического тренинга с использованием танцевально-двигательных методов, направленная на актуализацию социально-психологического потенциала личности и группы.

    Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

    1. Веремеенко Н.И., Цыганенко М.В. Новое общество - новые ценности. "Психотехнологии в социальной работе". Под \ р В.В. Козлова. Ярославль, 1998 г.
    2. Веремеенко Н.И., Петров М.Н. Современные методы групповой работы. "Вестник Гуманитарного Университета", Екатеринбург, 2002 г.
    3. Веремеенко Н.И. Формы и области работы ТДТ. "Проблемы психологии и эргономики". №1 2003 г., 4с.
    4. Веремеенко Н.И. Когнитивное замыкание и некоторые способы его преодоления в групповой форме работы. "Психология вчера, сегодня, завтра". Материалы III межвузовской студенческой научно-практической конференции. Екатеринбург, 2003 г., 6 с.
    5. Веремеенко Н.И. Изучение влияния групповой танцевально-двигательной терапии на изменения в образе "Я". "Вестник интегративной психологии". Вып.1- 2003 г., 6с.
    6. Веремеенко Н.И. Исследование самооценки, стремления к самоактуализации и уровня перцептивно-невербальной компетентности. "Социальный психолог", №1, 2003 г.
    7. Веремеенко Н.И. Социально-психологические характеристики танцевально-двигательных методов. "Социальная психология XXI столетия". Том 1. Под \р В.В. Козлова. Ярославль, 2003 г.