Вход  Карта сайта
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ В СТАНОВЛЕНИИ И... > МОТИВАЦИЯ НА ЭТАПЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОТИВАЦИЯ НА ЭТАПЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

    УДК 159.9.072
    БОГДАНОВИЧ СВЕТЛАНА СТАНИСЛАВОВНА
    МОТИВАЦИЯ НА ЭТАПЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    19.00.01 — общая психология, история психологии

    Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

    Минск-1999

    Работа выполнена в Национальном институте образования Министерства образования
    Республики Беларусь

    Научные руководители - доктор психологических наук, профессор Кремень М.А.;
    кандидат физико-математических наук Сагайдак Д.И.

    Официальные оппоненты - доктор психологических наук, профессор Кандыбович Л.А.;
    кандидат психологических наук, доцент Макаревич Р.А.

    Оппонирующая организация - Республиканский институт высшей школы Белорусского
    государственного университета

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
    Актуальность темы диссертации. Мотивационная сфера личности как стержневое звено ее психологической организации сфокусировала в себе всю сложность и противоречивость человеческой натуры. Исследование творческой развивающейся личности выдвигает на первый план проблему взаимосвязи мотивации и деятельности, поскольку результативность всех видов деятельности определяет не только место личности в социальной структуре, но и ее самоотношение, ощущение внутренней самореализации.

    Научные изыскания по проблемам мотивации характеризуются наличием многочисленных, часто противоречащих друг другу теоретических концепций, разнообразием методических подходов, широтой охвата изучаемых явлений. Различные методологические подходы при исследовании мотивации деятельности рассматривают, как правило, содержательный аспект мотивационных явлений, почти не уделяя при этом внимания их динамической стороне, связанной с мотивационно-энергетической регуляцией интенсивности, темпа, целенаправленности деятельности.

    Современные психологические исследования, как правило, рассматривают мотивацию достижения как наиболее значимую в деятельности, подразделяя ее на стремление к успеху и избегание неудач, но, по нашему мнению, разграничение не является столь четким, поскольку обе тенденции составляют единую динамическую систему в деятельности индивида.

    Более того, мотивация достижения наряду с мотивацией аффилиации, помощи, власти составляет единый взаимообусловленный конгломерат, что приводит к методологическим трудностям выделения каждого из вышеперечисленных видов мотивации при исследовании динамики деятельности. По нашему мнению, целесообразно рассматривать динамический аспект мотивации в контексте ее предметной и процессуальной характеристики, то есть мотивацию деятельности.

    До настоящего времени в исследованиях мотивации распространены многочисленные опросники, серьезными недостатками которых являются статичный характер диагностики и проявления социальной желательности. Поэтому актуальной проблемой является cоздание инструментально-ориентированной методологии и аппаратурных средств исследования мотивации в динамике реальной деятельности.

    Исследование должно затрагивать два фундаментальных: уровня: уровень формирования психического образа деятельности и уровень мотивационно-волевой сферы.

    Итак, исследование мотивации деятельности обусловлено, во-первых, необходимостью коррекции методологического подхода к подразделению мотивации; во-вторых, несовершенством существующих в этой области психодиагностических методик.

    Связь работы с крупными научными программами. Работа является частью исследований, проводимых в Белгосуниверситете по теме "Разработать методологию и средства компьютерной профессиографии и развивающего психофизиологического тренинга и использовать их для поэтапного подбора учащихся и экзаменационной практики, обеспечивающих эффективное обучение и профессиональное становление" (1997-1999 гг., регистрационный № 1998445). Необходимость создания инструментальной методологии стала очевидной при выполнении работы по теме "Разработка методов, создание базы данных и адаптация сенсорных устройств для входных исследований когнитивных функций учащихся и преподавателей с целью оптимизации использования деловых игр, развития профессиональных и социальных показателей, включая способность к социальной сензитивности, конструктивной адаптации, инициативность, а также развитие способностей к восприятию и переработке информации" (1995-1997 г.г.), проводимой по заданию Министерства образования РБ (письмо № 05-9/248 от 24.08.95 г.)

    Цель исследования - выявление корреляций параметров оперативного динамического образа деятельности на этапе его формирования с устойчивостью мотивации.

    Задачи исследования:
    1. Проанализировать и обобщить литературные источники по проблеме исследования мотивации.
    2. Обосновать методологическую правомерность подразделения мотиваций деятельности по критерию устойчивости - неустойчивости.
    3. Разработать теоретическую модель исследования устойчивости мотивации по параметрам оперативного динамического образа деятельности.
    4. Создать экспериментальную модель исследования.
    5. Провести экспериментальное исследование по установлению влияния устойчивости мотивации на параметры оперативного динамического образа деятельности.

    Объектом исследования является мотивация деятельности.

    Предмет исследования - закономерности связи параметров оперативного динамического образа деятельности с устойчивостью мотивации.

    Гипотеза исследования.
    Устойчивость мотивации является содержательным критерием в исследовании динамики деятельности с позиций ее результативности.

    Исследование мотивации деятельности на фундаментальном уровне психического отражения позволит установить корреляции устойчивости мотивации с закономерностями формирования оперативного динамического образа деятельности.

    Методологической основой исследования являются философские и психологические концепции о фундаментальности системных мотивационных компонентов поведения личности, об отражательном характере психики и о необходимости использования деятельностного подхода к изучению психики.

    Методы исследования. Основной метод - моделирующий эксперимент (на основе метода "Психомоторография", разработанного М.А. Кремнем). В качестве контрольной методики использовался восьмицветовой тест М. Люшера. Проводилась статистическая обработка экспериментальных данных по критерию знаков (биномиальный тест).

    Научная новизна и значимость полученных результатов.
    Проанализирована конгломеративная взаимосвязь классических видов мотивации в динамике деятельности, препятствующая психодиагностическому выявлению каждого из них в отдельности.

    С позиций исследования предметной и процессуальной характеристики обоснована целесообразность рассмотрения мотивации деятельности.

    Рассмотрена неоднозначность классической терминологии из области мотивации достижения: разделение на мотивацию стремления к успеху и мотивацию избегания неудач. Предложен критерий устойчивости мотивации в качестве содержательной индивидуальной характеристики динамики деятельности.

    Разработаны функциональные связи между устойчивостью мотивации и характеристиками деятельности на фундаментальном уровне психического отражения (устойчивость формирования оперативного динамического образа деятельности, время адекватного отражения на основе сформированного психического образа, динамика неадекватных ориентировочных действий).

    Практическая значимость полученных результатов
    Реализована аппаратурная методика определения устойчивости мотивации при анализе индивидуальных особенностей деятельности. Преимуществами методики являются: режим реальной деятельности; исследование поведенческой динамики посредством регистрации проявлений фундаментального уровня психической активности; неочевидность целей исследования для испытуемого.

    Обоснована возможность экспериментального исследования адаптационных способностей человека, связанных с качественной трансформацией влияния помех на деятельность (перевод помех с негативного эмоционального плана в позитивный и использование в качестве мобилизующего фактора) по динамике внутренних шумов (неадекватные ориентировочные действия индивида) при сравнении двух режимов деятельности - с помехами и в их отсутствие.

    Методика исследования устойчивости мотивации по особенностям формирования психического образа деятельности может быть использована в диагностике актуальной мотивации деятельности; при исследовании динамики мотивационной саморегуляции; для изучения адаптационных характеристик стратегии деятельности; в качестве инструмента тренинга эмоционально-волевой сферы и личностной целеустремленности.

    Социально-экономическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования разработанных в процессе проведения исследования аппаратурно-методических средств и программного обеспечения в качестве коммерческого продукта.

    Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
    1. Методологическая основа мотивации деятельности не соответствует используемому методическому инструментарию; для изучения процессуальных мотивационных аспектов деятельности целесообразно исследовать мотивацию деятельности на фундаментальном уровне психического отражения.

    2. Устойчивость мотивации деятельности является основным содержательным критерием при исследовании динамических аспектов деятельности с позиций ее результативности.

    3. Устойчивость мотивации деятельности наиболее полно выявляется при изучении особенностей формирования психического образа деятельности.

    4. Закономерности формирования психического образа деятельности имеют характерные особенности для каждого индивида при варьировании актуальной ситуации деятельности (при наличии и в отсутствие эмоционально-значимых помех) и коррелируют с устойчивостью мотивации.

    5. Существуют корреляции между устойчивым цветовым предпочтением в тесте Люшера и изменением времени адекватного отражения в деятельности при воздействии помех по сравнению с деятельностью в отсутствие помех на этапе формирования оперативного динамического образа.

    6. Динамика внутренних шумов испытуемого (сравнение в деятельности с помехами и без помех) является индикатором адаптационных способностей человека, связанных с качественной трансформацией влияния помех на деятельность (перевод помех с негативного эмоционального плана в позитивный и использование их в качестве мобилизующего фактора).

    Личный вклад соискателя. Исследование представляет собой результат трехлетней работы (1996-1999 гг.) по изучению особенностей современных методологических разработок и методического инструментария по проблеме мотивации, в ходе которой была проанализирована соответствующая психологическая литература, разработана программа исследования устойчивости мотивации на этапе формирования образа деятельности, проведена экспериментальная работа в качестве одного из исполнителей темы "Разработать методологию и средства компьютерной профессиографии и развивающего психофизиологического тренинга и использовать их для поэтапного подбора учащихся и экзаменационной практики, обеспечивающих эффективное обучение и профессиональное становление".

    Апробация результатов диссертации проходила на научно-практических конференциях "Компьютерная психодиагностика" (Минск, 1997); "Валеология: формирование, сохранение и укрепление здоровья" (Минск, 1998); "Высшая школа: cостояние и перспективы" (Минск, 1999). Основные положения диссертации обсуждались также на семинарах Центра заказного оборудования и технологий Белгосуниверситета и заседаниях лаборатории экспериментальной и практической психологии Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь.

    Опубликованность результатов. Результаты исследования опубликованы в 11 статьях и 1 тезисах доклада на конференции; всего 46 страниц опубликованных материалов.

    Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, трех глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений. Полный объем диссертации составляет 123 страницы. Работа содержит 5 таблиц на 5 страницах и 1 рисунок на 1 странице. Объем, занимаемый приложениями, составляет 18 страниц. Приложения содержат 2 таблицы на 16 страницах и математические расчеты на 2 страницах. Список использованных источников, включающий 155 наименований на русском и английском языках, занимает 9 страниц.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
    Во введении и общей характеристике работы обосновывается актуальность темы, определяются задачи исследования, формулируются гипотеза и положения, выносимые на защиту; описываются этапы исследования и его практическая значимость.

    В первой главе "Исторический анализ и современное состояние исследований в психологии мотивации" рассматривается развитие проблематики мотивации в исторической перспективе с акцентированием тенденций, давших впоследствии мощный побудительный импульс к созданию современных направлений исследований мотивационной сферы.

    Проблеме мотивации посвятили свои труды многочисленные исследователи, среди которых В.Г. Асеев, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, Дж. Аткинсон, К. Левин, Д. Мак-Клелланд, А. Маслоу, Г. Мюррей, X. Хекхаузен. Сложность перечисления всех, проводивших исследования в этой области, определяется глобальностью проблематики мотивации, зачастую выступающей в исследованиях составной частью других проблем, а затем выделяющейся в качестве самостоятельного направления исследования. Почти в каждом современном научном труде обязательно присутствует глава, посвященная проблеме мотивации, что свидетельствует как о возросшем осознании фундаментальности этой проблемы, так и о необходимости создания современных проблемно-ориентированных психодиагностических средств исследования мотивации.

    Современные концепции исследования проблематики мотивации в разных ракурсах (психофизиологический, личностно-возрастной, интеллектуальный, эмоциональный, педагогический, профессиографический) отразили в своих трудах Брушлинский А.В., Ковалев В.И., Кузьмин Е.С., Магомед-Эминов М.Ш., Магун B.C., Патяева Е.Ю., Ростунов А.Т., Файзуллаев А.А. и другие.

    Большинство исследователей придерживаются следующей формулировки феномена мотивации. Мотивация - процесс выбора между различными возможными действиями; процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Кроме того, мотивация - состояние направленности личности на определенные цели. Итак, сущность мотивации включает в себя две взаимодополняющие характеристики: статическую (состояние субъекта на данном временном отрезке) и динамическую (процессуальную).

    Еще Рубинштейн С.Л. отмечал, что мотивационное значение приобретает каждое отраженное человеком явление, поскольку его отражение всегда является определителем не только его свойств, но и его значения для человека. Все течение психической деятельности является процессом, в котором осуществляется мотивация человеческой деятельности предметами и явлениями окружающего мира.

    Итак, целесообразно рассматривать мотивацию деятельности на фундаментальном уровне психического отражения. При этом требуется функциональный анализ процессов мотивации в ходе осуществления конкретной деятельности конкретным субъектом в актуальной ситуации, то есть мотивация должна рассматриваться не только запускающей деятельность, но детерминирующей и регулирующей деятельность. Поскольку мотивационные процессы осуществляются не только в начале деятельности, но имеют свою специфику на всех уровнях и по всему ходу ее выполнения, необходим динамический анализ деятельности относительно мотивации.

    Во второй главе "Критерии и методы диагностики мотивации деятельности" рассматриваются различные классификации видов мотивации; анализируются методологические и методические подходы к исследованию мотивации, принятые в мировой психологической практике; вводится функциональный критерий устойчивости мотивации в деятельности субъекта; рассматривается новый ракурс исследования мотивации деятельности на фундаментальном уровне психического отражения действительности.

    Психологический феномен мотивации глобален, многомерен, характеризуется в своих проявлениях сложной иерархической структурой. Поэтому необходимым условием каждого конкретного исследования по проблеме мотивации должна быть четкая формулировка изучаемого аспекта мотивации и строгий подбор соответствующих методических средств.

    В психологической литературе, посвященной исследованиям мотивации, упоминается, что личности с высоким мотивом достижения стремятся к сотрудничеству, с высоким мотивом власти - к успеху; мотив помощи связан с сопереживанием и сильным желанием достигнуть цели. Налицо переплетение различных видов мотивации в структуре мотивации деятельности. Поэтому мы считаем целесообразньм рассматривать мотивацию не в традиционной классификации, а в контексте ее предметной и процессуальной характеристики, то есть мотивацию деятельности.

    В проблеме мотивационной регуляции деятельности ее центральное содержание состоит в стремлении сделать что-либо быстро и хорошо, достичь высшего уровня в каком-либо деле. С другой стороны, стремление повышать или поддерживать на возможно более высоком уровне свои способности и умения по отношению к деятельности соотносится в классической терминологии с мотивацией достижения. Необходимо также отметить, что мотивация деятельности немыслима без стремления к достижению цели деятельности.

    Итак, поскольку классическая трактовка мотивации достижения созвучна рассматриваемой нами мотивации деятельности, целесообразно проследить причинность возникновения подразделения мотивации достижения на стремление к успеху и избегание неудач, а также рассмотреть используемый ныне в этой области психодиагностический инструментарий.

    В немецкоязычных исследованиях мотивации достижения широкое распространение получил Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ) Г. Мюррея. По результатам ТАТ был проведен контент-анализ рассказов с предварительным разделением на две группы: испытуемые с позитивным или негативным отклонением от цели. Контент-анализ отобрал признаки мотивационных тенденций стремления к успеху и избегания неудач. X. Хекхаузен с коллегами в качестве главного критерия идентификации суждений, указывающих на мотивированность на успех или на неудачу, использовал поведенческий критерий. Но, по замечанию самого Хекхаузена, ТАТ весьма чувствителен к различного рода ситуационным влияниям: имевшимся ранее переживаниям, особенностям инструкции, поведению экспериментатора и т.п. Поэтому результаты могут оказаться несопоставимыми из-за различий в побуждениях мотива.

    Одним из аргументов правомерности разделения мотивации достижения на стремление к успеху и избегание неудач, по Хекхаузену, служат результаты факторного анализа категорий содержания и прежде всего взаимосвязей показателей потребности достижения с различными поведенческими переменными. Но признанные специалисты в области использования факторного анализа Passini F.T. и Norman W.T. утверждают, что он позволяет лишь объединить термины, понимаемые одинаково в повседневном словоупотреблении, но вычленить таким образом лежащие в основе обозначаемых различий в поведении теоретические конструкты (в научном смысле слова) не удается. Факторная структура обусловлена общностью семантических схем языка, а не тонкими различиями оцениваемых признаков.

    В англоязычной научной литературе (в частности, в исследованиях американских психологов) в диагностике мотива избегания неудачи использовались опросники на тревожность, большей частью на боязнь экзаменов. Но вопросы, касающиеся боязни экзаменов, относятся не к мотиву как личностной тенденции избегания неудачи, а скорее к поведенческим симптомам, которые человек способен замечать у себя, когда уже находится в ситуации, угрожающей ему неудачей. Кроме того, необходимо разделять экзаменационную тревожность на два компонента: сомнение в себе и эмоциональность. Поведение при повышенной поисковой мотивации тоже может сопровождаться напряженностью и беспокойством.

    Один из представителей англоязычных исследователей мотивации достижения Дж. Аткинсон соотнес в своем эксперименте, целью которого была демонстрация правомерности подразделения мотивации достижения на стремление к успеху и избегание неудач, сильномотивированных - с мотивированными на успех, а слабомотивированных - с мотивированными на неудачу. Мы полагаем, что такое соотнесение свидетельствует скорее о необходимости различения мотивации по устойчивости относительно динамических проявлений в деятельности, тем более, что в процессе деятельности может меняться ее результативность, а, следовательно, и самооценка, и связанное с ней ожидание успеха. Кроме того, Дж. Аткинсон рассматривал силу мотива избегания неудачи как сдерживающую, снижающую величину мотива стремления к успеху. Возражая ему, Хекхаузен заметил, что неправомерно трактовать мотив избегания неудачи исключительно как тормозящий деятельность фактор.

    В русскоязычной психологической литературе, описывающей исследования мотивации, используются ссылки на опросники. Общеизвестен тот факт, что недостатком опросников являются проявления социальной желательности. Вводимая "шкала лжи" не гарантирует полной защищенности теста. Следует согласиться с мнением Мак-Клелланда, утверждавшего, что разнообразные опросники, предназначенные для измерения мотивации достижения, проблематичны в отношении критерия валидности. Непосредственные суждения субъекта в том виде, в каком они используются в опросниках, не выявляют индивидуальных различий в мотиве достижения.

    В последнее время в русскоязычных исследовательских кругах реализуется иной методический подход. Речь идет о применении широко известного восьмицветового теста М. Люшера в исследованиях мотивационной направленности. Восьмицветовой тест Люшера по сравнению с подавляющим большинством проективных методик поддается неплохой стандартизации, несложен для интерпретации (особенно компьютеризованный вариант обработки результатов) и "обкатан" на огромных выборках.

    Восприятие цвета зависит и от устойчивых личностных характеристик, и от ситуативного состояния испытуемого; но все же в большей мере нюансы цветовых предпочтений связаны с актуальным состоянием человека. Поэтому корректнее использовать восьмицветовой тест Люшера именно с целью выявления актуального мотивационного состояния, тем более, что в этом направлении получено много интересных результатов (в частности, Ивашкиным B.C., Собчик Л.Н., Лобановой Т.Н., Akhtar S.N., Singh U.K.). Преимущество цветового теста Люшера - неочевидность целей тестирования для испытуемого, недостаток - высокая чувствительность к проблемам психофизиологического либо психологического характера (болезнь, межличностный конфликт и т.п.), сильно влияющая на результаты целевого тестирования (в том числе при исследовании актуальной мотивации).

    Итак, по нашему мнению, использование в исследовании мотивации деятельности критерия устойчивости наиболее функционально, поскольку именно устойчивость характеризует мотивацию с позиций динамической устремленности к определенному результату. Критерий устойчивости позволяет рассмотреть индивидуальные типологические особенности мотивационной регуляции и исследовать успешность динамических мотивационных проявлений для адекватного осуществления деятельности.

    Современные научные данные убедительно показывают, что любое трудовое действие представляет собой единство сенсорных и моторных компонентов. Их связующим и основным ядром является динамический образ, который формируется в результате активного отражения и обобщения статических и динамических компонентов входной информации. Подготовка адекватных реакций на изменения в динамической рабочей среде существенно зависит как от способности индивида прогнозировать результаты своих управляющих воздействий, так и от волевых усилий, целеустремленности и ориентированности на успешную работу.

    Целесообразно провести исследование, которое бы рассматривало психический образ деятельности в качестве индикатора изучения особенностей мотивации деятельности; причем исследовать оперативный динамический образ деятельности, поскольку он является одним из базовых параметров психической активности индивида и связан с реальными временными критериями, позволяющими адекватно оценить не только результирующую устойчивость мотивации, но и ее динамику в деятельности.

    Мотивация индивида на выполнение определенной деятельности может быть исследована при использовании методик, реализующих режим реальной деятельности, включающей стрессорные воздействия. Весьма показателен стиль реагирования индивида на помехи: либо мобилизация волевых усилий, либо рассогласование и разлаженность темпа работы.

    Методика, разработанная на основе психомоторографической технологии М.А. Кремня, включает в тестовую ситуацию негативно-оценочные помехи. Предполагается, что при наличии устойчивой мотивации воздействие помех либо не проявляется, либо стимулирует формирование психического образа. При неустойчивой мотивации сформированный психический образ деятельности будет слабым, неустойчивым.

    В третьей главе "Оперативный динамический образ деятельности в диагностике устойчивости мотивации" описывается экспериментальная методика исследования мотивации на этапе формирования психического образа деятельности; анализируются результаты экспериментального исследования по выявлению корреляций устойчивости мотивации с особенностями формирования оперативного динамического образа деятельности; приводятся данные статистической обработки полученных результатов.

    Суть экспериментальной методики заключается в следующем. Испытуемый с помощью манипулятора (джойстик) следит за эталонным сигналом, движущимся на дисплее компьютера в вертикальной плоскости. При этом сигнал слежения от манипулятора также отображается на дисплее. Это этап формирования оперативного динамического образа, заключающийся в последовательном отражении амплитудных и фазовых параметров эталонного сигнала. Этап длится 40 секунд.

    Затем мгновенно и одновременно исчезает изображение обоих сигналов. При этом испытуемый должен продолжать слежение "вслепую". Это этап адекватного отражения статических и динамических компонентов тестовой деятельности на основе сформированного ранее оперативного динамического образа. На этом этапе происходит постепенное рассогласование движения сигнала слежения и эталонного, обусловленное распадом психического динамического образа. Причем чем устойчивее сформированный психический образ деятельности, тем длительнее его распад, тем больше время адекватного отражения (время, которое испытуемый работает "вслепую" до фазового рассогласования траектории движения манипулятора относительно эталонной, равного 180°; при этом на дисплее появляется сообщение об окончании тестирования).

    По приведенной выше модели проводится четырехкратное тестирование (не считая тренировочного). Причем второй и четвертый раз тестовая ситуация меняется: перед началом тестирования испытуемого информируют о том, что на стадии визуального слежения при критическом накоплении неточности слежения компьютер "предупреждает" о некачественной работе красной вспышкой с одновременным сигналом в наушниках. При этом задача испытуемого остается прежней - проработать "вслепую" как можно дольше.

    Так в деятельность испытуемого внедряются негативно-оценочные помехи. Длительность вспышки равна продолжительности звукового сигнала и составляет 500 мс, их число задается программным образом (четырехкратное повторение в течение 40 секунд), момент воздействия инициируется по закону случайных чисел. Сочетание визуальной и аудиальной помех использовалось, во-первых, для усиления воздействия; во-вторых, с учетом возможного явного преобладания у испытуемого либо визуального, либо аудиального канала восприятия значимой информации. Чередование тестирования без помех и с помехами избрано для отграничения от вырабатываемого со временем двигательного навыка.

    Эмоциональная значимость негативно-оценочных помех проявляется в динамике внутренних шумов в процессе деятельности испытуемых на этапе формирования психического образа (возрастании числа неадекватных ориентировочных движений в деятельности при воздействии помех по сравнению с деятельностью в отсутствие помех).

    Прямым следствием устойчивости формирования психического образа деятельности является время работы "вслепую", то есть время адекватного отражения на основе сформированного оперативного динамического образа деятельности. Предполагается, что при устойчивой мотивации испытуемого (она проявляется в целеустремленности деятельности) помехи оказывают либо нейтральное, либо стимулирующее воздействие на устойчивость формирования психического образа, а, следовательно, на динамику времени адекватного отражения (стабильное либо увеличивающееся). Наоборот, если мотивация неустойчива, помехи дестабилизируют деятельность, точность формирования оперативного динамического образа ухудшается; при этом время адекватного отражения либо уменьшается, либо нестабильно меняется в течение четырехкратного тестирования как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

    Перед проведением экспериментальной методики и сразу же по ее завершении испытуемый подвергался контрольному тестированию по восьмицветовому тесту М. Люшера (формировались четыре ряда индивидуальных цветовых предпочтений). По Люшеру, устойчивое предпочтение в первой позиции цветового ряда синего цвета означает стремление к эмоциональному спокойствию; зеленого — упорство и настойчивость; красного - непреодолимое желание достичь результатов, добиться успехов; желтого - импульсивность, непостоянство целей.

    Предпочтение в первой позиции цветового ряда красного и зеленого цветов свидетельствуют об устойчивой мотивации деятельности, синего и желтого - о неустойчивой. Предпочтение остальных цветов (так называемых дополнительных - фиолетового, коричневого, серого и черного) свидетельствует о неблагополучии внутреннего мира, о наличии неразрешенного конфликта, который является препятствием для нормальной деятельности. Результаты таких испытуемых были исключены из дальнейшего анализа.

    Общее количество испытуемых - 126 человек в возрасте 18-25 лет. В дальнейшем не анализировались результаты 8 человек, у которых выявлено наличие внутренних конфликтов, мешающих осуществлять целенаправленную деятельность. Из оставшихся 118 устойчивое предпочтение синего цвета показали 36 %, зеленого - 15 %, красного - 27 %, желтого - 22 % испытуемых.

    Гистограммы иллюстрируют динамику времени адекватного отражения в помеховом и беспомеховом режимах для групп испытуемых, предпочитающих определенный цвет в тесте Люшера. Поскольку величина времени адекватного отражения тем больше, чем устойчивее сформированный психический образ, правомерно связать устойчивость мотивации (по цветовому предпочтению) с устойчивостью формирования оперативного динамического образа деятельности.

    Для группы испытуемых с устойчивой мотивацией деятельности (предпочтение красного цвета) прослеживается явное увеличение времени адекватного отражения в деятельности с помехами по сравнению с деятельностью без помех; иными словами, для них устойчивость формирования психического образа повышается в помеховой деятельности. Для группы испытуемых с неустойчивой мотивацией (предпочтение синего цвета) наблюдается обратная зависимость, то есть устойчивость формирования психического образа в помеховой деятельности меньше, чем при отсутствии помех. Для испытуемых, предпочитающих желтый и зеленый цвета в тесте Люшера явных зависимостей не наблюдается.

    Полученные результаты проверены статистическим методом (биномиальный тест).
    Установлено, что для испытуемых с устойчивым предпочтением красного и синего цветов гипотеза о воздействии помех на изменение времени адекватного отражения достоверна при уровне значимости 0,01; для испытуемых с устойчивым предпочтением желтого и зеленого цветов - гипотеза недостоверна. Итак, устойчивая мотивация деятельности коррелирует с увеличением времени адекватного отражения, неустойчивая мотивация - с уменьшением времени адекватного отражения в деятельности с помехами по сравнению с деятельностью без помех. Величина времени адекватного отражения пропорциональна устойчивости формирования психического образа деятельности, следовательно, устойчивость мотивации коррелирует с устойчивостью формирования оперативного динамического образа деятельности.

    Кроме того, для всех 118 испытуемых помехи имели существенную значимость, что проявляется в увеличении внутренних шумов (числа неадекватных ориентировочных движений) в деятельности с помехами по сравнению с деятельностью без помех.
    Способностями качественной трансформации воздействия помех (перевод с негативного плана в позитивный) обладали 11 человек, у которых в деятельности при наличии помех уменьшаются внутренние шумы с одновременным увеличением времени адекватного отражения.

    ВЫВОДЫ
    В результате проведенного исследования могут быть сделаны следующие основные
    выводы.

    1. Анализ имеющихся в научной литературе исследований мотивации деятельности показал, что методологическая основа современных трактовок мотивации с позиций динамических проявлений не соответствует методической организации диагностических процедур, осуществляющихся либо с помощью опросников, либо по проективной методике Тематический Апперцептивный Тест в различных модификациях. Динамические аспекты мотивации в режиме реальной деятельности исследуются на фундаментальном уровне психического отражения [8,12].

    2. Использование критерия устойчивости в исследовании мотивации деятельности наиболее целесообразно, поскольку именно устойчивость характеризует мотивацию с позиций динамической устремленности к определенному результату; при этом следует включать в деятельность негативно-оценочные помеховые воздействия [6, 8, 9].

    3. Выявление устойчивости мотивации деятельности функционально реализуется при исследовании особенностей формирования оперативного динамического образа деятельности как одного из базовых параметров психической активности индивида, связанного с реальными временными критериями результативности деятельности в условиях наличия эмоциональных помех (время адекватного отражения на основе сформированного психического образа, число неадекватных ориентировочных действий) [1, 2,3,4, 10].

    4. Экспериментально установлены закономерности формирования психического динамического образа в зависимости от устойчивости мотивации деятельности:
    а) при устойчивой мотивации помехи, вводимые на стадии формирования динамического образа деятельности, выполняют мобилизующую функцию, в результате чего время адекватного отражения на основе сформированного оперативного динамического образа деятельности увеличивается по сравнению с той же деятельностью в отсутствие помех, следовательно, устойчивость формирования образа деятельности коррелирует с устойчивостью мотивации деятельности;

    б) при неустойчивой мотивации помехи на стадии формирования динамического образа деятельности выполняют дестабилизирующую, деструктивную функцию, в результате чего время адекватного отражения уменьшается по сравнению с той же деятельностью в отсутствие помех, следовательно, неустойчивость формирования образа деятельности коррелирует с неустойчивостью мотивации деятельности [7].

    5. Установлены корреляции между устойчивым цветовым предпочтением в тесте Люшера и изменением времени адекватного отражения при варьировании актуальной ситуации деятельности (при воздействии негативно-оценочных помех и в их отсутствие): предпочтение красного цвета коррелирует с увеличением времени адекватного отражения, синего цвета - с уменьшением [8].

    6. Обоснована возможность экспериментального исследования адаптационных способностей человека, связанных с качественной трансформацией влияния помех на деятельность (перевод помех с негативного эмоционального плана в позитивный и использование в качестве мобилизующего фактора) по динамике внутренних шумов (неадекватные ориентировочные действия индивида), что проявляется в уменьшении числа внутренних шумов при одновременном увеличении времени адекватного отражения в помеховом варианте деятельности относительно беспомехового [5, II].

    СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
    Статьи
    1. Выбор профессии и мотивация достижения // Вышэйшая школа. -1998.-№1.-С.47-50.
    2. Мотивация достижения в профессиональном самоопределении лиц юношеского возраста // Адукацыя i выхаванне. — 1998. - № 2. - С. 47-49.
    3. Информационные технологии в психофизиологическом прогнозе обучаемости и профессиональной эффективности // Вышэйшая школа.-1998.- № 3-4. - С. 16-21 (в соавт. с А.В.Козулиным, Д.И.Сагайдаком, В.Н.Годуновым, Г.И. Фроловым и А.А.Новиковой).
    4. Половые различия мотивации при выборе профессии // Вышэйшая школа. - 1998. - № 3 - 4. - С. 92-93.
    5. Мотивационные факторы в системе профессиональной ориентации личности юношеского возраста // Адукацыя i выхаванне.-1998.-№ 10.- С. 21-23.
    6. Методология организации совмещенного психофизиологического и психологического портретирования личности // Веснiк БДУ. Сер. 3, Псiхалогiя. - 1999. - № 2. - С. 60-63 (в соавт. с Д.И. Сагайдаком, Г.И. Фроловым, А.А.Новиковой и А.А.Суворовым).
    7. Исследование корреляций параметров типологии нервной системы, межполушарной активности мозга и устойчивости оперативного динамического образа деятельности // Веснiк БДУ. Сер. 3, Псiхалогiя. - 1999. - № 2. - С. 63 -66 (в соавт. с Н.В. Дулем и А.А. Суворовым).
    8. Методы диагностики мотивации достижения // Псiхалогiя, - 1999. -№3.-С. 90-97.
    9. Мотивационная основа гармонизации образовательного процесса // Вышэйшая школа. - 1999. - № 3 - 4. - С. 62-63.

    Материалы конференций
    10. Использование психофизиологического портретировання в обучении и профотборе // Компьютерная психодиагностика: Материалы выст.-семин., Минск, 1-2 окт. 1997 г. - Минск: БГУ, 1997. - С. 15-18 (в соавт. с Д.И.Сагайдаком, Т.И.Тетеркиной, А.А.Новиковой и Г.И.Фроловым).
    11. Роль мотивации в разработке активной валеологической стратегии личности // Валеология: формирование, сохранение и укрепление здоровья: Материалы науч. конф., Минск, 23 июня 1998 г. - Минск: БГУ, 1998. - С. 46-50.

    Тезисы доклада
    12. Принципы реализации индивидуализированного продуктивного обучения иностранных граждан на подготовительном факультете БГУ // Высшая школа: состояние и перспективы: Тез. докл. науч. конф., Минск, 11-12 дек. 1995г. - Минск: РИВШиГО, 1996. - С. 121 (в соавт. с Д.И. Сагайдаком, О.Э. Карапетян, А.И,Серафимовичем и В.Ю.Тихоновым).