Вход  Карта сайта
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ В СТАНОВЛЕНИИ И... > ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ У ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ У ...

    На правах рукописи

    СЕНЧА Владимир Григорьевич

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

    20.02.02 -военная педагогика и военная психология

    АВТОРЕФЕРАТ
    диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

    Санкт - Петербypг 2000

    Работа выполнена в Военном инженерно-техническом университете.

    Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Я.Я. Юрченко.

    Официальные оппоненты: заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор В.Я. Слепов; кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Бешенцев.

    Ведущая организация: Военный инженерно-космический университет им. А.Ф. Можайского.

    1. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Актуальность исследования Дисциплина военнослужащих является ключевым фактором, определяющим боеготовность любой армии, ее потенциал в мирных условиях. Основное назначение дисциплины состоит в том, чтобы независимо от психологических и физиологических особенностей людей объединить их в боевой единый организм - воинский коллектив, способный решать вставшие перед ним любые задачи. Такое объединение и сплочение людей возможно только на основе дисциплины.

    Чтобы работа по укреплению воинской дисциплины была эффективной и успешной, сегодня офицеру-воспитателю надо, прежде всего, иметь правильное представление о том, какой должна быть дисциплина в Вооруженных Силах, какие новые требования к поведению военнослужащих предъявляются на современном этапе развития военного дела. Задача состоит в том, чтобы обеспечить твердую дисциплину, порядок и организованность на уровне сознательной самодисциплины, т.е. на таком уровне, когда дисциплина поддерживается благодаря проявлению личной дисциплинированности военнослужащих, исходящей из его высоких нравственных качеств.

    Анализ руководящих документов и научно-методических разработок по вопросам воинской дисциплины показывает, что в последние годы директивных материалов гораздо больше, чем исследований, вскрывающих глубинные психолого-педагогические процессы в воспитании военнослужащих. Исполнение требований, изложенных в нормативных документах, предполагает необходимость изучения объективных и субъективных условий их реализации, выявления специфики воспитания дисциплинированности во взаимосвязи со служебными задачами, которые решают подразделения, и психологией современного военнослужащего. Недостаточная теоретическая разработанность и потребность войсковой практики обусловили выбор темы исследования.

    Цель исследования - поиск путей повышения дисциплины в воинских подразделениях средствами воспитания личной дисциплинированности военнослужащих.

    Объект исследования - деятельность офицеров управленческого звена, командиров подразделений и преподавательского состава по укреплению воинской дисциплины.

    Предмет исследования - методы и формы воспитания дисциплинированности военнослужащих.

    Гипотеза исследования - повседневная деятельность личного состава оказывает существенное педагогическое воздействие на состояние воинской дисциплины в подразделении. Уровень дисциплинированности курсантов и состояние воинской дисциплины в подразделении могут быть повышены при реализации комплексно- целевой программы воспитания дисциплинированности у курсантов ВВУЗов в ходе занятий по общевоенной подготовке и выработке у них командно-методических умений и навыков.

    В соответствии с гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

    1. Провести психолого-педагогический анализ понятий «дисциплина» и «дисциплинированность», выявить причины недисциплинированного поведения военнослужащих в современных условиях.

    2. Сформулировать основные факторы, влияющие на дисциплинированность военнослужащих.

    3. Определить педагогические возможности влияния на поведение воинов организации повседневной деятельности с целью повышения их дисциплинированности.

    4. Разработать и обосновать комплексно-целевую программу воспитания дисциплинированности у курсантов ВВУЗов в ходе занятий по общевоенной подготовке и выработки у них командно-методических умений и навыков.

    Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и военной литературы; анализ директивных документов Министерства обороны РФ; анализ результатов социально-психологических исследований; методы диагностики : анкетирование, анализ деятельности выпускников ВВУЗов в войсках, экспертные оценки, беседы с преподавателями и курсантами; обобщение опыта воспитательной работы в войсках.

    Методологическую основу исследования составили: положения философии, психологии и педагогики об исторической и социо-культурной обусловленности потребностей и мотивов деятельности человека, о роли воспитания потребностей и ценностей личности, о целостной природе развития личности и ее активности, о дисциплине как регуляторе жизнедеятельности в обществе и ведущем факторе боеготовности; законодательные и нормативные документы, регламентирующие деятельность войск.

    Теоретической основой исследования стали психолого-педагогические идеи и концепции отечественных ученых:

    - об усилении личностного начала в процессе воспитания военнослужащих, о гуманизации и демократизации военно-служебных отношений (А. Г. Базанов, А. В. Барабанщиков, В. И. Вдовюк, В.Я. Кикоть, В. Я. Слепов, В. И. Хальзов, В. С. Олейников);

    - о дисциплине как регуляторе социальных отношений коллективной деятельности (А. С. Макаренко, С. И. Гессен, Я. Я. Юрченко, С. И. Денисенко);

    - о закономерностях развития личности в процессе профессионального воспитания (А. Г. Асмолов, А. Г. Ковалев, Н. В. Кузьмина, Е. А. Климов, В. Л. Ма-рищук, В. Н. Мясищев, И.А. Скопылатов)

    - о проблемно-деятельностном подходе в обучении и воспитании военнослужащих (А. В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, С. С. Муцинов, В. Н. Новиков, В.А. Щеголев).

    Исследование проводилось в 1995-1999 годах на базе Военного инженерно-технического университета и воинской части 02511 в рамках научно-исследовательской работы «Комбат».

    На защиту выносятся следующие научные результаты:

    1. Рациональная организация-воспитательных воздействий на поведение военнослужащих в ходе повседневной деятельности личного состава с целью повышения их дисциплинированности.

    2. Комплексно-целевая программа воспитания дисциплинированности у курсантов ВВУЗов в ходе занятий по общевоенной подготовке и развития командирских и методических умений и навыков.

    Научная новизна исследования и теоретическая значимость заключается в следующем:

    - уточнены определения понятий «дисциплина и дисциплинированность» и взаимосвязи между ними;

    - проведен психолого-педагогический анализ причин недисциплинированного поведения военнослужащих;

    - определены факторы (условия), влияющие на поведение военнослужащих в настоящее время;

    - дана характеристика путей и условий организации воспитательных воздействий на поведение военнослужащих в повседневной деятельности;

    - разработан и обоснован комплекс организационных и педагогических мероприятий, позволяющих усилить значение общевоенной подготовки для воспитания дисциплинированности военнослужащих.

    Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности реализации предлагаемых научно-методических рекомендаций по улучшению состояния воинской дисциплины в подразделении и влиянию общевоенной подготовки на формирование дисциплинированности курсантов.

    Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена использованием современной методологии личностно-ориентированного воспитания, системного анализа при рассмотрении состояния проблемы, объекта и предмета исследования; выбором теоретических и эмпирических методов, адекватных его целям и задачам; применением широкого спектра диагностических методик и охватом репрезентативной выборки; комплексным характером научно-методических рекомендаций; личным 25-летним опытом службы в войсках и военных учебных заведениях.

    Апробация основных выводов и рекомендаций осуществлялась в воинской части 02511 п. Каменка (в 1994-1995 г.); на заседаниях кафедры педагогики и истории, кафедры общевоенных дисциплин (в 1995-1999 г.); на научно-практических конференциях: "Совершенствование принципа единства обучения и воспитания в новых условиях деятельности университета" (СПб., 1995 г.); "Состояние и проблемы повышения эффективности профессиональной подготовки офицеров ВВУЗов" (М., 1996 г.); "Новые методы и технологии обучения, пути их внедрения в учебно-воспитательный процесс ВВУЗов МО " (СПб., 1997 г.); "Формирование высоких морально-боевых качеств у курсантов в процессе обучения и воспитания на опыте боевых действий в Чеченской Республике в 1994-1996 гг."(СПб.,1997 г.), «Личность педагога в современном военно-образовательном процессе» (СПб., 2000 г.).

    Внедрение результатов исследования. Разработанные рекомендации по совершенствованию воинской дисциплины и воспитанию дисциплинированности военнослужащих внедрены в практику в Военном инженерно- техническом университете и Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова.

    Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем работы составляет 192 страниц машинописного текста , 8 рисунков и 19 таблиц. Список литературы содержит 172 наименований. Приложение составляет 29 страниц.

    Основное содержание диссертации

    Во введении обосновывается выбор темы исследования, её актуальность; определяется цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методологические основы исследования; раскрывается научная новизна и практическая значимость работы.

    В первой главе «Установление и поддержание дисциплины военнослужащих» проведен психолого-педагогический анализ понятий «дисциплина», «дисциплинированность»; дана характеристика причин недисциплинированности военнослужащих и определены задачи ее преодоления; рассмотрены меры, предлагаемые директивными документами, по укреплению и поддержанию дисциплины в войсках; сформулированы основные факторы, влияющие на формирование дисциплинированности военнослужащих.

    Первый раздел главы посвящен рассмотрению категорий «дисциплина», «дисциплинированность». Анализ определений, данных различными авторами, показал, что большинство из них выделяют в этих понятиях «обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам, которое рассматривается как необходимое условие нормального существования любого общества, благодаря чему обеспечивается коллективная деятельность и нормальное функционирование социальных организаций.

    Однако, когда речь заходит о сущности и психологическом содержании этих понятий, мнения авторов расходятся. В диссертации анализируются взгляды различных военных ученых (Г. Д. Луков, 1956 г.; Я. Я. Юрчен-ко,1960; М. И. Дьяченко, В. Н. Лутиков, И. Т. Носырь, 1963; В. А. Соколов,1970; В. Я. Слепов,1975; А. Н. Китов, В. Н. Ковалев, В. К. Лужеренко, 1976; В. Д. Кулаков, 1977; В. В. Майоров, 1983; А. Н. Скрыльник, 1985; С. С. Муцынов, 1989; А. А. Лукьянец, 1990; В. Ф. Перевалов, 1991; В. Г. Викторов, 1995; С. Н. Денисенко, 1996; и других авторов) на сущность и структуру дисциплинированности, прослеживается связь теоретического подхода с теми практическими рекомендациями, которые вытекают из разного понимания этого явления.

    На наш взгляд, дисциплина - это вид сознательно формируемых общественных отношений, посредством которых достигается соблюдение установленных норм, традиций, обычаев, правил поведения, а дисциплинированность- это нравственное качество личности, на котором основывается выполнение им норм права, морали и нравственности вне зависимости от условий, его окружающих. Дисциплина - объективная категория. Это нормы и правила поведения людей. Дисциплинированность - субъективная категория. Это личное качество человека, сущность которого состоит в готовности выполнять требования дисциплины. Дисциплинированное поведение военнослужащего определяется уровнем развития тех личностных качеств, проявление которых будет обеспечивать выполнение требований дисциплины.

    На основе трудов отечественных психологов (А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов) в исследовании рассмотрены проблемы, связанные с изучением нервно-психической деятельности военнослужащих, определены направления по изучению их эмоционального состояния, проявления эмоций в противоправном поведении всех категорий военнослужащих и сделан вывод о том, что воспитательная работа командиров и начальников по укреплению воинской дисциплины невозможна без совершенствования их психолого-педагогической подготовки.

    Второй раздел посвящен изучению причин недисциплинированного поведения военнослужащих. Анализ уровня правопорядка, воинской дисциплины и морально-психологической подготовки военнослужащих позволяет сделать вывод, что он не соответствует современным требованиям строительства Вооруженных Сил РФ, а острота дисциплинарных проблем в войсках не снижается на протяжении последнего десятилетия.

    В исследовании определены причины, которыми порождается недисдиплинированное поведение: социально-экономическая нестабильность и криминогенная обстановка в стране в целом и в Вооруженных Силах в частности; из-за отсутствия финансирования в войсках и силах флота не проводится боевая подготовка, не хватает средств на выплату денежного довольствия военнослужащим; большой процент семей военнослужащих не имеет собственного жилья. К причинам недисциплинированности также относятся: упущения в работе командиров и начальников по наведению твердого уставного порядка в подчиненных воинских частях и подразделениях, низкая эффективность деятельности штабов и служб по управлению войсками и их всестороннему обеспечению, а органов по работе с личным составом - в проведении воспитательной работы с военнослужащими; недостаточная практика использования педагогического опыта, выработанного предшествующими поколениями; слабая подготовленность офицеров, прапорщиков и сержантов к решению воспитательных задач, неудовлетворительный уровень знаний ими правовых норм и, прежде всего, требований общевоинских уставов ВС РФ, слабое взаимодействие с правоохранительными органами; отсутствие системы общественного воздействия на процесс сплочения воинских коллективов, принижение роли офицерских собраний или отсутствие их, прекращение работы в ряде случаев таких общественных армейских (флотских) органов, как суды чести офицеров и прапорщиков; призыв в ряды Вооруженных Сил молодых людей, менее подготовленных по сравнению с прошлым периодом.

    Учитывая эти обстоятельства, к первоочередным целям в работе по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в войсках (силах) следует отнести: предупреждение гибели и травматизма военнослужащих; обеспечение сохранности оружия, боеприпасов и военной техники; предупреждение уклонений от военной службы, нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, преступлений в отношении местного населения, хищений государственного и иного имущества; решение социальных вопросов военнослужащих и членов их семей.

    На основе изучения опыта деятельности офицеров подразделений предоставляется возможным определить конкретный перечень первоочередных

    задач практической работы в подразделении: глубокое знание, строгое и точное выполнение всеми военнослужащими законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность Вооруженных Сил; качественное изучение и внедрение в жизнь и деятельность войск воинских уставов и поддержание в воинских частях и подразделениях твердого уставного порядка; соблюдение прав и социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принципов социальной справедливости в военно-служебных отношениях; выявление и устранение предпосылок совершения происшествий и преступлений; сплочение воинских коллективов, создание в них здорового морально-нравственного климата; поддержание высокого морально-психологического состояния военнослужащих; организация целенаправленной воспитательной работы по формированию у военнослужащих верности военной присяге, высоких морально-боевых и психологических качеств, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации и ответственность за результаты воинского труда.

    В диссертации формулируется вывод: обязательным условием соблюдения требований дисциплины является личная дисциплинированность военнослужащего, на которую влияют в современных условиях следующие факторы: знание военнослужащими целей и задач своей деятельности, уставных обязанностей, порядка и правил, установленных в ВС; формирование у военнослужащего позитивно направленного убеждения; воспитание у них чувства патриотизма, качеств, необходимых защитнику Отечества; уставной уклад жизни и деятельности войск и сил флота, складывающийся на основе общего и военного законодательства, уставов, приказов командиров и начальников; влияние личной примерности командиров и начальников в соблюдении законов, безупречном выполнении требований военной присяги, воинских уставов, воспитание у военнослужащих волевых качеств в процессе повседневной учебно-боевой деятельности.

    Во второй главе «Организация повседневной жизнедеятельности личного состава и ее влияние на воспитание дисциплинированности воинов» рассматриваются конкретные факторы, оказывающие существенное влияние на состояние воинской дисциплины.

    Дисциплинированность человека формируется в процессе его практической деятельности. Правильная организация повседневной деятельности военнослужащих является основой развития у них профессионально-важных качеств и, в первую очередь такого, как дисциплинированность. В ходе исследования изучалось влияние на поведение военнослужащих различных сторон их повседневной деятельности (уставная организация службы и боевой учебы, обслуживание боевой техники, организация хозяйственных работ и др.). На основе собранного материала в диссертации показываются педагогические возможности влияния на поведение военнослужащих различных сторон организации повседневной жизнедеятельности личного состава.

    Одним из важнейших факторов, влияющих на дисциплинированность военнослужащих, является правильная организация жизни, быта и повседневной деятельности воинов, строгий уставной порядок в подразделении. Многолетним опытом убедительно доказано, что если во всех звеньях воинской службы господствует твердый порядок, то это само по себе дисциплинирует воинов. Воспитательное значение твердого уставного уклада жизни объясняется тем, что соблюдение требований воинской дисциплины предполагает наличие у воинов большого количества разнообразных навыков и привычек: точность в действиях, быстрота, собранность, аккуратность, четкость. Если же учесть, что навыки и привычки формируются в результате повседневного соблюдения определенного режима, тогда становится понятной педагогическая функция уставного воинского порядка.

    Уставная организация жизни и повседневной деятельности войск оказывает прямое влияние на поведение воинов, если реализуются следующие требования: целесообразность уставной организации жизни и деятельности воинов; категоричность и обязательность требований уставного порядка; единство требований, предъявляемых уставным порядком; строгая регламентация времени; определение групп военнослужащих, негативно относящихся к уставному укладу жизни, и специальная работа с ними.

    Далее рассматривалось влияние суточного наряда на формирование дисциплинированности воинов.

    Следующим направлением было воспитание дисциплинированности у воинов в ходе хозяйственных работ. Вопрос, чрезвычайно важный для современной армии, но мало изученный в силу своей не боевой специфики. В ходе исследования изучалась практика организации хозяйственных работ и порядок привлечения к ним личного состава. Полученный материал дал возможность сделать выводы о влиянии этого вида повседневной деятельности на состояние воинской дисциплины, а также сформулировать требования к организации хозяйственных работ с расчетом использования их как средства дисциплинирования военнослужащих.

    На основе анализа практики войсковых офицеров определены условия, соблюдение которых позволило добиться того, чтобы хозяйственные работы дисциплинировали воинов. В диссертации дается характеристика этих условий, а также формулируются некоторые рекомендации, направленные на повышение воспитательной роли самого процесса труда воинов.

    В диссертации показано, что хозяйственные работы нельзя рассматривать как что-то лишнее в жизни и деятельности части (подразделения). Они -необходимое условие нормальной жизнедеятельности каждой воинской части. Задача офицеров состоит в том, чтобы, привлекая воинов к хозяйственным работам, использовать сам процесс труда в целях воспитания организованности и дисциплинированности.

    Следующим направлением влияния на поведение воинов была - специально организованная разъяснительная работа среди личного состава. В ходе исследования установлено, что эта работа в последнее время ослабла, а во многих подразделениях вообще не ведется. В связи с этим показана необходимость ее проведения.

    Собранный и обработанный эмпирический материал позволил определить основные условия эффективности разъяснительной работы, к которым относятся: плановость, продуманность, логичность организации разъяснительной работы; выявление запросов военнослужащих; соответствие слова и дела, чтобы призывы к дисциплине и разъяснения по этому поводу подкреплялись высокой организацией повседневной жизни и деятельности личного состава; дифференцированный подход с целью разъяснения сущности дисциплины и ее значения; показ достижений, успехов, трезвая их оценка и указания на возможности роста; связь разъяснительной работы с задачами подразделения, использование фактов из жизни своего подразделения; сочетание массовой и индивидуальной воспитательной работы с личным составом, авторитетность и личная дисциплинированность человека, участвующего в разъяснительной работе; выбор места и времени беседы о дисциплине; недопустимость повелительного тона, использование только живого слова; разнообразие форм разъяснительной работы; подготовленность офицера к проведению разъяснительной работы; использование ярких убедительных примеров; привлечение к беседам с воинами о дисциплине ветеранов службы, участников войн и боевых действий.

    Исследование современного состояния воспитательной работы в воинских коллективах осуществлялось путем интервью, системы анкетных опросов военнослужащих, изучения планов воспитательной работы ВВУЗов, наблюдений в процессе повседневной деятельности подразделений. Использовано 12 видов анкет, 3 вида вопросников, 9 видов листов наблюдения, 4 варианта экспертной оценки. В процессе работы разработана и использована методика изучения войскового опыта офицеров, сержантов и солдат. Всего в анкетированиях и опросах приняли участие 846 солдат и сержантов, 950 курсантов и 143 офицера. Анализ педагогического опыта войсковых офицеров и командиров курсантских подразделений показал, что есть конкретные факторы (обстоятельства), которые оказывают существенное влияние на состояние воинской дисциплины, и имеются педагогические возможности воздействий на поведение воинов через разностороннюю организацию повседневной жизнедеятельности личного состава.

    В третьей главе «Комплексно-целевая программа дисциплинирующего воздействия на курсантов общевоенной подготовки» дана характеристика влияния организации учебного процесса в ВВУЗе на поведение курсантов, рассмотрено влияние общевоенной подготовки и развития командно-методических навыков на дисциплинированность будущих офицеров.

    Наблюдения, проведенные в ряде подразделений, а также анализ поведения курсантов разных курсов обучения позволяет сформулировать следующее положение: качество организации учебного процесса оказывает действенное влияние на формирование дисциплинированности воинов, во-первых, потому, что благодаря высокой организованности личный состав быстро убеждается в необходимости быть исполнительным, точным, пунктуальным в своих действиях, во-вторых, потому, что строгая организация учебной деятельности обеспечивает развитие у курсантов навыков и привычек дисциплинированного поведения.

    Автором проведен анализ педагогической практики преподавателей университета с целью определить наиболее важные стороны в организации учебного процесса. К ним можно отнести следующие: конкретность в постановке учебных задач на каждом занятии; борьба за рациональное использование учебного времени; использование индивидуальных заданий; готовность преподавателя к реакции на новые, неожиданные ситуации, возникающие на учебных занятиях; реализация вариативных методов обучения; высокоорганизованное начало занятий; целенаправленное использование основной и заключительной части занятия.

    Как показало исследование, важно иметь в виду и другие условия: научность и аргументированность изложения учебного материала; личное поведение преподавателя (его отношение к отрабатываемому учебному материалy, образцовый показ действий, которыми должны овладеть обучаемые); внесение элементов соревнования между военнослужащими (особенно при организации упражнений и тренировок); привлечение обучаемых к исправлению допущенных ошибок на занятии; реакция офицера на выраженное отношение курсанта к учебной деятельности (заявления, реплики, вопросы и т.д.); прямое требование - не отступать от установленных правил поведения на занятии; определение причин неудачных действий обучаемых; организация взаимного контроля в ходе занятий; обеспечение определенного темпа работы обучаемых на учебных занятиях. Все это и многое другое, что будет предусмотрено при организации учебной деятельности курсантов, может сыграть положительную роль в воспитании дисциплинированности.

    В ходе исследования разработана, обоснована и реализована комплексно-целевая программа дисциплинирующих воздействий на курсантов предметов общевоенной подготовки, которая включала: определение целей действия программы; разработку этапов, уровней достижения целей общевоенной подготовки и квалификационных требований на каждом этапе обучения и воспитания; определение задач, разработку системы работы педагогического персонала, осуществляющего общевоенную подготовку, по повышению дисциплинированности в ходе учебного процесса; обоснование содержания структуры и последовательности обучения по дисциплинам общевоенной подготовки; разработку научно-методической документации, позволяющей обеспечить повышение дисциплинированности курсантов.

    В ходе исследования выявлено, что особое дисциплинирующее воздействие на курсантов оказывают общевоенные дисциплины: управление подразделениями в мирное время; общевоинские уставы; огневая подготовка, строевая подготовка, которые существенно влияют на формирование дисциплинированности и организованности. Целью предложенной программы является формирование у курсантов знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности и особенно высокой ответственности, исполнительности, дисциплинированности и готовности к самостоятельному руководству повседневной деятельностью подразделений.

    В диссертации определены этапы и уровни достижения целей общевоенной подготовки. Основу поэтапной подготовки курсантов составляют: соответствие повседневной жизни университета требованиям общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации; четкая организация внутреннего порядка и службы войск; преподавание учебных дисциплин па высоком организационном и методическом уровне; качественное проведение различных стажировок курсантов; плановое привлечение курсантов к исполнению командных должностей в ходе реализации комплексного плана формирования командирских качеств, методических навыков; планирование и учет результатов выполнения обязанностей лиц суточного наряда; повседневная воспитательная работа с воинами, ежегодная аттестация курсантов с оценкой их соответствия квалификационным требованиям своего курса обучения и требованиям к военнослужащим, проходящим военную службу но контракту.

    В соответствии с учебным планом разработана структура и содержание дисциплин общевоенной подготовки, изучаемых в университете.

    В ходе исследования разработаны и внедрены в практику работы квалификационные требования к курсантам в процессе обучения но общевоенным дисциплинам по годам обучения.

    В соответствии с квалификационными требованиями по годам обучения, структурой и содержанием общевоенной подготовки разработан порядок и последовательность её проведения.

    В конечном итоге после усвоения курса общевоенной подготовки мы получаем подготовленного выпускника, способного выполнять свои должностные обязанности.

    В исследовании разработана обобщенная модель системы работы командира подразделения по повышению дисциплинированности курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса ВИТУ, которая включает в себя подсистемы сбора информации о положении дел, анализа информации и воздействия, и на её основе определены задачи различным категориям педагогического персонала, осуществляющего общевоенную подготовку в университете: руководящему составу, руководству факультетов, преподавателям кафедр, командирам курсантских подразделений. Это позволило более целенаправленно проводить работу по укреплению воинской дисциплины в ходе занятий по общевоенной подготовке.

    Этапы . уровни

    Подготовка командира роты

    (начальник участка)

    Войсковая практика

    Войсковая стажировка

    (1 месяц)

    Навыки KB

    Учебные планы и программы

    Командирские методические навыки

    Командирские методические навыки

    Командир взвода

    (начальник группы)

    .

    Учебные планы и программы.

    Командир-ские методи-ческие навыки

    Навыки КО и KB (стажировка 2 недели)

    Навыки КО н ЗКВ (стажировка 2 недели)

    Ком отделения, ЗКВ (Бригадир)

    Учебные планы и программы: Методические навыки

    Навыки КО (стажировки 2недели)

    Солдат

    Учебные програмы и планы Навыка солдата

    1 курс

    2 курс

    3 куре

    4 курс

    5 курс

    Рис.1. Порядок и последовательность проведения в ВИГУ общевоенной подготовки.

    Составной частью комплексно-целевой программы являлась разработка научно-методической документации, которая включала: в университете -комплексный план привития командирских качеств, методических навыков и навыков воспитательной работы; на факультете - комплексный план привития курсантам командно-методических и профессиональных качеств; на кафедре - план привития профессиональных качеств курсантам, оценочные показатели выполнения ими обязанностей при несении службы в различных видах нарядов и по предметам общевоенной подготовки, а также оценку методических навыков; на курсах - рабочий журнал начальника курса; в учебных группах - экран учета и оценки мероприятий по привитию командных качеств и методических навыков, экран учета и оценки мероприятий по привитию навыков организаторской и воспитательной работы, карточка ежегодных аттестований, рабочая тетрадь курсовых офицеров, классные журналы учебных групп, экран успеваемости, ведомости учета привития командных качеств, методических навыков; у курсанта - зачетная книжка по привитию командно-методических навыков.

    Для подтверждения выдвинутой гипотезы в подразделениях ВИТУ на протяжении трех лет проводились констатирующий и формирующий педагогические эксперименты, целью которых явилось исследование влияния общевоенной подготовки и процесса формирования у курсантов командно - методических умений и навыков на дисциплину, а также определение путей повышения качества подготовки военного специалиста.

    Изучение показателей контрольного подразделения позволяет отметить, что при традиционном обучении общевоенной подготовке уровень профессиональных качеств, подготовленности и успеваемости невысок и составляет: в начале эксперимента - (-330-350) баллов, в конце эксперимента -(-380-390) баллов. Уровень дисциплины изменялся незначительно и составил к концу исследования (-55-57) баллов.

    Анализируя изменения показателей экспериментального подразделения в течение трех лет, наблюдаем устойчивую положительную динамику. В начале эксперимента уровень успеваемости составил (330-350) баллов, в конце эксперимента (-420- 440) баллов; уровень дисциплины: соответственно (-60) баллов и (-32-35) баллов.

    Эксперимент позволил определить четыре зоны влияния общевоенной подготовки на дисциплинированность военнослужащих.

    I зона - выработка навыков солдата, изучение общевоинских уставов, формирование основ дисциплинированного поведения, навыков в исполнении обязанностей лиц суточного наряда.

    II зона - начало действия комплексно-целевой программы, выработка устойчивых навыков. Формирование дисциплинированного поведения, выработка навыков исполнения обязанностей лиц караула, дежурного по факультету, старшего команды, умения управлять отделением, первичных навыков обучать и воспитывать подчиненных.

    III зона - действие всех элементов комплексно-целевой программы, воспитание дисциплинированности как черты характера. Формирование навыков исполнения обязанностей заместителя командира взвода, умений командовать взводом, быть дисциплинированным, обучать и воспитывать подчиненных; проводить занятия по общевоенной подготовке, следить за поддержанием уставного порядка; вести дисциплинарную практику, осуществлять подбор и подготовку лиц суточного наряда. Прохождение стажировки и практики в первичной должности.

    IV зона - совершенствование навыков. В итоге формируются инициативность и самостоятельность, собранность, организованность, готовность точно выполнять приказы, профессиональная подготовленность, общая и воинская культура, умение обучать и воспитывать подчиненных, методически правильно организовывать и проводить занятия. Исследование показало:

    - комплексно-целевая программа общевоенной подготовки курсантов обеспечивает: непрерывность подготовки курсантов в течение всего срока обучения; организацию поэтапной подготовки: солдата, младшего командира, офицера; соответствие планируемых и выполняемых мероприятий общевоенной подготовки курсантов целям и задачам учебно-воспитательного процесса, направленным на формирование дисциплинированности и поддержание уставного порядка в университете; комплексность усилий и действий всех должностных лиц университета по поддержанию дисциплины в ходе проведения учебно-воспитательного процесса по общевоенной подготовки; ответственность за достижение определенного уровня требований общевоенной подготовки со стороны как обучающих, так и обучаемых; анализ воспитательных воздействий общевоенной подготовки на состояние воинской дисциплины; подведение итогов и постановку задач на очередной период;

    - комплексно-целевая программа воздействий по формированию у курсантов университета знаний, умений, навыков, необходимых в служебной деятельности, а также высокой исполнительности, дисциплинированности, строевой подтянутости и готовности к самостоятельному руководству повседневной деятельностью подразделений дала положительные результаты в обучении курсантов;

    - в экспериментальном подразделении со второго курса с началом действия комплексно-целевой программы изменилась самооценка курсантов, повысилась их ответственность при подготовке к занятиям, поступки стали более осознанными, улучшилось состояние воинской дисциплины;

    - после стажировок в должностях командира отделения, заместителя командира взвода и командира взвода курсанты стали более критично относиться к нарушителям воинской дисциплины;

    - в ходе 7-8 семестров обучения (III зона) наиболее полно реализуется комплексно-целевая программа. В этот период курсанты проходят стажировку в войсках и, судя по отзывам из войск, 70% из них обладают умениями и навыками в воспитании и обучении подчиненных, умело организуют и проводят занятия по общевоенной подготовке, проявляют инициативу и самостоятельность в любых условиях служебной деятельности, обладают командирскими качествами, организаторскими способностями, позволяющими руководить подчиненными.

    Осуществление комлексно-целевой программы связано с реализацией следующих разработанных в диссертации практических рекомендаций:

    1. Для более полного и всестороннего анализа состояния воинской дисциплины в подразделениях и дисциплинированности военнослужащих использовать педагогические возможности влияния на поведение воинов таких факторов как: уставной уклад жизни и его влияние на поведение воинов; влияние внутреннего и гарнизонного наряда на формирование дисциплинированности; использование хозяйственных работ; разъяснительная работа в подразделении.

    2. В интересах повышения дисциплинированности курсантов, эффективности и результативности процесса обучения перестроить педагогическую деятельность преподавателей других дисциплин на основе реализации комплексно-целевой программы.

    3. Система работы педагогического персонала по повышению дисциплинированности военнослужащих в ходе занятий по общевоенной подготовке, разработанные в исследовании, может быть использована в повседневной деятельности других военно-учебных заведениях.

    4. Уровневая система комплексных планов в звене ВВУЗ - курс, другие научно-методические документы, успешно используемые в ВИТУ и позволяющие повысить дисциплинированность и развивать командно-методические навыки курсантов, могут быть распространены в других образовательных учреждениях МО РФ.

    В заключении подводятся итоги исследования, формулируются общие выводы и практические рекомендации.

    По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:

    1. Структура комплексной работы по воспитанию личного состава

    /ВИГУ. - СПБ; 1999.-1,2 п. л.

    2. Методика организации и проведения практических занятий по дисциплине «Строевая подготовка» /ВИГУ.-СПБ.: ВИГУ, 1999 г.- 4,9 п. л.

    3. Методическое пособие по организации караульной службы /ВИТУ.-СПБ;1999.-1,8п.л.

    4. Методика организации и проведения строевого смотра роты. /ВИТУ.-СПБ.: ВИГУ, 1999 г.-1,1 п. л.

    5. ' Учебно-методическое пособие для проведения занятий по общевоинским уставам Вооруженных Сил Российской Федерации с курсантами нового набора /ВИТУ. - СПБ; 1999. -3,1 п. л.

    6. План привития курсантам профессиональных качеств при изучении общевоенных дисциплин кафедры. /ВИГУ.-СПБ; 1999. -1,8 п. л.

    7. Материалы второй межвузовской научно-методической конференции «Психологическое и педагогическое обеспечение подготовки профессионала с высшим образованием: проблемы теории и практики»/ВИТУ. - СПБ; 1999.-2 п. л. (в соавторстве).

    8. Пособие по реализации комплексного плана привития командирских, качеств, методических навыков и навыков воспитательной работы курсантам /ВИТУ. - СПБ; 1999.-25 п. л.

    9. Комплексно-целевая программа дисциплинирующих воздействий на курсантов общевоенной подготовки. / Материалы межвузовской педагогической научно-практической конференции: «Личность педагога в современном военно-образовательном процессе» /ВМИР. - СПБ/ 2000.-0,2 п. л. Влияние рациональной организации повседневной деятельности личного состава на воспитание дисциплинированности воинов. / Материалы межвузовской педагогической научно-практической конференции: «Личность педагога в современном военно-образовательном процессе» /ВМИР. - СПБ/2000.-0,2.